Когда в календарях согласья нет

Дискуссия по поводу пересмотра укоренившейся системы управления отечественным спортом в сторону ее обновления, оптимизации, поиска более совершенных форм продолжается. Она, напоминаю, началась с публикации авторитетного мнения известного специалиста в этой социально важнейшей отрасли, советника министра спорта Российской Федерации (на общественных началах) Александра Душанина. Он высказал его в беседе с автором этих строк, но на сей раз позволю себе поделиться, включившись в разговор на заданную тему, собственными рассуждениями. Не правда ли, радует, когда зрительный зал, концертный либо театральный, заполняется до отказа. Народ идет, валом валит на любимых артистов, музыкантов, несущих в массы высокое искусство. А разве большой спорт не такое же искусство со своими именитыми исполнителями, и на аренах, на которые он распространяет свое магическое действие в самых разных проявлениях, тоже хочется видеть аншлаг, а не огорчаться их полупустой, а то и вовсе отсутствием болельщиков, создающих ту самую неповторимую атмосферу празднества. Для этого необходимо приложить немало усилий и изобретательности, в том числе… Понятие "управление" весьма многостороннее. Оно, помимо всего, касается четкости и ясности при формировании внутреннего (увязку с международным пока оставляю в стороне, к ней вернусь) месячного, квартального, наконец, годичного календаря спортивных мероприятий, чтобы одно – имеются в виду, прежде всего, крупные турниры (спортивные игры не в счет, у каждого из них свое расписание), организуемые в одном месте, - не "наезжало" на другое. Сколько раз доводилось слышать, да и сам часто попадал в подобную ситуацию (как, наверное, и многие): хочется побывать (примеры условные) и на состязаниях борцов, и поглядеть на чемпионок-синхронисток, и сходить на выступления гимнасток, но не получается, приходится выбирать что-то одно, поскольку, к сожалению, нередко все проходит в одни сроки, в одно время. Мало того, что такое положение, препятствуя посещаемости, заполнению трибун, бьет по популярности, так одновременно это и удар по экономике, особенно в тех случаях, когда предусмотрена покупка билетов. Ограничивается возможность, подчас достаточно чувствительно, возместить хотя бы часть затрат, убытки по подготовке и проведению соревнований. Вспоминаю кабинет на втором этаже на Лужнецкой набережной, куда заглядывал часто по служебной необходимости, когда работал в союзном Госкомспорте. Здесь располагался тот самый отдел, который целиком был поглощен составлением календаря. Работа очень непростая, кропотливая, требовала предельной внимательности, усидчивости, даже своего рода инженерного пространственного мышления и воображения. Поскольку на финише отсюда исходил толстенный талмуд-документ под стать сложнейшей строительной конструкции. Сравнение – не натяжка. Ведь прежде и для того, чтобы появиться на свет сверхобъемному сверстанному плану, прежде чем представить его на утверждение коллегии, руководитель этого ответственного направления в управленческом аппарате Владимир Деревянко вместе с коллегами собирал со всех этажей, со всех федераций сведения о планируемых ими соревнованиях. Выстраивал их, сводил вместе, разводил, все тщательно выверялось, чтобы наиболее важные события не накладывались друг на друга. Да, не всегда на предложение скорректировать сроки и прочее, встречал взаимопонимание, приходилось убеждать, что это в интересах самих федераций. А еще эта изрядная ломка головы, согласовывая все с официальным международным календарем. Абсолютного результата, т.е. полностью избавиться от накладок не получалось, крайне сложный процесс, но близко к нему отрегулировать все-таки удавалось. Замечу, подчеркну еще раз: то, о чем говорится, касалось, прежде всего, главенствующих, особо значимых официальных мероприятий.Так называемые второстепенные опускаю, хотя и их старались не упускать из вида. Сейчас этого, сводного единого плана, к сожалению, нет. Каждый сам себе хозяин, о согласованности действий в интересах общего дела, интересах спорта, его публичности, удовлетворения зрительского внимания речи нет. Подчас пустые трибуны на соревнованиях - наглядный отклик на эту разобщенность. Видимо, назрела необходимость воссоздать орган, который занялся бы решением этой проблемы, каким-то образом прослеживал ситуацию, образно говоря, держал руку на пульсе.Как – может, подойдет это сравнение - контролируют в городах интенсивное уличное автомобильное движение, разводя при надобности в часы пик потоки. Чтобы не быть голословным – вот два свежих примера. В первые дни июня наш олимпийский велотрек в Крылатском отметил свое 40-летие, и еще как – проведением "Гран-При Москвы", собравшим под крышей этого великолепного сооружения целое созвездие именитых мастеров из многих стран – победителей и призеров чемпионатов и Кубков мира. И в эти же сроки олимпийский гребной канал принимал Большую Московскую регату (БМР). Конечно, у каждого из этих мероприятий свой болельщик, но немало таких, которые с удовольствием в выходные дни посетили бы оба, и Денис Дмитриев, экс-чемпион мира, получил бы большую порцию аплодисментов за свою убедительную победу в спринте. Но как, если и там и там предварительные и финальные заезды (а соревновательная программа была олимпийской, что в канун предстоящих Игр-2020 в Токио поднимало градус интереса к ним) проходили практически в одно время. В общем, и дилемма, и незадача… Смотрю на БМР еще и с другой колокольни. Дело в том, что абсолютно в те же сроки в Люцерне расчехлили весла и спустили лодки на воду участники весьма представительного чемпионата Европы по академической гребле – 600 спортсменов из 34-х стран. Естественно, те национальные федерации, государственные флаги которых развевались в Крылатском (имеются в виду европейские), отправили в Швейцарию свои, пожалуй, лучшие экипажи. Российская (ФГСР) - тоже, 11 лодок, в том числе ударные для нас – мужскую четверку парную и женскую восьмерку, с которыми уже не один год связываем свои главные надежды. Девушки, можно сказать, почти оправдали их, выиграв "традиционную" бронзу (давно жаждем большего), а вот десятое место четверки – шаг назад с предыдущими результатами. Тогда спрашивается: зачем сознательно сами занижаем уровень БМР, выводя за скобки участников тех самых исполнителей, которые призваны своим выступлением и обеспечить успех соревнованиям, и утолить болельщицкий интерес? Подчеркну здесь, что на сегодня практически это единственный у нас в стране значимый международный старт гребцов-"академистов", и задолго было известно, что он пересекается с континентальным первенством. Такие состязания имеют смысл, когда есть жесткая конкуренция, красота и острота борьбы, привлекающая на трибуны зрителей. И, конечно, возможность в этом споре обогатиться дополнительно опытом, лишний раз – говорю, имея в виду, кандидатов в сборную России - изучить будущих соперников по отбору к грядущей олимпийской регате-2020, понять, насколько реально в том или ином классе завоевать необходимые лицензии, тем более, что диапазон выбора для нас, сказать по правде, узковатый. В том же чемпионате Европы в неофициальном командном зачете у нас лишь 14-17-е места… А разговор идет об одной из самых медалеемких олимпийских дисциплин, где разыгрывается 14 комплектов наград. Давайте вспомним, что некогда Большая Московская регата соответствовала рангу континентального и даже мирового первенства. Огорчительно, что эта планка по разным причинам постепенно значительно опустилась, и очень не хочется, чтобы БМР, на которой автору этих слов довелось и работать, и освещать, и вовсе превращалась во второстепенное состязание. В данном случае сдвинуть бы сроки, заранее согласовав их с международной федерацией (FISA), "окно" есть, следующий этап Кубка мира-2019 в польской Познани -21-23 июня. Все, думаю, смотрелось бы иначе с другим, куда более сильным составом участников, празднично.В определенной степени эта "звездность" компенсировала бы затраты на проведение, а они, надо полагать, немалые. Ну да ладно, чтоб уж не все выглядело так критично, хорошо, если пользу от минувших гонок в Крылатском извлекли (если подобное произошло) резервные составы, сегодняшние дублеры лидеров, а завтра (2024 год) – не исключено, потенциальные участники следующих после Токио Олимпийских игр в Париже. Или, скажем, будущие участники молодежного мирового первенства-2019, кстати, в японской столице.Наверное, это было целью нынешней регаты. Однако объективно эта цель видится куда выше, и зачем препятствовать ее достижению. Былую славу, прежний статус БМР пора возвращать. Давно снова ждем зрелища, яркого, незабываемого, на этой шикарной сцене (возвращаюсь к сравнению с искусством), какой является после серьезной реконструкции чудо-канал в Крылатском. Один из лучших в мире (уж намного похлеще люцернского на озере Ротзее, поверьте, бывал), со скользящими по его водной глади юркими, быстрыми скифами, да когда еще на веслах действительно мастера экстра-класса. Красота вокруг, достойная кисти художника, а сам канал достоин таких артистов-исполнителей. Как, согласны, Вячеслав Иванов, Александр Тимошинин, Геннадий Коршиков и многие ваши товарищи по золотым олимпийским ролям в золотых спектаклях прежних лет? А теперь о соревновании, которое тоже связано с греблей, однако не вписывается ни в один календарь, но которое уж точно не испытывало недостатка в зрителях, за которым внимательно следили миллионы людей во всем мире. Его победитель, Федор Конюхов, достоин всяческих почестей, возможно, звания заслуженного мастера спорта (внимание Министерства спорта), награды. Еще бы: 154 дня на веслах, один на один в лодке в бушующем океане, где порой высота волн достигала…25 метров. Лодку несколько раз переворачивало, заливало – но это "мелочь"… Главное – цель достигнута, переход от Новой Зеландии до берегов Чили успешно завершен. На последнем отрезке пути, когда финишная точка, мыс Горн, появилась в зоне видимости, навстречу отважному путешественнику выдвинулся корабль чилийских ВМФ, да притормозил, испугался зайти в пролив, испугался, что перевернется, настолько мощным был шторм, остался на рейде, а Конюхов дошел. И это в 67 лет! Дошел на руках, и удивительное дело – избежал, в отличие от спортсменов-гребцов, мозолей, истирая их о деревянные весла. Выручил раствор, состав которого сам разработал. Питался преимущественно сублимированными продуктами, они очень калорийны. Сон? Если удавалось выкраивать на него пару-тройку часов,- это было нечто. Все время надо было быть начеку. Его называют неземным человеком, нереальным, не будь таких, мы сникнем. Федор Филиппович, писатель, журналист, а с недавних пор и священник, - из тех одержимых, кто постоянно идет вперед, опережая время. Они вдыхают в нас желание, взяв одну, без боязни идти покорять следующую вершину, не обязательно это в буквальном смысле горы, в жизни много разных вершин. Федор Конюхов нынче озабочен новой идеей, нет, она преследует его давно, сразу после полета Юрия Гагарина. Именно тогда он загорелся мыслью когда-нибудь самому отправиться в заоблачные дали. Гагарин смог - и я хочу! За этим – желание подняться в стратосферу на воздушном шаре, это на 110 км, чтобы оттуда увидеть, какая она наша земля. Мечту свою намерен осуществить через пять-шесть лет, и уже сейчас, не теряя время, озабочен разработкой конструкции и постройкой шара, поиска места, где его предварительно испытать. Это не просто, вроде бы есть подходящая впадина где-то в Якутии. Да, живет в человеке дух покорителя, первопроходца. Хорошо известно, кто первым достиг Южного полюса? Норвежец Рауль Амундсен. Кто первым взобрался на Эверест? Новозеландец Эдмунд Хиллари. Кому первому сдался на милость победителя космос – нашему Гагарину. Кто первым оказался на Луне - американцы Нил Амстронг и Базз Олдрин . Знаем и о том смельчаке, который первым совершил под парусом безостановочное одиночное кругосветное плавание, преодолев 30 тысяч миль, - англичанин Робин Нокс-Джонстон. Россиянин Федор Конюхов теперь нацелен первым подняться в стратосферу на воздушном шаре. Однажды, еще в советские времена, почти 32 года назад, мне довелось быть свидетелем штурма стратосферы - в районе станции Париж, что в Одесской области. На это отважились наши доблестные парашютистки. Да, высота была иной – 15 километров. Но вы представьте себе эту картину – жгучая южная ночь и столько лететь, да еще с задержкой раскрытия купола, он "вспыхнул" над головой спортсменки метров за 500 от матушки земли. Нервы щекочет – мало сказать,эти четыре с половиной минуты парения казались целой вечностью.Но совершила же – тульская медсестра Нина Пронюшкина! А до этого был и дневной одиночный прыжок в свободном падении Эльвиры Фомичевой! А еще и два командных, и тоже исключительно женские. Смелость, как мы видим, не только города берет, но и океанские и вселенские просторы, ате мировые рекорды, не побитые до сих пор, напоминают лишний раз об этом. Мужчинам тогда не доверили, будем теперь ждать ответа от Федора Филипповича Конюхова. Надо отстоять честь сильного пола. Да и не перевелись смельчаки на земле российской. Михаил ШЛАЕН