"Поп-иконы" против скрипачей из регионов: кто "народнее" и "заслуженнее"?
Министр культуры Владимир Мединский на днях намекнул, что званием «народный артист» в России одаривать будут меньше, а приоритет в получении «народного» будут отдавать пусть малоизвестным, но классическим музыкантам, в том числе из регионов. «Первую скрипку в оркестре театра оперы/балета зрители не знают в лицо. Он известен узкому кругу профессионалов, но он выдающийся мастер, всю жизнь посвящает искусству. Потому, выбирая между этим скромным тружеником оркестра и не сходящей с телеэкранов "иконой" поп-культуры, мы, признаюсь, поддержим скрипача», — заявил министр. Что ж, когда из министерства звучат достойные предложения, грех не поддержать. Правда, в случае со званиями все равно все выходит как-то криво. Если уж существует звание со словом «народный», нелогично одаривать им безвестных первых скрипок, будь они хоть в тысячу раз талантливее Ирины Аллегровой со Стасом Михайловым. Битва за звания. Кто и за что дает артистам "народных" и "заслуженных" Если уж начистоту, все эти звания — советский анахронизм времен дипломов и вымпелов, который хорошо бы вообще отменить. Если народ тебя любит, ты будешь народным безо всяких кавычек и удостоверений. Заслужил уважение профессионального сообщества — будешь заслуженным. Кстати, то, что озвучил Мединский, по-человечески понятно, но с точки зрения русского языка абсолютно алогично. «Заслуженный» у нас — это кандидат в «народные». Полународный, что ли. Народный, но еще не совсем. Хотя по логике министра (которую опять-таки хочется поддержать) должно быть совсем наоборот: статус заслуженного должен быть куда выше. Значки ГТО и прочий культ, придуманный коммунистическими идеологами, от нас хотя бы уходил на какое-то время. А артистические звания никто никогда не отменял. И никуда они не денутся от нас. Прежде всего потому, что власть хочет творческую богему прикармливать столь незатейливым сахарком. А богема любит лесть. Принадлежность к высшим кастам, бесспорно, льстит. Это важнее, чем те льготы и денежные надбавки, которые полагаются обладателям званий. И для власти (для того же министра культуры в частности) это тоже весьма важный статус: если чиновник изволит даровать или не даровать слуге Мельпомены особое звание, отличающее его от коллег, значит, он стоит еще выше в этой иллюзорной иерархии, чем все эти Избранные. Министр культуры народнее всех народных и заслуженнее всех заслуженных. И надо его холить, лелеять и приносить дары, хотя бы нематериальные, чтобы приятно ему было. С другой стороны, «народные», пребывая в этом звании по многу лет, могут и распуститься да и пойти поперек «наинароднейшего». Вот, скажем, Сергей Маковецкий, получивший высшее звание еще при Ельцине, взял да и снялся в короткометражке-фельетоне «День до...» в уморительной роли министра культуры. Этот фильм Бориса Хлебникова не пускали в прокат. Между тем режиссер Хлебников снял такие заметные фильмы последних лет, как «Сумасшедшая помощь», «Аритмия», «Обычная женщина», а званий не имеет. И, наверное, в обозримом будущем не получит. Нарушил иерархию, бузотер эдакий! А вот Леонид Ярмольник сам отказался от звания народного артиста (ранее отказывался и от «заслуженного»). Проработав на Таганке с Юрием Любимовым, он пришел к выводу, что «звания в нашей стране мало что значат». «Я глубоко убежден, что артиста должны знать по имени и в лицо, — говорил он в интервью «Собеседнику». — Звание "народного" у нас обесценено, оно практически уже у всех, хотя они не Ульяновы, не Евстигнеевы, не Яковлевы, не Ефремовы и так далее. Или еще проще и понятнее: представьте себе — народный артист США Джек Николсон, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Аль Пачино... Смешно!» Также Ярмольник напомнил, что у Владимира Высоцкого не было никаких званий.