Войти в почту

Ники Лауда мертв, но легенда жива

История человека, пилота и бренда Трехкратный чемпион «Формулы-1», а также создатель авиакомпании Niki австриец Ники Лауда умер 21 мая в возрасте 70 лет. Он был пилотом и на земле, и в воздухе: управлял спортивными болидами и сидел за штурвалом авиалайнера. Мы вспоминаем этого незаурядного человека, который сыграл свою роль и в развитии международного туризма в России. «Сколько раз могли убить, а умер старцем». Иосиф Бродский, конечно, не про гонщика это писал, но эта строка прекрасно описывает и биографию Лауда. Ведь в силу его профессии он не раз оказывался в опасных ситуациях. Жизнь Ники могла оборваться в 1976 году, когда он попал в аварию на старом «Нюрбургринге». Автомобиль загорелся, и Лауду еле-еле успели достать из пылающей машины. Пилот получил сильные ожоги и четыре дня провел в коме. В 2003 году по этим событиям был снят художественный фильм «Гонка». Как ни странно, автокатастрофа сделала Лауду еще более популярным. Он получил выгодный рекламный контракт от компании «Пармалат», а красный цвет бейсболки с ее логотипом впоследствии стал фирменным цветом нового увлечения самого Лауды – личной авиакомпании. Он «заболел» авиацией еще в 1974 году, полетав на одномоторной «Цессне», а уже через два года купил самолет «Голден Игл» и получил первое удостоверение пилота. Хобби переросло в бизнес. В 1979 году австриец основал чартерную авиакомпанию и дал ей свое имя – Lauda Air. И уже тогда сформировалась связь Ники с Россией. Именно Lauda Air доставила в Москву в 1980 году необычного участника Олимпийских игр – лошадь Мон Шери вместе с австрийской наездницей Элизабет Тойрер. За штурвалом двухмоторного «Фоккера» была тогда сам Лауда. «Это было действительно незаурядное путешествие. Я выбрал «Фоккер», который лучше всего подходил для этой цели, и мы отправились в путь. Лошадь всю дорогу заглядывала ко мне в пилотскую кабину и радостно ржала», – позднее рассказывал Лауда журналисту «Спорт-Экспресса». Восьмидесятые стали этапом роста бизнес-амбиций Лауды. В 1985 году Lauda Air из чартерного перевозчика превратился в регулярного. Предприниматель нашел партнеров в лице крупного туроператора Itas, который вложился в авиакомпанию, и та стала закупать большие самолеты. Boeing 737, 767-300ER, 777-200ER, Bombardier CRJ-100 и Airbus A320. Ники вышел на рынок дальнемагистральных перевозок, но этот опыт оказался неудачным: в 1991 году самолет Lauda Air упал в Таиланде, погибли 223 человека. После этого инцидента перевозчик сосредоточился на европейских маршрутах. В начале 2000-х казалось, что на коротких линиях традиционные «тяжелые» авиакомпании неконкурентоспособны. На волне бума лоукостеров Лауда продал контрольный пакет австрийскому нацперевозчику Austrian Air. И вновь привел авиакомпанию в Россию. Lauda Air начала сотрудничать с туроператорами по организации чартерных рейсов из Москвы в Зальцбург и Инсбрук. Впрочем, в дальнейшем эти проекты развивались уже без участия гонщика. В 2003 году Лауда окончательно продал долю в Lauda Air, но одновременно основал новую авиакомпанию на базе обанкротившегося Aero Lloyd. С названием вновь был неоригинален – его очередное авиадетище стало работать под брендом Niki. Ники Лауда продолжал летать лично: например, в 2007 году он сам провел в Домодедово самолет, который выполнял первый регулярный рейс Niki между Веной и Москвой. И, можно сказать, создал серьезную конкуренцию на этом маршруте для Austrian Airlines, так как минимальная цена билета составляла 99 €. В 2011 году Niki перешла под контроль Air Berlin, но к 2018-му эта немецкая компания обанкротилась, и Лауда неожиданно вернул себе контроль над активами перевозчика. До этого он уже успел основать еще одну авиакомпанию Laudamotion, специализировавшуюся на чартерах бизнес-класса. К ней он и присоединил то, что осталось от Niki. В 2015 году после резкого падения выездных турпотоков из России Niki отказалась от рейсов в Москву. Проблемы испытывал и сам перевозчик. В 2018-м большую часть акций выкупил ирландский лоукостер Ryanair, однако Ники остался в правлении и собирался заняться перестройкой бизнеса поглощенной Niki. И хотя теперь эта авиакомпания осиротела, Ники всегда останется с ней – в ее имени.

Ники Лауда мертв, но легенда жива
© HotLine.travel