«Трактор» поставлен на ремонт. Какое наследство досталось Борису Видгофу?
После смены главы региона отставка директора «Трактора» Ивана Сеничева и генерального менеджера Евгения Губарева была предсказуема и ожидаема. Они были ставленниками прежнего губернатора Бориса Дубровского, пользовались его безграничным доверием, поэтому и народное недовольство распространялось на всех трех примерно в равных пропорциях. К весне этого года ситуация достигла своего апогея: «Трактор» сотрясали бесконечные скандалы на фоне неважного выступления команды, и перемены пришлись как нельзя более кстати. Иван Сеничев, Борис Дубровский и Евгений Губарев Новый глава Южного Урала Алексей Текслер продолжил традицию своих предшественников и стал президентом клуба, а должности директора и вице-президента получил Борис Видгоф – влиятельный челябинский бизнесмен и политик. Теперь именно ему придется пожинать плоды работы прежнего руководства. Борис Видгоф Бронза, отставки и «блатные» игроки Как оценить время правления Сеничева и Губарева? Со спортивной точки зрения его вряд ли можно назвать успешным. «Трактор» лишь раз сумел пройти первый раунд плей-офф КХЛ, и этот поход увенчался выигрышем бронзы. Да и то этот успех в большей степени связан с тогдашним главным тренером Анваром Гатиятулиным. Добавим к этому постоянные тренерские и не только отставки – наставники менялись практически каждый сезон, а ведь было еще и расставание с вице-президентом Сергеем Гомоляко, после чего такую должность вообще упразднили и Губарев стал отвечать за селекцию. Анвар Гатиятулин Добавим также частые ошибки на трансферном рынке, особенно среди легионеров, присутствие в составе так называемых «блатных» игроков и получим не самую радужную картину. Из сезона в сезон в команде находились такие хоккеисты, как Сергей Сентюрин, появлявшийся на льду лишь эпизодически, Данила Мамаев, который, по мнению наблюдателей, мог быть в основном составе только благодаря личным связям, и сын генменеджера Данил Губарев, попавший во все новости из-за своей безголевой серии аж в 100 матчей КХЛ. Неоднозначный сезон/2018-2019 Прошлый сезон и вовсе получился самым неоднозначным и скандальным. После завоевания бронзовых медалей год назад из клуба ушел Анвар Гатиятулин. Расставание получилось не самым красивым: говорят, что специалист хотел остаться в Челябинске и сумму нового контракта запросил вполне рыночную, а не ту, что озвучивало руководство. В итоге Гатиятулин получил должности второго тренера в петербургском СКА и в сборной России, а на его место в «Трактор» пришел Герман Титов – в прошлом замечательный игрок, но тренер достаточно спорных качеств. Ни в одном из своих предыдущих клубов ему так и не удалось убедить в своей состоятельности. Например, в плей-офф он вышел только с омским «Авангардом», и то придя туда в середине сезона. Герман Титов Попытки Титова поставить команде «советский хоккей» привели к тому, что «Трактор» потерпел серию крупных поражений и еще до Нового года осел в нижней части турнирной таблицы Восточной конференции. Ситуацию срочно нужно было исправлять. Ставшему исполняющим обязанности главного тренера Алексею Тертышному пришлось столкнуться с настоящим шквалом травм, который не прекращался до самого конца сезона. Команда все-таки вышла в плей-офф, где уступила в четырех матчах екатеринбургскому «Автомобилисту», собравшему при спонсорской поддержке УГМК мощный состав. Соперник превосходил «Трактор» и классом, и длиной скамейки. Из-за травм у челябинцев в плей-офф толком некому было созидать. Алексей Тертышный Скандал вокруг миллиарда Но все это происходило на фоне вспыхнувшего скандала, связанного с финансированием «Трактора» из областного бюджета. Активисты Лев Владов и Николай Ольховский подняли шум по поводу выделяемой клубу в 2018 году областью и городом суммы более чем 1,3 млрд рублей. Вкупе с недовольством жителями Челябинска деятельностью Бориса Дубровского и не самыми впечатляющими результатами «Трактора» это сыграло свою роль. Люди вполне резонно начали задавать вопросы. Однако ответы на них получились не очень убедительными, к тому же, вскрылся факт телефонного звонка с угрозами Сеничева Ольховскому. В итоге тогдашнее руководство клуба не только не сумело как-то погасить конфликт, но и сделало все, чтобы он разгорелся еще сильнее. Стороны совершали в адрес друг друга выпады в СМИ и в соцсетях, что только накаляло ситуацию, а менеджменту тут же припомнили абсолютно все его ошибки вплоть до закрытия комментариев в соцсетях «Трактора». Объем суммы, выделяемой клубу из областного и городского бюджета, сократили до 945 млн рублей, но разговоры об этом поутихли лишь после всех рокировок в руководстве. Зачем клубу такое финансирование? Активистов можно вполне справедливо упрекнуть в игре на публику и погоне за «хайпом», но доля правды в их утверждениях есть. Все-таки не должен профессиональный клуб, решающий самые серьезные задачи и претендующий на медали, большую часть своего финансирования получать из госбюджета. Но, к сожалению, реалии профессионального спорта в нашей стране таковы, что зарабатывать на нем пока не получается, в отличие от, например, США, где ведущие лиги в игровых видах представляют собой бизнес-структуры. И полностью частных клубов у нас практически нет – на ум здесь приходит только футбольный «Краснодар». Почти все в большей или меньшей степени пока еще зависят от государственного финансирования. В ситуации же с Челябинском очевидно, что все дело в работе прежнего менеджмента. Руководство области из года в год заявляло о снижении объемов финансирования «Трактора» из госбюджета, об увеличении поддержки частных спонсоров, однако на деле все получилось наоборот. И есть ощущение, что при желании все можно было бы осуществить, однако ни Борису Дубровскому, ни Ивану Сеничеву и Евгению Губареву этого сделать так и не удалось. Посмотрим теперь, что получится у их сменщиков. Но что бы ни говорили злые языки, а Челябинск – хоккейный город. «Трактор» со своей многолетней историей давно уже стал его визитной карточкой. Заполняемость трибун домашней арены, даже несмотря на все скандалы и неудачи, всегда оставалась одной из высочайших в КХЛ. Может, кто-то и смеется над попаданием в топ-10 клубов в рейтинге Лиги, однако без поддержки области и города «Трактор» запросто мог бы пойти путем тольяттинской «Лады» и новокузнецкого «Металлурга», переведенных в ВХЛ (Высшую хоккейную лигу) – второй эшелон отечественного хоккея без особых перспектив возвращения. Вполне возможно, что в таком случае общественный резонанс мог бы быть куда более сильным, чем после недавнего скандала, а последствия необратимыми, вплоть до массового исхода юных челябинских хоккеистов в более перспективные команды и школы. Здесь необходимо понимать, что система «Трактора» – это вертикаль, которая включает в себя фарм-клуб «Челмет», клуб Молодежной хоккейной лиги «Белые медведи», хоккейную школу, команду ветеранов, а также всю инфраструктуру. Это в какой-то степени и социальный проект тоже, позволяющий мальчишкам осуществлять свои мечты, раскрывать таланты и становиться профессиональными хоккеистами. Поэтому нельзя утверждать, что общий бюджет состоит только из зарплат игроков, тренерского штаба и прочих сотрудников. При этом «Трактор» по своим финансовым возможностям является середняком в сравнении с остальными клубами КХЛ, и тягаться даже с лучшими командами Восточной конференции – «Ак Барсом», «Авангардом», «Салаватом Юлаевым», тем же магнитогорским «Металлургом» – черно-белые пока не в силах. А что может получиться, если команда вдруг получает мощного спонсора, мы могли увидеть в этом сезоне на примере того же «Автомобилиста»? Клуб из Екатеринбурга при поддержке УГМК серьезно укомплектовался и закончил регулярный чемпионат на первом месте в турнирной таблице Востока, уступив во втором раунде плей-офф. С прежними возможностями «Авто» о таком можно было только мечтать. Первые шаги нового руководства Борис Видгоф, едва получив новую должность, сразу же заявил о желании побороться за Кубок Гагарина. Такая цель крайне амбициозная и даже в чем-то сейчас фантастическая. Сделать для ее осуществления необходимо многое. Во-первых, бюджет команды как минимум должен оставаться на прежнем уровне, а по-хорошему – и вовсе увеличиться. От этого будут зависеть и все грядущие трансферы. Во-вторых, долю финансирования из госбюджета нужно уменьшать и делать упор на поддержку спонсоров. Здесь роль Видгофа как успешного предпринимателя должна оказаться крайне важной. Он уже заявил, что будет работать в клубе на общественных началах. Ход, может быть, в чем-то популистский, но все же верный. Градус вокруг команды необходимо снижать всеми способами. Наконец-то открытые комментарии в соцсетях «Трактора» тоже идут в копилку новому менеджменту. Сделать нужно немало, и это прекрасно понимает сам Борис Ефимович. На должность главного тренера был приглашен Петерис Скудра. До этого 43-летний латвийский специалист пять сезонов подряд возглавлял нижегородское «Торпедо», неизменно выводя его в плей-офф, однако первый раунд при этом удалось преодолеть лишь раз. Кандидатура достаточно спорная. Скудра известен своей эмоциональностью и требовательностью к хоккеистам. К тому же, исторически у приезжих тренеров в Челябинске мало что получалось. Однако прямо сейчас на рынке кандидатуры лучше не было, а тот же Анвар Гатиятулин связан контрактом со СКА и ФХР, поэтому выбор здесь был достаточно очевиден. Алексей Тертышный, к слову, войдет в новый тренерский штаб клуба. ПетерисСкудра Что дальше? Пока что все действия Видгофа встречаются со сдержанным оптимизмом. Многие уверены, что после прежних руководителей хуже уже не будет. Однако какие-то выводы делать пока рано. С учетом озвученной цели и внимания нового главы региона Алексея Текслера, которому важен прежде всего результат, ясно, что спрос с Видгофа в случае неудачи будет очень серьезным. Самое же главное здесь и сейчас – отсутствие громких скандалов. Команде просто необходимы прежде всего стабильность и спокойствие, поскольку вся предыдущая пятилетка напоминала скорее бесконечные попытки прохода по минному полю. Если у менеджмента получится хотя бы не наломать дров и не повторить ошибок предшественников, то результат обязательно будет. И никому даже в голову тогда не придет называть «Трактор» проблемой города, а не его гордостью. Фото: ФедералПресс / Максим Гареев