F1ЛОС’офия: Ники Лауда ушёл, легенда останется
В наш век тотального переизбытка информации трудно представить, насколько остро стояла проблема дефицита достоверных сведений о мировом автоспорте во времена СССР. По сути, единственным их источником был ежемесячный журнал «За рулём», где в конце каждого номера был совсем небольшой раздел, в котором писали обо всём понемногу, но утолить жажду знаний он не мог. Приходилось что-то придумывать, поэтому на первую же стипендию осенью 1976-го я выписал чехословацкий журнал Svet Motoru и с жутким нетерпением ждал следующего января, а когда дождался, каждый день с трепетом заглядывал в почтовый ящик: ну, когда же, когда придёт первый номер? Его не было довольно долго, зато потом прислали сразу два – журнал выходил дважды в месяц. Один из них был чуть ли не полностью посвящён прошлогоднему чемпионату, и там подробнейшим образом рассказывалось об августовской аварии Ники Лауды на Нюрбургринге и обо всём, что произошло после. По сравнению со скудным, почти без картинок спортивным разделом «За рулём» это казалось какой-то сокровищницей, а фотографий там было просто море. Честно говоря, теперь понятно, что полиграфическое качество того издания было средненьким, но тогда меня всё устраивало и даже более того. В букинистическом магазине был приобретён двухтомный чешско-русский словарь, и началось увлекательное погружение в гоночную тему, причём началось именно с драматичной истории о событиях второй половины сезона 1976 года, ставшей одной из легенд Формулы 1. Помню, что на длинной полосе из нескольких листов перфорированной по краям бумаги, использовавшейся в тогдашних принтерах (хотя такого слова тогда ещё не было) цветными фломастерами я, как умел, намалевал силуэт Ferrari 312T Ники Лауды и повесил то, что получилось, над дверью в своей комнате. Так сложилось, что именно Лауда стал для меня первым настоящим героем, вызывавшим безмерное восхищение. Но даже теперь, когда, казалось бы, мы уже всё обо всех знаем, а что не знаем, можем без особого труда найти в интернете и книжках, поскольку доступны любые источники, в Зале Славы Формулы 1 он занимает особое место. Сегодня в новостях BBC я услышал слова британца Дерека Уоррика, дебютировавшего в чемпионате мира в 1981 году: «В середине 70-х, когда я выступал в младших формулах, было два гонщика, которые выделялись на общем фоне – Джеймс Хант и Ники Лауда. И я хотел быть, как Ники, таким же отважным, идеально подготовленным физически и волевым». Через двадцать лет, когда гоночная журналистика уже постепенно становилась частью моей профессии, на паях с другом мы купили спутниковую тарелку и с 1997 года начали смотреть Формулу 1 на немецком канале RTL. Лауда тогда редко ездил на гонки, но в каждый уик-энд появлялся в студии этого телеканала в своей неизменной красной бейсболке и выступал в качестве эксперта. И мы невольно завидовали немецким болельщикам, которые сразу после финиша Гран При всегда внимали трёхкратному чемпиону мира. Примерно тогда же я начал регулярно читать журнал F1 Racing, в то время только появившийся, и на его страницах довольно часто печатались любопытные истории про Лауду, в частности, именно оттуда я узнал о том, как жёстко он торговался с Роном Деннисом, руководителем McLaren, когда в 80-х решил вернуться в Формулу 1. Кстати, вернулся он вовсе на за славой, а ради денег, которые ему были нужны для спасения его авиакомпании. Как известно, всё закончилось тем, что в 1984-м Ники выиграл свой третий титул. В середине 2001-го Лауда неожиданно вернулся в паддок и возглавил Jaguar Racing, сменив на этом посту Бобби Рэйхола. Продержался он недолго, руководство концерна Ford, которому команда принадлежала, действовало так, что никто бы, наверное, не смог ничего сделать – проект был безнадёжным. Спасла ситуацию только смена владельцев, и с 2005 года эта команда называется Red Bull Racing, а остальное уже история, которая к Лауде отношения не имеет. Разве что с Дитрихом Матешицем, совладельцем компании Red Bull, они не только земляки, но и добрые приятели. Однако стоит вспомнить один характерный эпизод, произошедший в январе 2002-го: Ники Лауда после многолетнего перерыва вновь сел за руль машины Формулы 1, лично протестировав Jaguar R2 на трассе в Валенсии. «Мне было интересно познакомиться с техническими преимуществами, появившимися за последние 16 лет, понять, насколько современная машина Формулы 1 изменилась по сравнению с той техникой, что я пилотировал во времена выступлений в гонках», – прокомментировал после тестов Лауда, которому тогда был 51 год. С тех пор, наверное, больше не было случаев, когда руководитель команды пилотировал одну из своих машин. Разговаривал я с Ники Лаудой лишь однажды, в паддоке турецкого автодрома Istanbul Park в августе 2006-го. Я тогда собирал материал для статьи о Нико Росберге, в том сезоне дебютировавшем в Williams, и задал вопрос о сыне чемпиона мира 1982 года Лауде, ведь он выступал в Формуле 1 в одно время с Кеке Росбергом. Вот что он тогда ответил: «Из молодых немецких гонщиков Нико, пожалуй, самый перспективный. (до дебюта Себастьяна Феттеля в Формуле 1 оставался ещё год) По крайней мере, у него неплохой потенциал, так что поживём – увидим. И лучше, по-моему, если отец не будет вмешиваться в его карьеру, потому что гонщик может развиваться, только если сам сформирует свою личность, своё собственное ego, если хотите. У меня тоже сын гонщик, так что я знаю, о чём говорю». Дальнейшее развитие событий подтвердило, что это предвидение оказалось точным. Сначала Нико отказался от услуг отца, который изначально был его менеджером, и сам занялся своей карьерой, а через десять лет стал чемпионом мира, выступая за команду Mercedes, одним из директоров которой был Ники Лауда. Сегодня Нико Росберг – один из тех, кто с искренней печалью отреагировал на известие о кончине Лауды: «Дорогой Ники, спасибо за всё, что вы для меня сделали. Я очень многому у вас научился. Ваша страсть, бойцовский дух, способность никогда не сдаваться и даже терпение в общении с молодёжью – все это было для меня примером. Вместе со всеми вашими поклонниками, которых по всему миру сотни миллионов, кого вы тоже вдохновляли и учили не сдаваться даже в самые сложные времена, я думаю о вас и о вашей семье, R.I.P.» Осенью 2013-го на экраны мира вышел фильм Рона Ховарда Rush, в российском прокате «Гонка», посвящённый противостоянию Лауды и Джеймса Ханта на трассах Формулы 1 в том памятном 1976 году. Относиться к этой картине можно по-разному, но лично мне она очень понравилась, и в любом случае образ Ники был воссоздан с удивительной точностью – спасибо и создателям фильма, и немецкому актёру Даниэлю Брюлю, сыгравшему эту роль. Благосклонно оценил фильм и сам Лауда: «Когда я смотрел его в первый раз, я был впечатлён. Там не было каких-то мелких искажений в голливудском стиле, он снят очень точно. И это меня приятно удивило. Я спросил Даниэля, трудно ли играть меня? "Очень трудно, – ответил он. – Потому что вы – живой человек, вас часто показывают по ТВ, люди знают, как вы говорите, реагируете, вы им в какой-то мере знакомы, поэтому роль очень сложная". Поэтому он поехал в Вену и обратился к помощи австрийского педагога, ведь для немца очень непросто говорить с австрийским диалектом. И он внимательно слушал, как я говорю по-английски. Когда я смотрел фильм, я был просто поражён: на экране я увидел самого себя». В ночь на 21 мая в программе одного из российских телеканалов по какому-то мистическому совпадению был этот фильм. Я случайно попал на самое начало, но подумал, что уже поздновато, да и видел я «Гонку» не раз, поэтому выключил телевизор. А первое, что узнал утром, было известие о том, что земной путь Ники Лауды прервался. Теперь я точно пересмотрю и фильм, и перечитаю автобиографию, которую он издал в 1986-м, когда окончательно завершил гоночную карьеру. Кстати, по-моему, это была самая первая книга о Формуле 1, в своё время попавшая мне в руки. По всему выходит, что Ники Лауда по-своему повлиял на мой выбор профессии. Низкий поклон и спасибо!..