Итак, что там с гонками на летающих автомобилях?
Было бы справедливо сказать, что недавняя презентация Airspeeders и одноименного Чемпионата мира породило у нас немало вопросов, главный из которых был: "Они что, считают нас за идиотов?" Ну, теперь мы рады сообщить, что это не обман. Чтобы узнать больше, Top Gear удалось добраться до генерального директора и основателя нового вида спорта Мэтта Пирсона и задать ему много важных вопросов. И вот что он нам ответил... TG: Мэтт, есть ощущение, что это все пришло из ниоткуда. Как все вообще началось? МП: Мне приснился я, только пятнадцатилетний, и я вижу, как команда механиков выкатывает летающий спортивный автомобиль из бокса. Я не знаю, откуда взялся этот сон, но он не выходил у меня из головы очень долго. У меня уже были раньше успешные стартапы, и в 2016 году, когда появилось немного времени и свободных денег, я решил что пора создать что-то еще. Сначала я изучал отрасль и думал, что да, это очень интересно, но технологии еще в зачаточном состоянии, непонятна история с законодательной точки зрения - только Uber что-то пытается выдумывать в плане каких-то норм - да и технологии батарей также еще не совсем те, что нужны. Но в один момент мы решили, что создадим действительно мощный и захватывающий, но совершенно непрактичный автомобиль на рынке - скорее всего так и создавались все спортивные автомобили. А что мы будем делать со спортивной машиной? Правильно, участвовать в гонках. Сейчас мы оглядываемся назад и понимаем, что это весьма прагматичный подход. Мы сначала создаем гоночный автомобиль, потому что он по-любому очень дорогой, непрактичный, нуждается в большой команде для обслуживания и профессиональном пилоте - это все так, но полученные в итоге технологии можно перенести в мейнстрим, где они уже будут намного дешевле. В конечном итоге, лично я хочу построить гиперкар в сегменте транспортных средств с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). Я хочу создать самый захватывающий персональный транспорт, но гонки - это самый очевидный способ добиться этого. TG: И как долго нам ждать полноценного Чемпионата мира? МП: В прошлые выходные мы проводили демонстрацию летательного аппарата Mk2 в Гудвуде. Mk2 - это прототип в масштабе три четверти с дистанционным управлением. По сути, это гоночный дрон, но это самый большой гоночный дрон в мире. Существует большая разница между гонками чего-то миниатюрного и чего-то трехметрового весом 85 килограмм. Следующим шагом для нас будет гонка на полноразмерном пилотируемом прототипе Mk4 в пустыне Мохаве в конце этого года, а затем в следующем году мы проведем наше первое гоночное мероприятие. Вероятно, это пока будет дуэль, так что можно будет почувствовать себя вернувшимся в прошлое авиации и великим поединкам между лушчими асами. Мы не хотим, чтобы это было единичным мероприятием, по итогу хочется сделать настоящую гоночную серию, в которой будет участвовать пять команд с десятком транспортных средств, которые одновременно могут соревноваться между собой. Вот почему мы больше про автогонки - ведь авиационные гонки проводятся по очереди на время, но куда круче, когда все стартуют одновременно и гоняются между собой. Мы также планируем предложить уже готовые команды с транспортными средствами, пилотами и инженерами - поэтому компаниям достаточно будет заплатить нам денег и разместить свой логотип на бортах. TG: А как будет выглядеть гоночный уикенд Airsppeders? МП: Мы хотели бы придерживаться двухдневного формата в первое время. Квалификация и гонка. Поначалу гонки будут происходить в довольно отдаленных местах - все же пока это довольно опасный спорт. Пустыня Мохаве, Сахара, Арктика - в подобных местах. Но это не так важно, как показать, что так выглядит будущее. Довольно круто создавать собственный вид спорта, потому что не приходится следовать придуманной кем-либо модели дистрибуции. TG: Итак, давайте поговорим о безопасности МП: Есть несколько уровней безопасности. Во-первых, мы хотим, чтобы летающие гоночные автомобили были механически безопасны. Мы постоянно совершенствуем прототипы платформ, потому что мы в первую очередь создаем гоночный автомобиль. Мы не хотим создать что-то исключительно для пятиминутного ролика на YouTube. Мы постоянно испытываем их в разных ситуациях, разбиваем и переделываем, модернизируем, улучшаем. Шасси весьма прочное - мы сбрасывали его с весьма серьезной высоты несколько раз. При разработке мы использовали много алюминия из-за того, что он дешевле, но финальный Mk4 получит карбоновый монокок. Он очень легкий - расчетный вес от 120 до 150 кг при полной загрузке батареями. Следующий уровень - это автономные технологии и система предотвращения столкновений. Airspeeder имеет лидарную систему, которая позволяет узнавать, где находятся другие транспортные средства. Это будет важно в мире летающих автомобилей и воздушных такси, так что эту технологию неизбежно нужно будет развивать и настраивать. Однако у нас задача - позволить имитировать столкновение с другим транспортным средством. Гонщики часто допускают столкновения, однако вряд ли будет приятно столкнуться в воздухе. Мы планируем создать программируемое силовое поле между транспортными средствами, поэтому в реальности они не смогут соприкоснуться, однако могут оттолкнуть друг друга с дороги. TG: Как надолго хватит батарей? МП: Мы работаем над этим. На данный момент их хватает на 10 минут, но их можно поменять на пит-стопе. Мы хотим, чтобы гонки длились по 30 минут с одной необходимой остановкой для замены батарей. Будет автомобиль - будут и батареи. Технологии батарей - не наша работа. Мы создали пуленепробиваемые корпуса для батарей, но мы верим, что в ближайшие 5-10 лет нас ждет революция в технологиях аккумуляторов и тогда у нас будет самый захватывающий автомобиль в небе. TG: А откуда вы возьмете пилотов? Кто решится стать испытателем? МП: На этой неделе у нас уже 100 заявок. Некоторые из желающих не совсем квалифицированы - они просто полны энтузиазма, но есть немало отличных пилотов - либо бывших военных, либо бывшие гонщики, ставшие пилотами. Конечно, есть и гонщики, которые хотят попробовать что-то новое и будет очень интересно наблюдать за тем, как будут реализованы разные подходы. TG: А есть какие-нибудь команды, изъявившие желание принять участие? МП: Нет пока. На данный момент только мы. Но какие проблемы? Мы будем пока бороться между собой, если это нам будет нужно. Хотя не думаю, что это будет проблемой. Есть немало технологических компаний, которые уже интересуются возможностью размещения своих логотипов. Кстати, Morgan Stanley недавно опубликовал отчет, в котором говорится, что сегмент eVTOL будет стоить 1,5 триллиона долларов к 2040 году. Так что у нас еще есть время. TG: Какова конечная цель Airspeeders? МП: Я считаю, что наша задача - не дать умереть мечте о летающих автомобилях. Уже есть многообещающее начало. Нам нужно только взять на себя часть того, что делают 170 eVTOL компаний по всему миру. Где-то 16 из них занимаются реальными проектами, но даже таким количеством мы сможем вывезти этот сегмент. Мы хотим воплотить мечту в реальность, монетизировать ее, превратить воздушные гоночные автомобили в бизнес, сделать так, чтобы люди чувствовали себя комфортно, а затем довести все это до мейнстрима и создать несколько летающих гиперкаров. Это большая цель, которая изменит мир.