Про них...
(В самом деле: где еще играть «Школу для дураков» студентам Школы-студии МХАТ, как не в «Школе драматического искусства»!?) Директор театра О.Э. Соколова (честь ей и хвала!), несмотря на обилие проектов во вверенном ей учреждении культуры, после некоторых раздумий приняла предложение Марии. Но Дмитрий Брусникин (светлая ему память!), увы, премьеру в ШДИ не увидел… Что же такое эта брусникинско-зайковская «Школа для дураков»? Легкое, мимолетное, нежное прикосновение к потрясающему тексту и героям любимого романа. Взгляд на них сквозь магический кристалл из сегодняшнего дня и на себя - их глазами. Попытка понять природу чистоты их душ и помыслов и хоть немного соскрести с себя накипь нынешней «злобы дня». Поиграть с воображаемой машиной времени, ничего не играя и не изображая. Поклониться удивительному автору и своему не менее удивительному и так несправедливо рано ушедшему Мастеру… Фото: Наталия Чебан Семь юных солнечных человек: четверо симпатичных, но очень разных парня - Александр Золотовицкий, Федор Левин, Кирилл Одоевский, Леонид Саморуков - и трое дивных, ослепительно красивых девочек - Анжелика Катышева, Юлия Разумовская и Тасо Плетнер - по воле режиссера и автора инсценировки особо не озабочиваются последовательностью сюжетной линии романа. Они как бы выхватывают из него фрагменты авторского текста, эпизоды, реплики, междометия и даже вздохи героев и создают немного иллюзорное, зыбкое, но очень живое и захватывающее зрелище, вызывающее аллюзии с полотнами импрессионистов. Или с милыми детскими рисунками. И поэтому обозначенная лишь несколькими изысканными черными линиями ботичеллиевская Венера на одной из белоснежных занавесок кажется наброском в альбоме способного ученика на уроке рисования. Эти прелестные, похожие на облака занавески (поклон художнику Анне Шароновой) периодически сдвигаются, напоминая нам о Его Величестве Театре. И вдруг, внезапно открываясь, погружают нас в музыкальный водоворот песен Pink Floyd, Bobby McFerrin’а и даже Алексея Хвостенко, которые участники исполняют под собственный аккомпанемент. Надо отдать должное актерской рок-группе: играют они очень даже неплохо и вполне могли бы составить отличную музыкальную команду. (Музыкальное оформление Александра Золотовицкого, педагог по вокалу - Алена Хованская). Наверное, кому-то это может показаться режиссерской причудой. Но, на мой взгляд, такой прием не просто разнообразит действие. Он очень важен по смыслу: не произнося высоких слов, юные артисты как бы исподволь пытаются напомнить людям о той пресловутой шекспировской «дней связующей нити»… Фото: Наталия Чебан Разбирать по косточкам этот уникальный, как будто сотканный из воздуха спектакль значило бы поверять алгеброй гармонию. Час с небольшим пролетает как одна минута. И нельзя сказать, что темпоритмы спектакля какие-то уж очень стремительные. Напротив: действие развивается неспешно, с достоинством и уважением к автору и к зрителю. В том числе, к тому, который по недоразумению мог и не прочитать роман. Сказать, что юные актеры играют хорошо было бы не вполне верно. Здесь уместно вспомнить парадоксальное высказывание Олега Басилашвили после спектакля, в котором играл Лоуренс Оливье: «Он играет так, что видно, что он хорошо играет. А играть нужно так хорошо, чтобы этого не было видно!». Мне не было видно, что брусникинские выпускники играют хорошо. И все же они играли превосходно! Хотя вовсе не стремились демонстрировать свои таланты. И мастерство, которое, к счастью, им привили превосходные педагоги, работало не на их собственное эго, а исключительно в интересах спектакля. Это касается всех составляющих актерской техники: и умения простроить роль, и хорошо поставленных голосов, и пластики (превосходная работа хореографа Иры Га). Но, прежде всего, того, как «вкусно» они произносят текст Саши Соколова. Невооруженным глазом было видно, что они восхищаются им сами и призывают зрителей разделить их восхищение. И поэтому дивная проза в их исполнении звучала порой как стихи! А в самом начале своей загадочной мудростью даже напомнила хокку! И мне как зрителю было не важно, является ли это режиссерской задумкой или получилось у них интуитивно. Важно, что юные актеры вместе с режиссером попыталась приподнять нас над бытом, над суетой, над серыми буднями. Чтобы и мы подобно героям романа вспомнили свои первые увлечения, радости и горести, переживания и протесты. Но, наверное, главное состоит в том, что юные актеры, которым скоро предстоит окунуться в театральное производство, в массовку, в томительное ожидание хороших ролей, излучали какое-то не передаваемое обычными словами, неподдельное наслаждение и счастье от соприкосновения с превосходным текстом, от пребывания на сцене, от общения со зрителем и друг с другом. И когда в небольшом Грот-зале ШДИ по причине наступившей весны открылось окошко и в него прямо со Сретенки влез восторженный паренек с букетом сирени, тебе захотелось воспарить над Землей и вместе с Сашей Соколовым произнести что-то типа: «Так живите по ветру, молодежь, побольше комплиментов дамам, больше музыки, улыбок, лодочных прогулок, домов отдыха, рыцарских турниров, дуэлей, шахматных матчей, дыхательных упражнений и прочей чепухи». Фото: Наталия Чебан Как бы высокопарно это ни звучало, в тот дивный вечер из-под кожи этих ребят «сочилась душа» прекрасного человека Дмитрия Владимировича Брусникина. И мне даже почудилось, что в Грот-зале в углу за последним рядом вместе с прекрасной Марией Зайковой стоял и переживал за своих питомцев и он - их Учитель, которому посвящен этот спектакль.