«Главным соперником была сборная Китая». Московские школьники — об Азиатской физической олимпиаде

С 5 по 12 мая в Аделаиде (Австралия) прошла XX Азиатская физическая олимпиада. Впервые в ее истории абсолютным победителем стал российский школьник. Это ученик московской школы № 1589 Григорий Бобков. Результаты остальных участников команды тоже дают повод для гордости: сборная России завоевала две золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медаль. Mos.ru пообщался с преподавателем, который готовил московскую сборную, а также с двумя призерами олимпиады — Алексеем Шишкиным и Владимиром Малиновским. Они оба учатся в школе № 1589 по индивидуальному плану. Ребята могут не посещать обычные уроки, они сдают зачеты в конце четверти. Это значительно облегчает им жизнь, ведь подготовка к всероссийским и международным олимпиадам занимает огромное количество времени, а в перерывах между поездками на интеллектуальные соревнования есть еще масса учебных сборов. Словом, все как у профессиональных спортсменов. Алексей Шишкин: Решаешь задачи и смотришь на новые страны Ученик 11-го класса, обладатель золотой медали Мой путь как участника олимпиад начался достаточно давно. В шестом классе я попробовал силы на городском соревновании по физике для седьмых классов, в седьмом мне уже удалось выиграть в нескольких состязаниях, в восьмом — стать одним из победителей на заключительном этапе всероссийской олимпиады для девятиклассников. На данный момент я являюсь четырехкратным победителем финалов Всероссийской олимпиады по физике. Теперь добавилось золото азиатской олимпиады. И еще в июле прошлого года я взял серебряную медаль на Международной физической олимпиаде. На азиатской олимпиаде главным соперником традиционно стала сборная Китая. Китайские школьники всегда очень хорошо готовятся к олимпиадам по физике и стабильно занимают первое командное место. Также были представители Индии, Вьетнама, Сингапура, Тайваня, Индонезии, Турции и еще 15 стран. В этом году впервые в истории выступлений России на Азиатской физической олимпиаде представитель нашей команды стал абсолютным победителем — это Григорий Бобков, мой одноклассник. Я первый раз был в Австралии, сильное впечатление произвели животные этой страны. Мы ездили на экскурсию в сафари-парк, видели там кенгуру и коал. Во время поездок на олимпиады не только решаешь задачи, но и смотришь новые страны, знакомишься с новыми людьми. На этой олимпиаде мы общались с ребятами из Израиля, Казахстана, Румынии, Монголии. У меня есть друзья из других стран, с которыми я познакомился на олимпиадах и продолжаю общаться, переписываться. В основном это ребята из стран СНГ, с которыми можно говорить по-русски. На этой олимпиаде все задачи были очень сложными, это видно по результатам команд. Всего три человека набрали более 60 процентов от общего количества баллов, тогда как обычно на международных олимпиадах многие набирают 80 процентов и больше. Особенно сложным был экспериментальный тур. Мы должны были поставить несколько опытов с ферромагнитной жидкостью. Например, нужно было создать в ней волны, снять на видео, зарисовать их форму в листе ответов, вычислить скорость и другие параметры. Ребята справились с экспериментом не очень хорошо, потому что не всё успевали сделать, и мало кому удалось получить правильные значения нужных величин. Однако у российской команды один из лучших результатов в этом туре. На оба тура отводилось по пять часов. В теоретическом было три задачи, в каждой не менее десяти пунктов, а в экспериментальном — две задачи, в каждой по четыре отдельных опыта. Условия задач очень длинные, от 10 до 20 страниц, и примерно столько же занимают решения. Чтобы научиться справляться с такими объемами заданий, нужно специально готовиться не меньше года. В этом нам очень помогли тренеры сборной. Почему я увлекся физикой? Больше всего в жизни я ценю человеческое мышление. Поэтому я люблю все науки, но естественные и точные, такие как физика, химия, математика, даются мне лучше. Если я решу связать свою жизнь с физикой, то, скорее всего, буду поступать в МФТИ. Но я еще до конца не определился, потому что я так же серьезно занимаюсь химией, тоже участвую в олимпиадах. В школе я учусь по индивидуальному плану, так как подготовка к олимпиадам занимает очень большое количество времени. Иногда я занимаюсь до 12 часов в день! На обычные школьные уроки ходить не получается, приходится сдавать зачеты в конце четверти. Владимир Малиновский: В Австралии я познакомился с ребятами из других стран Ученик 11-го класса, обладатель серебряной медали К азиатской олимпиаде я готовился весь учебный год, занятия проходили трижды в неделю. Одно из них было полностью посвящено экспериментальной части, так как олимпиада делится на теоретический и экспериментальный туры. Кстати, оборудование для экспериментов, как правило, наши тренеры привозят с прошедших олимпиад и затем тренируют на нем школьников. Отбор на азиатскую олимпиаду — это большой путь. По результатам всероссийской олимпиады (у меня на ней было третье место) отбирают 32 человека, которых отправляют на сборы. Вначале отсеивают 16 человек, потом еще восемь. Оставшиеся восемь едут на «азиатку». А теперь пятерых из этих восьми отберут на Международную физическую олимпиаду, где будут бороться за победу участники со всего мира. Сейчас тренеры сборной находятся в процессе выбора этих пяти школьников. Олимпиада — это большое событие, которое запомнится надолго. Во-первых, я впервые был в Австралии. Сначала мы прилетели в Сидней и провели там день, увидели кенгуру. И даже попробовали их мясо! Оказывается, там его готовят. Во-вторых, олимпиада — это возможность познакомиться с детьми из других стран. Я в этот раз много общался со школьником из Сингапура, было интересно. Когда мы прилетели в Аделаиду, где проходила олимпиада, нас поселили в гостиницу. Сразу забрали телефоны, чтобы наши преподаватели не смогли передать нам задания. Дело в том, что они получают задания накануне вечером, чтобы перевести их с английского языка на русский. Поэтому все строго — никакого общения. Сама олимпиада состояла из двух туров: в один день теоретический, в другой — практический (экспериментальный). Задания в общем и целом соответствовали моим ожиданиям, хотя были немного сложнее, чем обычно. Отличие азиатской олимпиады от всероссийской в том, что на «всеросе» чаще всего дается одно сложное и объемное задание, а здесь много пунктов, за каждый из которых получаешь небольшое количество баллов. Как призер Всероссийской олимпиады по физике, я могу поступить без экзаменов в любой вуз, где есть соответствующее направление. Я выбрал Московский физико-технический институт, пойду на общую и прикладную физику. Виталий Шевченко: Должна быть слаженная команда для подготовки к олимпиаде Преподаватель физики школы № 1589 В школе, где я работаю, проходят занятия по подготовке к олимпиадам высокого уровня. Я готовил ребят из московской сборной к теоретической части азиатской олимпиады. Администрацией, классным руководителем, учителями-предметниками были созданы все условия для членов команды — учеников школы. Ребята учатся по индивидуальному плану. Естественно-научные лаборатории оснащены всем необходимым оборудованием, это дает возможность в любое время проводить практикумы и эксперименты. График подготовки к международным олимпиадам очень плотный. Так, начиная с января ребята особенно сильно заняты в связи с поездками на тренировочные олимпиады в Казахстан, Румынию, сборами по физике, участием в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников, в азиатской олимпиаде. Для трех учеников школы № 1589 — членов сборной России по физике на процесс подготовки по этому предмету наложились также другие сборы и интенсивы, так как ученики готовились еще к финалам Всероссийской олимпиады школьников и к международным олимпиадам по другим предметам. Все учителя-предметники знают о загруженности олимпиадников и, понимая это, варьируют объем домашних заданий в течение учебного года. Учебный процесс организован школой таким образом, чтобы ребята не беспокоились по поводу текущих оценок, промежуточной аттестации и подготовки к государственной аттестации по обязательным предметам: по приезде старшеклассников с олимпиад и сборов учителя-предметники разбирают с ними задания в индивидуальном порядке. Классный руководитель обеспечивает включение ребят в школьное сообщество, ведь впереди не только ЕГЭ, но и выпускной вечер, который должен стать памятным событием. Точно знаю, что ни одна просьба или проблема этих учеников не остается без внимания школы. Если говорить о специфике подготовки к международным олимпиадам в рамках дополнительного школьного образования, то в основном мы берем задания предыдущих международных олимпиад и тренировочных сборов. Так как я знаю достаточно много иностранных языков, то беру зарубежные задания и перевожу их на русский. Школьники достаточно уверенно владеют английским, но не настолько хорошо, чтобы однозначно и четко понимать условия сложных физических задач. Мы пока не определились, кто поедет на международную олимпиаду в Израиль в июле. Пришли к выводу, что неправильно выбирать просто по количеству баллов, заработанных на азиатской олимпиаде, нужно учитывать мотивацию ребенка. Бывает, что в абсолютных значениях школьник выступает хорошо, но мотивация постепенно снижается. У нас было так, что один школьник получил серебряную медаль и у него продолжала снижаться мотивация, а другой — бронзовую, но у него мотивация росла. И когда мы, просто ориентируясь на баллы, полученные на азиатской олимпиаде, отправили серебряного призера на международную олимпиаду, он выступил там хуже, чем на азиатской. То есть мы прогадали. Так что не все однозначно. Мы учитываем множество разных параметров: как ребята показывали себя на сборах в течение года, как относились к домашним заданиям и так далее. Мы уже достаточно хорошо знаем этих детей. С некоторыми из них я работаю полтора года, с другими — два с половиной. Есть школы, которые традиционно готовят участников заключительного этапа всероссийской олимпиады. Но когда речь идет о подготовке к международной олимпиаде, нужно приложить дополнительные усилия. Часто сильные школы не готовы освободить школьников от регулярного посещения основных предметов или снизить планку требований по ним до базового уровня. Были случаи, когда мы приходили к директорам этих школ и просили сильно не нагружать ребят, чтобы они могли спокойно готовиться к международной олимпиаде, но получали отказ. В школе № 1589 изначально исходят из того, что индивидуальный учебный план составляется совместными усилиями школы, родителей и ученика, в начале учебного года определяются формы обучения по разным предметам, в основном очно-заочная и заочная. Уверен, что ребята не подведут школу и на ЕГЭ. Я знаю, что выпускники прошлого года — призеры и победители международных олимпиад успешно справились с государственной итоговой аттестацией. В целом я доволен результатами наших ребят и на азиатской олимпиаде, и на других олимпиадах за последнюю пару лет. Хотелось бы также отметить, что ежегодные высокие результаты школьников на Азиатской и Международной физических олимпиадах — это показатель комплексной работы. Начинается она, конечно, прямо со школьного этапа всероссийской олимпиады. В это соревнование на начальном этапе вовлечены сотни тысяч школьников по всей стране. В столице естественно-научным олимпиадам уделяется особое внимание. Центр педагогического мастерства Москвы проводит большое количество спецкурсов и дополнительных тренингов для школьников, развивая их талант. Занятия ведут увлеченные своим предметом преподаватели, имеющие большой опыт работы в олимпиадном движении. Много времени посвящается практическим занятиям, на которых школьники учатся работать с экспериментальным оборудованием. Центр педагогического мастерства принимает участие в подготовке детей, начиная со школьного этапа и до международного.

«Главным соперником была сборная Китая». Московские школьники — об Азиатской физической олимпиаде
© Mos.ru