Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика
Биатлон

Wiener Zeitung (Австрия): Европа и страх перед «русским медведем»

Винер цайтунг: (Der Spiegel) недавно написал о том, как Кремль использует в собственных интересах политиков из партии «Альтернатива для Германии» в качестве «полезных идиотов». Как с этим обстоят дела в Австрии?

Антон Шеховцов: Тут совсем другая ситуация. Немецкий истеблишмент настроен по отношению к русским по-настоящему критически. В Австрии же все крупные партии, в том числе Народная и Социал-демократическая партии, относятся к Кремлю хорошо. Австрия, конечно, не может повлиять на общеевропейский консенсус относительно антироссийских санкций, но ее хорошие отношения с политическими кругами выгодны Москве. Кроме того она не хочет вмешиваться в политику, как это пытаются делать, к примеру, Германия и Франция.

Видео дня

— Российский президент приезжал на свадьбу главы . Для него здесь открыты все двери?

— Бывший канцлер (Christian Kern) получил предложение занять руководящий пост в одном российском государственном концерне. Экс-канцлер Альфред Гузенбауэр (Alfred Gusenbauer) также активно участвует в деятельности пророссийских сил. Отношения хорошие. Даже если Австрийская партия свободы (АПС) положительно настроена по отношению к России, Москва не хочет поддерживать отдельные партии, потому что это могло бы навредить ее отношениям с другими.

— Партия свободы, однако, еще в 2016 году подписала соглашение о сотрудничестве с путинской .

— Это был символичный жест. Им не нужно соглашение, чтобы сотрудничать. Кремль принял это решение незадолго до второго тура выборов президента Австрии. Согласно опросам, кандидат от Партии свободы (Norbert Hofer) и кандидат от «зеленых» Александер ван дер Беллен (Alexander van der Bellen) имели равные шансы. Кремль надеялся, что Хофер победит и посетит Москву — этот жест был бы выгоден Кремлю. Но этого не произошло.

— Насколько велико влияние Кремля на Австрийскую партию свободы?

— Я не думаю, что Россия управляет этой партией. Однако АПС действует в соответствии с линией и пропагандой Кремля — в отношении Украины, Сирии, частично США и . Так что в этом плане партия полезна для русских. В 1990-х годах, когда во главе нее стоял (Jörg Haider), АПС выступала за НАТО. Но с тех пор ее позиция изменилась на 180 градусов — Хайнц-Кристиан Штрахе (Heinz-Christian Strache) является противником НАТО, и в этом смысле его позиция пересекается с позицией Кремля.

— В преддверии выборов в растет нервозность в связи с влиянием на них России. Насколько велико это влияние в рамках «информационной войны»?

— Отчасти его преувеличивают. У Кремля нет плана по влиянию на выборы в целом. Он хочет усилить своих союзников в тех странах, где у него нет конфликта интересов. АПС он, как я уже сказал, не может поддержать, потому что это могло бы навредить его отношениям с другими партиями. В Германии он на выборах в 2017 года лишь косвенно поддерживал АдГ, чтобы не раздражать так называемых «понимающих Путина» в рядах ХДС и СДПГ. Кремль действует весьма осторожно. В скандинавских странах ему особенно тяжело влиять на ситуацию — в Швеции, Дании и Финляндии у Москвы нет союзников.

— А как же правые популисты из партии «Шведские демократы»?

— Они боятся влияния России. Там ситуация несколько отличается от ситуации в Западной Европе, где считается в порядке вещей появляться на прокремлевских мероприятиях. Да и в Дании право-популистская Народная партия не является пророссийской.

— Орбан также активно контролирует СМИ.

— Да, в Венгрии иногда распространяются еще худшие теории заговора, чем в российских СМИ. У «России сегодня» было представительство и в Венгрии, но через год работы его упразднили, потому что на него не было спроса. Аналогичная ситуация была и в Италии. С тех пор, как к власти пришла правая «Лига Севера», Москве вообще не приходится вмешиваться.

— Повлияет ли Россия на результаты выборов в Европарламент?

— Не думаю. Русские не смогут помочь крайне правым получить еще больше мест в парламенте. Речь идет в большей степени о нарративе, который Москва распространяет через правых политиков в Европе.

— Что изменит новая крайне правая фракция в Европарламенте, в которую входит, в частности, АПС?

— Она полезна для Кремля, потому что помогает ему в распространении его влияния на европейском уровне. Фракция может даже занять третье место по результатам выборов. Москве это помогло бы влиять на дебаты в . Консерваторам, социал-демократам и «зеленым» станет труднее продвигать критические резолюции в отношении России. Большинство по-прежнему будет настроено скептически по отношению к ней, но оно станет численно меньше.

— Партии правого толка и Кремль имеют кое-что общее: они хотят ослабить ЕС и поддержать давние традиции, они презирают либеральные ценности, например, равноправие гомосексуалистов или женщин.

— Да, но в Европарламенте речь идет о другом. Россия просто хочет, чтобы Европа была менее критически настроена по отношению к ней. ЕС, по ее мнению, должен прекратить читать ей нотации на тему демократии. Российским элитам не нужны ни демократия, ни либерализм. Для них более подходящим образцом является Саудовская Аравия: они хотят вести бизнес с Западом, который, однако, должен помалкивать о правах человека. Чтобы добиться этого, России надо ослабить ЕС, потому что она не может конкурировать с ним, а может конкурировать лишь с отдельными членами ЕС. Кремль заинтересован в постепенной изоляции национальных государств.