Ещё

Почему пилоты F1 стали совсем детьми? 

Фото: TopGearRussia.ru
В солнечную теплую субботу 13 мая 1950 года на автодроме Сильверстоун в присутствии его королевского величества Георга VI и еще 120 000 восторженных зрителей состоялся первый в истории Гран-при Формулы-1. По меркам нашей эпохи состав его участников был странным: на стартовой решетке бок о бок выстроились умирающий от туберкулеза джазовый певец, швейцарский барон и принц Сиама по имени Бирабонгзе Банудей Банубанд. Из 21 участника первой гонки пятерым было за 40, а троим за 50. Победителем в тот день стал бывший кавалерийский офицер Нино Фарина, которому вот-вот должно было стукнуть 44.
Тот самый момент, когда понимаешь, что вместо шлема прихватил из дома шапочку для душа…
В воскресенье 17 марта 2019 года в присутствии 324 000 восторженных австралийцев в Мельбурне состоялся 998-й Гран-при Формулы-1. На лицах у пилотов было куда меньше морщин: еще бы, ведь средний возраст участников составил 26 лет и 3 месяца абсолютный рекорд молодости в F1! Если бы картину не портил престарелый 39-летний , паддок напоминал бы ясли еще больше.
Когда и как Формула-1 ухитрилась стать такой молодой? Что привело ее от твидовых кепок и приличных рубашек к общению в Snapchat и татуировкам от плеча до пальцев? И не ждет ли нас в будущем стартовая решетка, состоящая из школьников?
Возраст пилотов F1 неуклонно снижался начиная с самой первой гонки. Уже к концу 1950-х он опустился до 32 лет и оставался на этой отметке несколько десятилетий. Разумеется, были и исключения: если построить график (как это сделали мы), то можно заметить резкие спады, связанные с появлением очередного вундеркинда.
Так произошло в 1959 году, когда 22-летний выиграл гонку всего с девятой попытки, став самым юным победителем в истории F1. Этот рекорд держался более 40 лет до победы в Венгрии в 2003-м. А в 1963-м, вскоре после триумфа Макларена, в 27 лет примерил чемпионскую корону. Это произошло лишь через год после его первой победы и стало новым рекордом F1.
Что привело F1 от твидовых кепок и приличных рубашек к общению в Snapchat и татуировкам от плеча до пальцев?
Пики на графике соответствуют тем редким случаям, когда старая гвардия чудом оттягивала неминуемый выход в отставку: Джек Брэбем, , все они стали чемпионами, когда им было уже под 40. 1990-е годы подарили нам еще немного пожилых чемпионов F1 , и Дэймона Хилла.
Тем временем болиды почтенных пенсионеров стремительно нагонял (иногда врезаясь в них) некий юный немец по имени , который завоевал свой первый титул в 25 лет, повторив достижение Ники Лауды 1975 года. История Шуми известна всем, но в эпоху его царствования начала складываться еще более юная коалиция…
В 1998 году McLaren открыл программу поддержки молодых гонщиков, а вскоре аналогичная появилась у Red Bull. Они искали молодые таланты и форсировали их карьеру в открытых колесах, получая в итоге пилотов F1, выдрессированных по корпоративному стандарту. В середине 2000-х на сцену вышли первые выпускники и . Они добились невероятных успехов. Но еще до их побед собственные школы открыли другие команды, и стартовую решетку начали заполнять тинейджеры.
Red Bull пошел еще дальше и в 2006 году создал собственную детсадовскую команду, переименовав купленную им Minardi в Toro Rosso. Именно там  сделал первый шаг в F1, еще не успев задуть 17 свечей на именинном торте. Он стал самым юным формульным пилотом и останется им навсегда: ведь позже FIA, испугавшись нашествия младенцев, ограничила минимальный возраст 18 годами и стала официально требовать для получения суперлицензии F1 гражданские водительские права.
В этом сезоне выпускниками молодежных программ являются 17 из 20 пилотов, хотя некоторые из них уже успели заматереть. Если прибавить к этому числу запасных и тестовых пилотов-юнцов, то станет очевидно: команды F1 уже не знают, что делать с этим счастьем.
Сегодня в автоспорте начинают соревноваться так рано, что уже в 20 с небольшим становятся ветеранами. Тот же Макс Ферстаппен 1997 года рождения уже девятый в рейтинге самых опытных действующих пилотов F1, причем компанию ему составляют (1992) и Карлос Сайнц (1994). Для сравнения: Дэймон Хилл дебютировал в Формуле-1 в 32 года.
Это означает, что у новичка F1 есть примерно пять минут, чтобы доказать свою ценность. Не вышло? Следующий! Льюис Хэмилтон стал чемпионом уже во второй сезон в F1. Однако таких, как он, единицы. Кристиан Клин, Хайме Альгерсуари, , … Где они все сейчас?
Но поток не иссякает. Этот год принес нам троих новобранцев, которые попали под крыло топ-команд еще до того, как у них начал ломаться голос: 22-летний (Toro Rosso), 21-летний Джордж Рассел (Williams) и 19-летний Ландо Норрис (McLaren) между прочим, самый молодой британец, когда-либо выходивший на старт Гран-при.
В год, когда он родился, был действующим чемпионом мира. Еще один титул позже завоевал Льюис Хэмилтон. И Ландо явно идет по стопам великих предшественников. В первой гонке сезона он убедительно обогнал в квалификации своего напарника Карлоса Сайнца, стартовав 8-м (для сравнения, в прошлом году Алонсо лишь дважды сумел пробиться в Q3), и финишировал 12-м. А в Бахрейне стал шестым, набрал очки и уверенно вошел в группу лидеров, чему немало поспособствовала прекрасная (в отличие от некоторых голландцев) выдержка.
И как же себя чувствует самый молодой пилот среди самых молодых в истории F1 соперников? Не теряется ли в лабиринтах автодромов? Слышал ли о временах, когда формульные пилоты носили усы и зачесывали на плешь последние пряди волос? Все эти вопросы мы задали Ландо Норрису лично…
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео