Войти в почту

Паулу Соуза: Хочу, чтобы моя команда играла в поэтический футбол

ГЛАВНОЕ АТАКА, НО И, ОБОРОНЯЯСЬ, МЫ ДОЛЖНЫ ГНУТЬ СВОЮ ЛИНИЮ Во Флоренции (Паулу работал в Фиорентине в 2015-17 годах прим. ред.) вы хотели создать команду созвучную духу города. В Бордо такая же цель? Такая же. Хотя условия разные. Для меня очень важно понять специфику города, страны, в какой футбол играют команды, какие соперники. Затем я пытаюсь сделать так, чтобы моя концепция футбола пришлась по вкусу местным болельщиков. Я хочу, чтобы болельщикам нравился стиль команды, чтобы они говорили: команда играет в нашем стиле. А для этого я должен понять, что это за город, что за люди в нем живут. Но есть ведь принципы, которых вы придерживаетесь, выстраивая игру команды. Есть два важных момента. Первое. Нужна сбалансированность игры. Второе. Моя команда должна команда играть первым номером. Потому что, считаю, в первую очередь, осваивая атакующие действия, игрок развивается, растет в тактическом плане, развивает свои аналитические способности. Что касается оборонительных действий, мы и здесь должны навязывать свою игру, нельзя позволить сопернику доминировать на поле, проводить свою линию. Значит, потеряв мяч, надо как можно быстрее его вернуть. Отбор мяча это тоже коллективное действие, где каждый выполняет определенную роль. Но чтобы давать какие установки игрокам, я должен знать их возможности, иначе ничего не получится. То есть сначала нужно познакомиться, и потом очень деликатно двигать футболистов в нужном направлении, предлагая что-то новое. Когда вы появились в команде, первым делом представили своего помощника: Вот Виктор, слушайте его, от него много зависит, чтобы мы довели процент владения мячом до нужной величины. Владение мячом это действительно так важно? Только владея мячом, ты можешь строить нужную игру. Только владея мячом, игроки растут, учатся лучше ориентироваться в пространстве и времени. Поэтому мы работаем в первую очередь над организацией атаки, над тем, чтобы сделать ее более эффективной. Игра разбивается на этапы: начало атаки, ее организация, затем обострение, создание голевого момента, и последнее: взятие ворот. Для каждого этапа есть определенные правила, схемы каждый игрок должен им следовать. Конечно, есть место и импровизации, каждый может по-своему действовать в какой-то ситуации, но главные принципы должны соблюдаться. . ДЕЛО НЕ В СХЕМАХ, ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ ИГРОКИ ДУМАЛИ НА ПОЛЕ Бордо при вас играет по схеме 3-4-3, когда владеет мячом, и 4-4-2, когда обороняется. Объясните Само слово схема, по моему, это что-то такое кондовое. Конечно, если смотреть на поле сверху, то можно увидеть в разные моменты разное расположение игроков, то есть разные схемы. Но дело не в схемах, а в том, чтобы задействовать как можно большее и в глубь, и в ширь игровое пространство, и таким образом противодействовать прессингу соперника. Схема или, назовем иначе, расположение игроков должно быть таким, чтобы мы могли как можно быстрее дойти до ворот соперника. Хотя иногда стоит и замедлить развитие атаки. Это зависит от соперника. При обороне же меняем схему, чтобы как можно быстрее отобрать мяч. Поэтому в какой-то момент играе 4-2-3-1, в другой 4-3-3, или же в три защитника 3-4-3 Все зависит от ситуации. Иной раз мы видим, как центральный защитник Жюль Кунде вдруг без мяча делает забег по правому флангу Но не все партнеры его понимают. Чтоб его понимали, и чтобы вообще было взаимопонимание в команде, надо, чтобы все врубились в принципы организации игры, чтобы было единство мысли и действия, чтобы игроки автоматически делали то, что нужно. Но чтобы освоить все это, нужно время. Кому-то, у кого более аналитические мозги, это удается быстрее. А вообще можно как-то развить игровое мышление футболиста? Конечно, можно. Каждый человек способен развивать свое мышление. Была бы голова на плечах. И было бы желание. Но если ты думаешь, что уже все знаешь, и незачем чему-то еще учиться тогда все пропало! То есть все дело в отношении человека к работе. А мозг, его возможности просто бесконечные. Ну и конечно, чтобы развить игровое мышление, нужны определенные тренировки. Люсьен Фавр (тренер Боруссии) как-то сказал, что если игроки не умеют думать на поле, тут-то и корень всех проблем А как же без проблем! Проблемы игроков это своего рода вызов. Вызов нам тренерам, значит, что-то не так в тренировочном процессе. Не так объяснили, не так показали. Но, конечно, чем более думающий футболист, тем легче для него освоить новое. ТУПЫЕ ЗАБРОСЫ ВПЕРЕД НАМ НЕ НУЖНЫ! Когда ваша команда теряет мяч, схема меняется какие тут задействованы механизмы? Есть два важных момента: схема как руководство для коллективного действия и собственно индивидуальные действия. Что касается последнего, здесь надо работать над тремя аспектами. Первое. Моментальная перестройка от атакующего действия к оборонительному. Это не так просто. Такой щелчок в голове. Затем нужно уметь правильно прессинговать, то есть знать, какую зону перекрывать, куда перемещаться. Ну и конечно, есть еще и чисто технические моменты, над которыми работаем игра один в один, умение открыться, оторваться от опекуна и так далее. Отличительная черта ваших команд будь то Фиорентина или Бордо все игроки четко расставлены. Я уже говорил, игровое пространство должно быть как можно большим, в игру включаются игроки всех линий. И должно быть как можно больше вариантов взаимодействий между ними. Мяч должен легко перемещаться из зоны в зону. Если же команда сжимается, то в атаке ничего другого не остается, как только тупо пулять мяч вперед за спину защитникам соперника. Это нам совсем не нужно! Нужно дорожить мячом. Но это пока ясно и понятно далеко не всем игрокам. Чтобы расширять игровое пространство играть, нужны бровочники. Но, к примеру, Франсуа Камано (лучший бомбардир команды забил 10 мячей) почему-то постоянно смещается в центр и вообще отходит назад. Если назад вынуждены возвращаться крайние нападающие, значит, недорабатывают крайние защитники. Раньше, насколько я знаю, в Бордо Франсуа здорово проявлял себя в контратаках, но без мяча вел себя пассивно, держал просто зону, экономил силы для рывка. Но так как он правша, а играл на левом крае, само собой смещался в центр. Но Франсуа игрок широкого профиля может играть как в центре, так и на краях. Против Нима (Бордо проиграл 1:2), мы его поставили на правый фланг и он отыграл неожиданно неожиданно для себя, но не для нас тренеров очень удачно. Имел три голевых момента. Так что моя задача как тренера помочь игроку раскрыться с новой для него стороны. В КОМАНДЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РОМАНТИКИ В вашей жизни и карьере большую роль сыграл Марчелло Липпи. Это так? Много переняли у него? Все мои тренера так или иначе повлияли на меня. Я родился в городке на севере Португалии, глубоко на континенте. Тогда как все большие города на побережье. Бедная такая область, и я был мальчиком скромным, без особых претензий. Зато там у меня развилось умение созерцать, наблюдать. А ведь когда ты внимательно на что-то смотришь, ты анализируешь, принимаешь какие-то решения. Ты развиваешься, берешь лучшее от людей И тогда тебе проще адаптироваться к разным обстоятельствам. В Италии, где в футболе придают огромное значение тактике, Липпи много для меня открыл, научил анализировать игру. Но главное все-таки это оставаться самим собой. У вас несколько идеалистический взгляд на футбол, согласны? В принципе, согласен, даже не идеалистический, а, скажем так, поэтический. В футболе надо быть реалистом и здравомыслящим человеком, но все-таки в команде необходим кто-то с романтической жилкой чтобы делать что-то неординарное. Но если романтиком может быть отдельный футболист, почему бы и всей команде не показывать романтический футбол? Все зависит от угла зрения на футбол, как вы читаете игру. Но можно играть в романтический футбол или прагматичный, главное, получать от игры удовольствие. Футбол игра сильнейших эмоций: вы с мячом, соперник пытается отнять мяч, но вы все равно прорываетесь и забиваете. Вот поэзия футбола! Я хочу, чтобы моя команда играла в такой задорный, или, назовите, идеалистический футбол. Вы много путешествовали, работали в разных странах, это помогает лучше разбираться в характерах футболистов? Когда я закончил играть (в 2002-м), начал работать в сборной, причем на разных должностях шесть лет ездил на тренерские семинары УЕФА. Это позволило увидеть разные страны, посмотреть, как там развивается футбол, вообще познакомиться в разными культурами. Когда юношей играл в Бенфике, уже тогда понял, как важно футболисту знать, чем дышит местный народ, чтобы нормально общаться с людьми. Я был застенчивым пареньком, но надо было как-то переломить себя, стать более решительным. В Бордо же сейчас пытаюсь побыстрее освоить французский чтобы не только общаться с игроками, но и вообще с жителями города. ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАЖДУЮ ПАУЗУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДОЙ Когда вы пришли в Бордо сразу ввели совместные завтраки и обеды Это еще зачем? В моем арсенале есть многое чего! (Смеется). Когда хочешь достичь цели, мелочей не бывает. Во-первых, сделал это, чтобы игроки правильно питались, это очень важно до нагрузки одно меня, после другое. Во-вторых, для общения, для того, чтобы рассказать о каких-то нюансах тренировки, зачем мы делаем то или иное упражнение. А ведь некоторые, позволить приезжать за пять минут до тренировки так бы и делали! Португальские тренеры вообще отличаются научным подходом к работе, много говорят о так называемой тактической периодизации. Что это такое? Объясняю. Вообще упражнения должны быть такими, чтобы одновременно росла техника игрока, его тактическое умение, воля (умение совершать сверхусилие) и физика. Что такое тактическая периодизация? Это значит, футболисты должны осмысленно делать каждое упражнение, чтобы потом повторить в разных игровых ситуациях. Именно такой подход нужен, чтобы развивать футбольный интеллект игрока. Почему-то думают, что тактический подход не нужен в работе над физикой. Я так не считаю. Мой опыт говорит, что анализ нужен даже в тренажерном зале. Конечно, у каждого свое видение тренировочного процесса, нет какого-то идеального. Главное, верить в себя и гнуть свою линию. И уметь четко и простыми словами объяснить свою концепцию. Футбол стремительно меняется, наука играет все большую роль, команды используют GPS, компьютеры, различные программы Да, мелочей в футболе не бывает все идет в топку. Но ведь те же программы можно использовать по-разному. Мы создали наше собственное программное обеспечение, где моделируются разные игровые ситуации. Это не только и даже не столько статистика, а расшифровка действия. Мы разбираем действие по полочкам, объясняем, что сделано не так, почему передача не получилась, куда надо было переместиться и так далее. Существует много технологических инструментов. Взять, к примеру, GPS с его помощью мы можем рассчитать, сколько нужно футболисту времени, чтобы восстановиться после рывка. Вот даже так! Мы даже можем видеть, как движение механически воздействует на суставы это нужно для каких-то лечебных профилактических целей. Без всего этого не спланируешь правильно тренировочный процесс. Но начинается матч, и тут уже ваше влияние на игроков заканчивается Я хотел бы и во время матча влиять на футболистов! (Смеется.) Используешь каждую паузу в игре, чтобы что-то подсказать игрокам. Но, конечно, главное делается на тренировках. Это проще. Мы можем просто остановить двухсторонку, что-то объяснить. А во время матча игроки должны думать только своей головой.

Паулу Соуза: Хочу, чтобы моя команда играла в поэтический футбол
© SovSport.Ru