Ещё
Фанаты скандируют оскорбления в адрес Дзюбы
Фанаты скандируют оскорбления в адрес Дзюбы
Футбол
Фанаты устроили сюрприз на день рождения Медведевой
Фанаты устроили сюрприз на день рождения Медведевой
Фигурное катание
Сын Зарипова забил буллит необычным образом
Сын Зарипова забил буллит необычным образом
Хоккей
Соперник Нурмагомедова пропустит бой
Соперник Нурмагомедова пропустит бой
MMA

Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу 

Зачем русские женщины устраивали бои на Масленицу
Фото: Кириллица
Женщины могут подраться, и это никак не зависит от страны или эпохи. Но иногда поединки с участием представительниц прекрасного пола устраивали специально. Поступали так и на Руси. Причем, цели у женских кулачных боев могли быть самыми разнообразными: от разрешения судебных споров до повышения урожая льна и конопли. Проводились такие побоища и на потеху публике.
Судебные поединки
Доктор исторических наук в своей статье «Поединки в древнерусской воинской культуре» написал об участии представительниц прекрасного пола в судебных боях. Они проводились на Руси с незапамятных времен вплоть до XVI века, если между людьми возникал гражданско-правовой конфликт. Например, соседи никак не могут поделить участок земли или речь идет о защите чести и достоинства. Как правило, большинство разногласий разрешалось без поединков, но если установить истину никак не удавалось, то дело могло дойти до прямого столкновения на «поле» — так называлось место судебных ристалищ. Порядок проведения таких боев был строго регламентирован. Например, Псковская Судная грамота (нормативно-правовой документ, первая редакция которого была принята на народном вече в 1397 году) запрещала поединки между мужчинами и женщинами, поскольку ни один из противников не должен был находиться в заведомо проигрышном положении. Если разногласия возникли между представительницами прекрасного пола, то и на бой они должны были выйти друг против друга. Но если соперником оказывался мужчина, за честь женщины должен был постоять кто-то из родственников или специально нанятый боец. Некоторые удалые молодцы подрабатывали участием в таких поединках. Впрочем, согласно Псковской Судной грамоте, бойцов имели право нанять и пожилые люди, инвалиды, священнослужители, подростки. В-общем, все кто не мог сам постоять за себя. Поединки проводились в особом месте в присутствии недельщика (своеобразный аналог современного судебного пристава). Часто противники использовали оружие. Дрались с ним и женщины. Так, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» (1549 год издания) изложил свои воспоминания о двух посольских миссиях в Россию, состоявшихся в 1517 и 1526 годах. Автор указал, как были экипированы участники судебного поединка: «Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копьё, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заострённое с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки».
На Масленицу и другие праздники
Кулачные бои традиционно проводились на Масленицу и другие праздники. Изначально они были посвящены верховному богу славян Перуну, покровителю воинов. Иногда подобные забавы устраивались на свадьбах, отсюда произошла поговорка: «Какая свадьба без драки?» Считалось, что разудалое веселье и лихой бой — это не только возможность продемонстрировать молодецкую удаль, но и дань уважения языческим силам природы, которые в ответ обязательно проявят благосклонность к людям. Известный исследователь древних боевых традиций Алексей Мандзяк в книге «Славянские воинские искусства: От культа земли к воинскому поединку» (Минск, 2006 год издания) отметил, что в масленичных кулачных забавах могли принимать участие девушки и женщины. В книге говорится: «В некоторых местах Саратовской губернии существовал обычай женских боев. Например, женщины села Окатная Маза в определенные дни собирались на вершине холма и состязались в рукопашном единоборстве. Начинались бои с поединка двух зачинщиц, а затем потом в бой вступали другие, и разгоралась массовая драка». Этнографы связывают данный обычай с древними языческими верованиями, согласно которым женские поединки и состязания на Масленицу способствуют повышению урожая конопли и льна. Эти культуры народное сознание напрямую связывало с проявлениями природной энергии представительниц прекрасного пола. И все же, повсеместной традицией на Руси девичьи и бабьи схватки никогда не были. Порой, наблюдая за своими мужчинами, сошедшимися «стенка на стенку», женщины тоже входили в раж, устраивали шуточную толкотню, потасовки. Они хватали друг друга за одежду, боролись. И редко дрались как мужчины, обычно не доводя дела до обмена кулачными ударами. Не случайно в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля есть поговорка: «Мужики дерутся врасходку, бабы всвалку».
Бабушка Прасковья
Наша современница Ксения Горская в 2012 году опубликовала на портале «Клуб женских единоборств» воспоминания бабушки своей бабушки, которую звали Прасковья. Эта женщина родилась в 80-е годы XIX века во Владимирской губернии. Ее рассказы были записаны в личных дневниках внучкой, которую звали Дарья Никитична. Прасковья жила в селе Горки, что находится на берегу реки Малый Киржач. А напротив стояла деревня Новинки Горские. С заречными мужиками и бабами часто на Крещенье и Масленицу и сходились сельчане. Одни назывались «горские», а другие «новинские». Случались потасовки и с жителями других соседних сел: Соколово, Никольское и Андреевское. В Новинках в ту пору (начало ХХ века) образовалась дружная девичья компания, которую возглавляли две бойкие и крепкие сестрицы: Алевтина (по прозвищу Стружка — из-за кудрявых волос) и Глаша. Однажды Прасковья и ее младшая сестра Груша пожаловались матери на воинственных зареченских девушек, и та научила своих дочерей некоторым приемам женской борьбы, которые знала с юных лет. После нескольких месяцев регулярных тренировок во время очередных зимних кулачных забав Параша с Грушей хорошо «отметелили» своих соперниц, что привлекло к ним внимание парней. Были потом и другие состязания с девушками из Никольского, Соколово и Андреевского, что остались в памяти бабушки Прасковьи. Впрочем, скорое замужество и домашние хлопоты быстро отвлекли деревенских заводил от подобных развлечений. Судя по всему, женские бои были больше похожи на современное дзюдо или самбо, чем на бокс. Многочисленные захваты за одежду и попытки свалить противницу с ног — эта техника боя сильно отличается от традиционных мужских кулачных поединков.
Матрена против Василихи
Эссе «Русские кулачки» Матвея Домрачева содержит воспоминания дедушки Прохора о женских поединках, которые проходили в Тамбовской губернии еще в начале ХХ века. Однажды случилось так, что во время масленичных боев молодой парень Прохор одолел известного бойца Василия. И от обиды жена побежденного, которую все звали Василихой, стала задирать супругу победителя Матрену. Пришлось Прохору научить свою невысокую юную женушку искусству борьбы «на кулачках», чтобы в следующий раз Матрена смогла дать отпор дородной бабе Василихе. Так и получилось. И воодушевившись примером победительницы, другие представительницы прекрасного пола стали участвовать в масленичных забавах. Правда, начавшаяся вскоре Первая мировая война навсегда положила конец подобным развлечениям. Трагически сложилась судьба и у Матрены, она умерла от тифа, когда ее муж был на фронте. Вернувшись, Прохор так и не женился.
Непримиримые разногласия
Но далеко не всегда женские бои проводились на публике. Порой представительниц прекрасного пола заставляли драться непримиримые разногласия. При этом дамы обычно не хотели, чтобы о поединке кому-либо стало известно. Причин для конфликтов у женщин может быть немало: соперничество за мужчину; имущественный спор; необдуманные слова и обиды. Если соседка распускает сплетни, если коллега ведет себя высокомерно, если продавщица утаивает сдачу — все это и многое другое может привести к физическому противостоянию. Часто в русских деревнях женщины дрались в банях, поскольку их обычно строят вдали от домов. Эти помещения закрываются изнутри, а что там происходит: мужикам знать не положено. в своем рассказе «Банька» привел описание драки между двумя взрослыми бабами, которую случайно подсмотрели 11-летние мальчики, заглянувшие в щелку из любопытства. Две дородные противницы били друг друга кулаками совсем по-мужски, стараясь ударить посильнее. Причем, обе предварительно разделись, чтобы не запачкать и не порвать одежду. Поскольку в рассказе победительница гордо заявила проигравшей: «Так что, подходила и буду подходить», можно сделать вывод, что дрались бабы из-за некого представителя сильного пола. И одна из них, видимо, ранее потребовала от соперницы не приближаться к этому мужчине, но не смогла отстоять свою правоту в ходе поединка.
Вот так по-разному дрались на Руси женщины. Одни — ради победы в судебной тяжбе, другие — ради парня или мужика, третьи — ради урожая конопли или простой забавы.
Лучшие моменты Премьер-лиги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео