Войти в почту

"Возвращение" Алексея Курбатова

Поэма Фаины Гримберг "Андрей Иванович возвращается домой" написана в середине 1980-х годов. Тема произведения — мучительное ожидание любимого человека, не вернувшегося после войны. В поэтическом тексте бесконечно повторяется фраза-рефрен "Андрей Иванович не возвращается домой". Это образ любого солдата любой войны: " Уже прошла столетняя война, и семилетняя прошла война, и пятилетняя закончилась война; уже прошла трехлетняя война. И началась еще одна война. Андрей Иванович не возвращается домой." Ожидание, отгоняющее любую мысль о невозвращении, длится бесконечно: "Где мой родной, мой золотой, любимый мой?" Простые слова, монотонные повторы, отсутствие пауз, тем не менее, возвышают мысли, заложенные в тексте до высокой трагедии. Поэма Гримберг, по словам Курбатова, является выдающимся произведением. Поразительный контраст между простотой языка и сложностью возникающих образов вдохновил композитора на создание монооперы. Наталья Мурадымова. Фото: Елена Алексеева Музыка монооперы "Возвращение" также не имеет никаких остановок в своем развитии. Идет непрекращающийся поток сложной, плотной инструментальной фактуры, куда вплетается вокальная партия. Композитор не предполагает инструментовать клавир оперы и исполнять с оркестром, чтобы не перечеркнуть камерность жанра монооперы. Но фортепиано звучит так многосложно, многоярусно, что технически виртуозная инструментальная ткань поневоле навевает мысль о симфоническом оркестре и тембровых красках. Алексей Курбатов — прекрасный пианист, окончивший с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано. Возможно, его исполнение, отличавшееся масштабностью, техническим разворотом и симфоничностью, стало причиной таких размышлений. Форму монооперы автор определил как сонатную, протяженную, но классическую сонатную форму. Он указал на наличие побочной партии, как доказательство тому. Также репризность построения четко улавливалась. Вокальная партия интонационно вписывалась в гармонический язык сопровождения. Острой диссонантностью не отличалась и даже присутствовала напевная широта мелоса. Наталья Мурадымова блестяще спела свою партию. Никакой зацепки, неточности или помарки себе не позволила. Мощный голос певицы выказывал нужный драматизм, уходил в низы и рванул в кульминации на прерывающихся повторяемых слогах, изображая задыхающийся крик: "Мы задыхаемся, кричим: Андрей! Зовем: Андрей!" Композитор убедительно сделал эту кульминацию, певица максимально воплотила, добавив свой вокальный напряженно отчаянный нерв. Международный фестиваль "Опера Априори" и его руководитель и продюссер Елена Харакидзян ставят своей целью знакомство и популяризацию современной музыки, отводя ей почетное место в своих программах и считая ее важной составляющей. Алексей Курбатов и Наталья Мурадымова не впервые участвуют в фестивале и его проектах. Елена Харакидзян. Фото: Елена Алексеева Некий символизм указывал на связь героя поэмы Андрея Ивановича и места исполнения премьеры в церкви Св. Андрея. Этот дополнительный смысл давал интересный посыл слушателю, желанию идти дальше в дешифровках музыкально-поэтического текста, активизации ассоциативного мышления. Общее эмоциональное настроение оперы безрадостное, порой гнетущее, отражающее невыносимость и безнадежность ожидания. Но в конце происходит Возвращение Андрея Ивановича через рождение ребенка с такими же пестрыми глазами, как у него. Музыка реагирует на смысловой поэтический контекст просветлением и облегчением страданий. Приветствие артистов, поэтессы и композитора по окончании исполнения было долгим и дружным. После напряжения хотелось выплеснуть эмоции.

"Возвращение" Алексея Курбатова
© Ревизор.ru