Войти в почту

Почему пилоты F1 стали совсем детьми?

В солнечную теплую субботу 13 мая 1950 года на автодроме Сильверстоун в присутствии его королевского величества Георга VI и еще 120 000 восторженных зрителей состоялся первый в истории Гран-при Формулы-1. По меркам нашей эпохи состав его участников был странным: на стартовой решетке бок о бок выстроились умирающий от туберкулеза джазовый певец, швейцарский барон и принц Сиама по имени Бирабонгзе Банудей Банубанд. Из 21 участника первой гонки пятерым было за 40, а троим за 50. Победителем в тот день стал бывший кавалерийский офицер Нино Фарина, которому вот-вот должно было стукнуть 44. Тот самый момент, когда понимаешь, что вместо шлема прихватил из дома шапочку для душа... В воскресенье 17 марта 2019 года в присутствии 324 000 восторженных австралийцев в Мельбурне состоялся 998-й Гран-при Формулы-1. На лицах у пилотов было куда меньше морщин: еще бы, ведь средний возраст участников составил 26 лет и 3 месяца абсолютный рекорд молодости в F1! Если бы картину не портил престарелый 39-летний Кими Райкконен, паддок напоминал бы ясли еще больше. Когда и как Формула-1 ухитрилась стать такой молодой? Что привело ее от твидовых кепок и приличных рубашек к общению в Snapchat и татуировкам от плеча до пальцев? И не ждет ли нас в будущем стартовая решетка, состоящая из школьников? Возраст пилотов F1 неуклонно снижался начиная с самой первой гонки. Уже к концу 1950-х он опустился до 32 лет и оставался на этой отметке несколько десятилетий. Разумеется, были и исключения: если построить график (как это сделали мы), то можно заметить резкие спады, связанные с появлением очередного вундеркинда. Так произошло в 1959 году, когда 22-летний Брюс Макларен выиграл гонку всего с девятой попытки, став самым юным победителем в истории F1. Этот рекорд держался более 40 лет до победы Фернандо Алонсо в Венгрии в 2003-м. А в 1963-м, вскоре после триумфа Макларена, Джим Кларк в 27 лет примерил чемпионскую корону. Это произошло лишь через год после его первой победы и стало новым рекордом F1. Что привело F1 от твидовых кепок и приличных рубашек к общению в Snapchat и татуировкам от плеча до пальцев? Пики на графике соответствуют тем редким случаям, когда старая гвардия чудом оттягивала неминуемый выход в отставку: Джек Брэбем, Грэм Хилл, Марио Андретти все они стали чемпионами, когда им было уже под 40. 1990-е годы подарили нам еще немного пожилых чемпионов F1 Найджела Мэнселла, Алена Проста и Дэймона Хилла. Тем временем болиды почтенных пенсионеров стремительно нагонял (иногда врезаясь в них) некий юный немец по имени Михаэль Шумахер, который завоевал свой первый титул в 25 лет, повторив достижение Ники Лауды 1975 года. История Шуми известна всем, но в эпоху его царствования начала складываться еще более юная коалиция... В 1998 году McLaren открыл программу поддержки молодых гонщиков, а вскоре аналогичная появилась у Red Bull. Они искали молодые таланты и форсировали их карьеру в открытых колесах, получая в итоге пилотов F1, выдрессированных по корпоративному стандарту. В середине 2000-х на сцену вышли первые выпускники Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель. Они добились невероятных успехов. Но еще до их побед собственные школы открыли другие команды, и стартовую решетку начали заполнять тинейджеры. Red Bull пошел еще дальше и в 2006 году создал собственную детсадовскую команду, переименовав купленную им Minardi в Toro Rosso. Именно там Макс Ферстаппен сделал первый шаг в F1, еще не успев задуть 17 свечей на именинном торте. Он стал самым юным формульным пилотом и останется им навсегда: ведь позже FIA, испугавшись нашествия младенцев, ограничила минимальный возраст 18 годами и стала официально требовать для получения суперлицензии F1 гражданские водительские права. В этом сезоне выпускниками молодежных программ являются 17 из 20 пилотов, хотя некоторые из них уже успели заматереть. Если прибавить к этому числу запасных и тестовых пилотов-юнцов, то станет очевидно: команды F1 уже не знают, что делать с этим счастьем. Сегодня в автоспорте начинают соревноваться так рано, что уже в 20 с небольшим становятся ветеранами. Тот же Макс Ферстаппен 1997 года рождения уже девятый в рейтинге самых опытных действующих пилотов F1, причем компанию ему составляют Кевин Магнуссен (1992) и Карлос Сайнц (1994). Для сравнения: Дэймон Хилл дебютировал в Формуле-1 в 32 года. Это означает, что у новичка F1 есть примерно пять минут, чтобы доказать свою ценность. Не вышло? Следующий! Льюис Хэмилтон стал чемпионом уже во второй сезон в F1. Однако таких, как он, единицы. Кристиан Клин, Хайме Альгерсуари, Себастьян Буэми, Скотт Спид... Где они все сейчас? Но поток не иссякает. Этот год принес нам троих новобранцев, которые попали под крыло топ-команд еще до того, как у них начал ломаться голос: 22-летний Александр Элбон (Toro Rosso), 21-летний Джордж Рассел (Williams) и 19-летний Ландо Норрис (McLaren) между прочим, самый молодой британец, когда-либо выходивший на старт Гран-при. В год, когда он родился, Мика Хаккинен был действующим чемпионом мира. Еще один титул позже завоевал Льюис Хэмилтон. И Ландо явно идет по стопам великих предшественников. В первой гонке сезона он убедительно обогнал в квалификации своего напарника Карлоса Сайнца, стартовав 8-м (для сравнения, в прошлом году Алонсо лишь дважды сумел пробиться в Q3), и финишировал 12-м. А в Бахрейне стал шестым, набрал очки и уверенно вошел в группу лидеров, чему немало поспособствовала прекрасная (в отличие от некоторых голландцев) выдержка. И как же себя чувствует самый молодой пилот среди самых молодых в истории F1 соперников? Не теряется ли в лабиринтах автодромов? Слышал ли о временах, когда формульные пилоты носили усы и зачесывали на плешь последние пряди волос? Все эти вопросы мы задали Ландо Норрису лично...

Почему пилоты F1 стали совсем детьми?
© TopGearRussia.ru