«Уильямс» станет российским? Дмитрий Мазепин может купить команду для сына
За неделю до Гран-при Азербайджана (он состоится в ближайший уик-энд) в зарубежной прессе появились слухи, что российский бизнесмен Дмитрий Мазепин может купить команду Уильямс. ЭТО ВООБЩЕ ПРАВДА? Новость о том, что представители Мазепина ведут переговоры с владельцами команды, опубликовал итальянский Motorsport. По данным источников авторитетного издания, первые встречи состоялись в Шанхае во время недавнего Гран-при Китая. Правда Уралкалий главный актив бизнесмена (ему принадлежит главный пакет акций крупнейшего в мире производителя калийных удобрений) поспешил выступить с опровержением. Информация, появившаяся в СМИ, не соответствует действительности. Мы не ведем никаких переговоров относительно покупки Уильямса, говорится в официальном заявлении компании. Выходит, новость фейк? На самом деле, все не так однозначно. Отрицание переговоров не говорит о том, что они не могут начаться в ближайшее время. Такие сделки в мире Формулы-1 обычно обсуждаются за закрытыми дверями большие деньги любят тишину, и это касается всех видов бизнеса. Сама возможность продажи Уильямса не стала каким-то сюрпризом. Как и интерес к конюшне со стороны Дмитрия Мазепина. Да и, в конце концов, Уралкалий отнюдь не единственный актив в портфеле бизнесмена. При желании, он может оформить сделку через другую принадлежащую себе компанию, либо в виде консорциума с бизнес-партнерами как это сделал канадец Лоуренс Стролл, купивший в прошлом году Форс Индию. Кроме того, личное состояние Мазепина-старшего более 1 миллиарда долларов (по оценкам Форбс). Покупка терпящей бедствие команды Формулы-1, в общем, легко впишется в его семейный бюджет. ЗАЧЕМ ЭТО МАЗЕПИНУ? Затем же, зачем и Строллу чтобы помочь карьере сына. Мазепин-младший Никита давно на виду в младших сериях. Еще в 2016 году он стал пилотом по развитию Форс Индии, не раз участвовал в тестах и постепенно прогрессировал. Сейчас ему 20 лет и парень дебютировал в Формуле-2. Если по итогам сезона молодой россиянин пробьется в топ-5 общего зачета, то наберет достаточно очков для получения суперлицензии ФИА. А значит сможет выступать в Гран-при. Самое время озаботиться поиском места для перехода в высшую лигу! Но с этим, как обычно, проблемы. Никита талантливый гонщик, но не суперзвезда, да и вряд ли ей станет (хотя все возможно). У него нет поддержки заводских команд, нет статуса топ-юниора, как у Джорджа Рассела или Ландо Норриса. В последние сезоне результаты Мазепина пошли вверх в прошлом году он стал вторым в чемпионате GP3. И все равно, локомотивом карьеры Никиты является не его скорость, а деньги отца. От них же зависит и его будущее в Формуле-1. Конечно, Мазепин-старший может просто купить ему место например, в том же Уильямсе, откуда наверняка уйдет Роберт Кубица. Но цена вопроса 15-20 миллионов долларов в год. И если играть в долгую, то выступление Никиты в чемпионате мира на протяжении многих лет влетит в копеечку. Конечно, не исключено, что парень начнет демонстрировать феноменальный темп, выигрывать гонки и перейдет на зарплату. Но шансов на это немного. Уж не в Уильямсе точно. И чем вкладывать в его карьеру 100-150 миллионов, проще за сопоставимые деньги приобрести конюшню целиком. Тогда и место для пилота будет обеспечено. И какую-никакую прибыль удастся в будущем получить. Нормальный бизнес-проект. Именно так поступил Стролл-старший, выкупив под своего сына Лэнса Форс Индию, попавшую под процедуру банкротства. Именно это хотел сделать и Мазепин ведь Уралкалий тоже подавал заявку на приобретение индийской команды! Однако конюшня досталась канадцу. Представители российской компании усомнились в прозрачности сделки, заявив, что их предложение было более выгодным. Последовали жалобы в британский суд, но разбирательство по этому поводу идет до сих пор. ЗАЧЕМ ЭТО УИЛЬЯМСУ? Команда терпит бедствие. За несколько лет из крепкого середняка и претендента на подиумы Уильямс скатился в самый подвал таблицы. Болиды некогда великой конюшни проигрывают всем соперникам по секунде на круге, а Рассел и Кубица не борются даже друг с другом поляк откровенно не тянет на фоне британца. Технический директор Падди Лоу был фактически отправлен в отставку, разработка болида признана проваленной (Уильямсу не в состоянии помочь даже моторы Мерседес!), внутри коллектива депрессивная атмосфера, разброд и шатания Все это бьет по репутации. По перспективам. И, конечно, по бюджету. Если прошлый год Уильямс закончил в плюсе (с прибылью в 16 миллионов фунтов стерлингов), то сейчас акции команды резко теряют в цене (рухнули на 20 процентов за месяц!), зимой ушел крупный титульный спонсор, а выплаты за 10-е место в Кубке конструкторов, которое команда заняла в сезоне-2018, окажутся куда меньше, чем за 5-е в сезоне-2017. Банкротство пока не грозит, по перспектива эта не столь уж далекая. И любой крупный инвестор для Уильямса сейчас на вес золота! Не факт, что сэр Фрэнк Уильямс согласится продать свое детище целиком. Но ему уже 77 лет, здоровья не прибавляется, а сам железный Фрэнк давно устранился от управления командой, передав его своей дочери (и Клэр Уильямс, судя по результатам, со своей задачей справляется просто кошмарно!). В такой ситуации все может измениться в одночасье. И представители Мазепина наверняка прощупывают почву как и на каких условиях он может стать владельцем, либо совладельцем легендарной конюшни. В конце концов, слухи на пустом месте не рождаются. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА БУДЕТ ЛИ РУССКАЯ ТРОЙКА? В Формуле-1 раньше выступали российские команды. Целых две! Правда, результаты были удручающими. MIDLAND В 2006 году в чемпионате появился Midland. Канадский бизнесмен российского происхождения Алекс Шнайдер выкупил у Эдди Джордана его конюшню (в составе которой в 1991 году дебютировал сам Михаэль Шумахер), получил лицензию РАФ (Российской автомобильной федерации) и заявил коллектив для участия в чемпионате под флагом России. Правда, протянула команда один год. Португалец Тьягу Монтейру и голландец Кристиан Альберс ни разу не попали в очки, в Кубке конструкторов удалось опередить только Супер Агури, а в сентябре Шнайдер продал коллектив голландскому Спайкеру. Сейчас мы знаем эту конюшню под названием Рейсинг Пойнт. MARUSSIA В 2012-м настало время Маруси. Амбициозный проект шоумена Николая Фоменко по раскрутке российской компании-производителя суперкаров включил в себя и покупку конюшни в Формуле-1. Началось все с партнерства с Верджин, принадлежащей Ричарду Брэнсону. Собственно, в 2011-м команда так и называлась: Маруся-Верджин, что породило шутки на тему Девы Марии. Но затем Брэнсон полностью передал конюшню российским партнерам. Как и в случае с Мидландом, успехов не было за три полных сезона под именем Маруся ее пилоты не набрали ни одного очка. При этом Гран-при Японии-2014 закончился трагедией молодой француз Жюль Бьянки вылетел с трассы и врезался в трактор-эвакуатор, получив травму головы, из-за которой он скончается, не приходя в сознание, летом 2015 года. Та гонка стала предпоследней для Маруси. На Гран-при России-2014 (первом в истории нашей страны) она выставила всего одну машину. А после начала процедуру банкротства и, в итоге, прекратила существование.