Войти в почту

«Ты чемпион только на то время, пока стоишь на пьедестале»

Новый Карачай уютно расположился на правом берегу Кубани, в часе езды от Карачаевска. На первый взгляд это обычное для Кавказа селение — небольшие домики утопают в зелени, а вокруг вереница горных вершин. Но за последние десять лет поселок стал еще и настоящим спортивным центром республики. Здесь находится самая крупная в Карачаево-Черкесии школа по борьбе на поясах — одному из древнейших и традиционных на Кавказе видов спорта. Что ни год, борцы из Нового Карачая занимают первые места на чемпионатах и кубках мира. Да и вся российская сборная по этому виду спорта в большинстве своем состоит именно из карачаевских спортсменов. Танцы перед схваткой Если верить историкам, борьба на поясах — один из старейших видов спорта, который был распространен среди восточных народов еще до нашей эры. Вот в каком виде он сохранился до наших дней: двое спортсменов выходят на ковер, встают лицом к лицу, а затем по команде — хватают друг друга за пояса и стараются повалить оппонента на лопатки. Здесь, в отличие от других дисциплин, нет борьбы в партере (т. е. лежа) и на коленях. Но за счет динамичных бросков борьба на поясах смотрится не менее эффектно, чем другие единоборства. В России ею занимались преимущественно тюркские народы. И сейчас основными центрами этого вида спорта остаются Татарстан, Башкортостан и Карачаево-Черкесия. — Борьба на поясах, или тутуш, — это частица культуры республики, да и всего Северного Кавказа, — говорит Дахир Лайпанов, главный тренер карачаевской сборной по борьбе. — Ни один праздник у наших предков не обходился без национальной борьбы. Тогда перед схватками борцы танцевали несколько минут, чтобы разогреть и размять мышцы. Совершать обычную разминку и хвастаться мускулатурой раньше считалось непозволительным. Поэтому помогала лезгинка. Грянул тутуш Первые упоминания о борьбе на поясах появляются в самых ранних циклах нартского эпоса. И прежде всего — в волшебных и бытовых сказках. — Предположительно, борьба на поясах появилась на территории Великой Скифии, которая занимала огромную территорию от Алтая до Дуная. Во времени это сопоставимо с античными Олимпийскими играми — с V века до нашей эры по I век нашей эры, — считает заведующий отделом языковедения и фольклора Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института Харун Акбаев. — Скифы населяли весь Кавказ, включая Северный Кавказ, территорию Азербайджана, Армении и так далее. Поэтому у местных народов издавна была популярна эта национальная борьба. Тутуш был обязательным элементом карачаево-балкарского троеборья и пятиборья. В троеборье помимо борьбы входила стрельба из лука и скачки. А к пятиборью также добавлялось толкание камня и парные танцы. Первоначально такие состязания носили не развлекательный, а сакральный характер и являлись формой служения языческим богам. — Сейчас борьбу на поясах хотят включить в число олимпийских видов спорта, и потому аутентичные правила понемногу забываются, а вместо них навязываются общие для всех, больше значения придается зрелищности, — говорит эксперт. — Раньше, конечно, победить тоже считалось очень престижным, но и проигрыш не являлся позором. Наоборот, особенной почестью было получить увечья или даже погибнуть. «Не думал, что когда-то стану тренером» Когда-то Дахир Лайпанов и не представлял, что будет тренировать будущих чемпионов по этому древнему единоборству, да еще и в своем родном поселке — Новом Карачае. В нулевые он приехал на малую родину из Москвы, где занимался бизнесом, и решил остаться, чтобы увлечь спортом сельскую молодежь. — Тогда в поселке не было никаких условий для занятий спортом, — вспоминает Лайпанов. — Мы с ребятами организовались и поставили в каждом переулке турники, чтобы молодежь пристрастилась к физкультуре, а не к алкоголю и наркотикам. Оказывали посильную помощь и односельчане. Тогда решили открыть и небольшую секцию по борьбе на поясах. Будущих чемпионов мира приходилось воспитывать в старом здании сельской администрации. В распоряжении бойцов был лишь просторный, но потрепанный зал без удобств: не было ни ковра, ни душа, ни раздевалок. Тренеры работали за идею, а финансов не хватало даже на ремонт протекающей крыши. Все поменялось в 2008 году, когда в поселке отстроили огромное здание физкультурно-оздоровительного комплекса, площадью почти 1700 квадратных метров. Здесь и обосновалась специализированная школа по борьбе — с тренажерным залом, отдельным залом для бойцовских тренировок, сауной и, главное, огромным тренировочным ковром. Теперь сюда едут дети со всех близлежащих поселков. Занятия для них проводятся бесплатно. — Раньше по всей республике были только маленькие разрозненные центры по борьбе. Было много было хороших спортсменов из Красного Октября, Теберды, Мары. Какое-то время самыми результативными были борцы из Чапаевского, но до того, как появилась наша школа. Об остальных населенных пунктах даже и не слышно было, — отмечает Дахир Лайпанов. Результаты не заставили себя долго ждать. В числе первых чемпионами мира от республики стали ученики школы Ренат Акбаев и Азнаур Аджиев. Именно спортсмены из Нового Карачая составляют костяк национальной, и во многом российской, сборной. А также из этой школы выходят самые титулованные спортсмены — пяти- и четырехкратные чемпионы мира, победители кубков мира и чемпионатов России. Руки не распускать! По словам тренера, борьба на поясах становится в республике все более и более популярной. Намного чаще родители отдают своих детей именно на этот вид спорта вместо более травмоопасных вольной и греко-римской борьбы. Посещать занятия в секции можно с 12 лет. — Сейчас кроме мальчиков это еще и девочки, которые наравне с ними добиваются успехов на крупных турнирах, — рассказывает Лайпанов. — На недавнем первенстве России среди спортсменов, рожденных в 2002—2004 годах, чемпионкой страны в весе до 70 килограммов стала представительница КЧР Дарина Джанкезова. Как уверяет Лайпанов, борьба на поясах позволяет укрепить здоровье, выработать координацию движений, умение группироваться при падениях. А также воспитывает в спортсмене благородство и дисциплину, чтобы он показывал свою силу и ловкость только на борцовском ковре и только в рамках известных правил. Физические параметры — рост, вес и даже объем мускулатуры — в этом виде спорта не так важны. Главное для борца — острый ум и крепкое здоровье. Он должен уметь грамотно продумывать и выстраивать свои действия во время схватки, успешно применять и чередовать приёмы. — Если ты не можешь прочувствовать оппонента и предугадать его действия, грубой силой не решить исход поединка, — говорит эксперт. — К тому же бездумное использование грубой силы может привести к травмам — своим и соперника. Борьба на поясах тем и хороша, что позволяет двум спортсменам довольно безболезненно выяснить, кто из них сильнее, без серьезных травм. Все решают удачные броски и приемы. А вот провоцировать соперника и распускать руки запрещается. Немало секций борьбы на поясах существует и за пределами Карачаево-Черкесии — они есть практически во всех регионах страны, но преимущественно в Татарстане, Башкортостане и в кавказских республиках. Очень популярна она на всей территории Средней Азии — в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане, Монголии, а также в Турции, Израиле, Греции. — Борьба на поясах у нас в крови. Где бы мы ни были, даже шутя друг с другом, всегда берем друг друга за пояса, делаем захват. Борьба на поясах — бросковый вид спорта, и он намного зрелищнее, чем вольная, — говорит самый титулованный боец на поясах в Карачаево-Черкесии Алибек Хапаев. — Особых ощущений от того, что я пятикратный чемпион мира, у меня нет. На одном из чемпионатов мира в Астане мне пожилой человек сказал: «Алибек, ты чемпион только на то время, пока стоишь на пьедестале. Как только ты с него спустился, твое первое место закончилось». Этим и стараюсь руководствоваться.

«Ты чемпион только на то время, пока стоишь на пьедестале»
© «Это Кавказ»