Гонщик "КАМАЗ-мастер" Антон Шибалов: вне гонок я езжу как старый дедушка
Победитель международного ралли-марафона "Шелковый путь"-2019 пилот команды "КАМАЗ-мастер" Антон Шибалов в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о сложном соперничестве в гонке с белорусом Сергеем Вязовичем, эмоциях после чемпионского финиша и о том, почему он сел за руль грузовика. Экипаж на "Шелковом пути" справился на "отлично" — Приз "Белый тигр" — какой он в руках победителя "Шелкового пути"? — Очень тяжелый, красивый и долгожданный. Весит около 15 кг, так что нужно быть аккуратным на кабине грузовика, чтобы не уронить заветный приз. — Залили шампанским? — Конечно. И даже кровью. Дима Никитин, мой штурман, запачкал своего "тигра", когда открывал шампанское и порезал палец. Все три трофея немного различаются по весу, он забрал себе самого тяжелого. Распределили по весовой категории (смеется). — Главные эмоции после финиша и получения приза? — Только самые положительные! Я даже не знаю, как это передать словами. Нужно приехать домой, увидеться с родными, и уже тогда эмоции будут полными. Для меня этот "Шелковый путь" был восьмым в качестве пилота. Победа получилась очень долгожданной, я шел к ней долго. — С чем можно сравнить эмоции от победы? Может быть, с рождением ребенка? — С этим точно не могу сравнить, потому что такого в жизни еще не было. Но, к счастью, скоро предстоит стать папой. В октябре вместе с супругой Катей ждем этого счастливого события в нашей жизни, поэтому победу посвящаю Кате. Что же касается спорта, то победа в "Шелковом пути" — один из ярких моментов. На протяжении карьеры спортсмен движется вперед. В самом начале ты делаешь шаг на первую ступень, победив, к примеру, в чемпионате России. Ты чувствуешь эйфорию от первого серьезного успеха в спорте. Дальше следует международный уровень. Для нас это была победа на Africa Eco Race, все были очень рады, ведь это достаточно высокий уровень. А теперь наступил успех в "Шелковом пути". Это пока высшая ступень: здесь соперники посерьезнее. Следующий этап — "Дакар", будем стараться, чтобы достичь этой вершины. Еще есть время. По меркам спорта мы далеко не молодые. Хотя Ёсимаса Сугавара из Японии — дедушка, которому уже 78 лет, собирается на Africa Eco Race предстоящей зимой. — Вроде бы говорили, что он завершил карьеру. — Выходит, что возобновил (смеется). Слышал от Мартина ван ден Бринка, что японец поедет на гонку. Для меня это что-то невообразимое — в 78 лет участвовать в ралли-рейде. В глубине души есть надежда, что и мы сможем доездить до такого внушительного возраста. Но сейчас даже не могу себя представить за рулем спустя столько лет. — Какая реакция была в кабине после финиша 10-го этапа? — Все были рады. Для механика Вани Татаринова это была первая большая гонка в карьере. Ранее он один раз проехал на чемпионате России в Астрахани. Он новичок в команде, в экипаже. У него эйфории было много, пришлось даже осадить немного, объяснить, что нужно еще до финиша доехать. С Димой мы проехали не один "Шелковый путь", были вторые и третьи места. В этой гонке штурман справился на "пятерку с плюсом", серьезных помарок не было вообще. Лишь раз сделал что-то не так, как и я, но это капля в море. Весь экипаж справился на "отлично". Ваня тоже молодец, справился со своей работой. Машина по технической части ни разу не подвела в гонке. — Механик пытается выспаться по ходу гонки? — Если только на лиазоне, пока едем по асфальту. Механик работает на бивуаке допоздна, встает рано, в сутки спит в лучшем случае часа четыре, но чаще — меньше. — Телефон раскалился от поздравлений? — Да. Было очень много сообщений. Когда ехали в закрытый парк в Дуньхуан, телефон не замолкал ни на секунду от уведомлений, но за рулем читать ничего нельзя. — Разве на монитор в кабине информация не дублируется? — Нет, к сожалению. Но надо подумать над тем, чтобы такое сделать (смеется). — Самый сложный эпизод "Шелкового пути"? — Привыкнуть к трассам Монголии, где высокие скорости, когда ты думаешь, чтобы ничего не случилось с колесами, мотором, машиной. Когда стрелка спидометра переваливает за 100 км/ч, нестандартные ситуации крайне опасны. В Китае сложное бездорожье — дюны, пески. В этом году нас не стали заводить в большие дюны и пески, но эти условия заставили потрудиться. — Мотоциклисты доставляли неудобства? — Особо нет. Мы привыкли с ними ездить на "Дакаре". Сейчас был момент, когда перед нами упал мотоциклист. Остановились, убедились, что всё в порядке. Мы ему посигналили, он обернулся и стал уступать дорогу. Попал в колею и его начало кидать, долго кидало из стороны в сторону. А в кабине друг другу говорили: "Давай, родной, держись! Эх, упал" (смеется). Хорошо, что скорость уже была минимальной у него, не пострадал. Были мысли, что не вытянем, и лидерство останется у Вязовича — Большую часть "Шелкового пути" вы шли позади Сергея Вязовича, то выгрызая минуты отставания, то вновь теряя их. Было тревожно? — Были мысли, что не сможем вытянуть, и лидерство останется за Сергеем. Но мы пытались гнать их подальше. Тяжело сказать, кто был сильнее или слабее. Это ралли-рейд, здесь нужно бороться до самого финиша. И это должно быть не пересечение финишной створки последнего спецучастка, а парковка грузовика в закрытом парке. Жаль, что Вязович сошел с гонки, борьба с ним была очень интересной и захватывающей. Было любопытно посмотреть, сможем ли ходом вырвать победу в "Шелковом пути". Белорусская команда показала свою силу, уверен, они хорошо подготовятся к "Дакару", и там, научившись на своих ошибках, будут сильнее. Гонка покажет, кто станет лучшим. — Вязович перевернулся при попытке взять дюну на восьмом этапе. Гонщик утверждал, что вы его видели и не помогли. Ваша версия? — Наверное, Сергей неправильно понял. Я ему объяснял уже, не знаю, поверил ли он или нет моим словам. Честно, мы их не видели. — Расскажите, как всё было. — Ехали в песках за ними. Изначально думал, что Сергей воспользуется тактикой и пропустит нас вперед, чтобы спокойно следовать в нашем темпе. Видел, как он перевалил дюну, а у нас не хватило ходу, чтобы пойти за ним - то ли скорости не было, то ли угол взял не тот. Не стали рисковать, я съехал вниз, хотел пойти на второй круг, чтобы преодолеть дюну. И тут Дмитрий сказал, что можно попробовать объехать. Слева увидели следы джипов, поехали по ним, тем более курс был похожим на наш. — Белоруса не увидели? — Смотрел в зеркала, но не видел. Такое бывает в песках: впереди сложная дюна, а возьмешь чуть в сторону — и тебя ждет "автобан". Нам повезло, нашли как раз такой "автобан". Подумал еще, что за счет удачи мы и объехали соперника. А когда на финише вы сказали мне, что Сергей перевернулся, я очень удивился. В глубине души было предчувствие, что что-то случилось, но надеялся, что с ним всё в порядке. — Как думаете, почему у него сложилось ложное мнение о той ситуации? — Есть видео, где видно, как он перевалил через дюну, а мы уехали в сторону. Наверное, он подумал так: наш след виден, но до вершины дюны мы не доехали, значит, должны были видеть его. И слава богу, что мы не сиганули за ним, если бы это произошло, всё могло бы завершиться трагедией. Представьте, что мы на скорости влетели бы в стоячий грузовик, который был скрыт от нашего взора. Нам очень сильно повезло, что решили уйти в сторону и не брать дюну, иначе наломали бы дров. На улице узнали один раз в жизни, даже не сфотографировались — После каждого финиша спецучастка, открывая дверь кабины, вы видите журналистов с камерами, вспышками, диктофонами. Скажите честно, это напрягает после тяжелой поездки? — Ни в коем случае! Наоборот, очень приятно, что тебя ждут. — Но вы же выходите из-за руля уставший, позади сотни километров изматывающей дороги, когда единственное желание – поскорее упасть в кровать и отдохнуть. — Бывает, что сразу трудно подобрать слова, потому что еще находишься в гонке, а тело будто в шейкере побывало. Состояние – вывернули наизнанку, а тебе сразу надо отвечать на вопросы. Журналисты часто спрашивают: "Почему после финиша у вас всё однообразно, расскажите как-то поинтереснее". А вы попросите у боксера через минуту после боя, чтобы он рассказал о самом ярком ударе, который он пропустил (смеется). Так же и у нас, нет даже минутки на отдых, чтобы подобрать слова. После финиша ты еще ошарашен, не всегда есть понимание, что всё позади. Иногда еще и на английском языке нужно высказаться. На русском-то не всегда получается ярко поведать о гонке (смеется). — Ваш партнер по "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев дал яркое интервью на "Дакаре" на английском. — Я его прекрасно понимаю. Интервью вышло прикольным, слышал только позитивные отзывы. А тем, кто посмеялся над этим, предлагаю прокатиться на боевом грузовике даже хотя бы на месте механика и потом рассказать о впечатлениях на своем родном языке. Даже так будет сложно что-то сказать. — Вы же с супругой познакомились на гонке? — Да. На "Шелковом пути". Катя и Даша, они близняшки, каждое утро провожали на старт и каждый вечер встречали на финише, это было приятно. Катя тогда ездила с организаторами гонки, а когда мы расписались, уже как сотрудник пресс-службы "КАМАЗ-мастер". Очень приятно, что родной человек ждет тебя. В этом году Катя осталась дома, наблюдала со стороны. Знаю, как ей тяжело было быть одной, ждать новостей с гонки, сидеть в томительном ожидании, когда же на карте появится точка и время прохождения участка, значит, муж едет, с ним всё в порядке. — Как готовились к гонке? — Нашу машину готовили в последние ночи. Я поехал на той, на которой Николаев попал в аварию в Казахстане. Даже рама и кабина немного были деформированы. Но за короткий период времени команда смогла подготовить грузовик к гонке. В Набережных Челнах еще смеялись, что я выиграю на нем. — Дальше эта машина опять пойдет "по рукам"? — Не знаю. В любом случае, ее полностью разберут для подготовки к "Дакару". Может быть, раму придется менять, может быть, кабину. Не факт, что дальше на машине буду ездить я. У нас всего 4 автомобиля в новой компоновке на пятерых. Что касается физической подготовки, то перед "Шелковым путем" приезжали специалисты из инновационного центра Олимпийского комитета России. Каждый год они нас готовят, мы прошли хорошую программу. — Есть ли возможность забрать списанный грузовик себе? — К сожалению, нет. Автомобиль проводит долгую жизнь. Ресурс рамы — 2-3 года, всё остальное железо переставляется, кабина живет весь срок автомобиля. А на память было бы здорово взять КАМАЗ себе. — Хватает ли драйва в обычной жизни? — Весь адреналин удается выплеснуть на работе. Знакомые предлагают пойти прыгнуть на парашюте или сделать что-то экстремальное. Но куда это мне, на работе хватает экстрима. Если надо, проеду гонку на картинге. В обычной жизни я вообще езжу как старый дедушка. Хотите скорости и драйва? Садитесь на картинг, получите эмоции и опыт. — Почему выбрали именно грузовой зачет? — Хочется попробовать проехать на внедорожнике, но такой возможности нет. Кому-то нравятся мотоциклы, джипы, а грузовики для меня настоящий кайф. Также есть желание проехать в кольцевой гонке на грузовиках — ты оттачиваешь свои навыки круг за кругом, думаешь, где подловить конкурентов, как пройти траекторию. А ралли-рейды нравятся тем, что постоянно возникают ситуации, из которых надо выйти с честью. Когда ты сломался, то кроме экипажа из трех человек, в большинстве случаев, тебе никто не поможет. Если заблудился, то надо быстро решать, куда ехать. Вообще, в России и в мире очень мало мест, где можно из своего любимого спорта попасть в профессиональную команду и еще получать зарплату. Мне сильно повезло в этом плане, ведь я выступаю за "КАМАЗ-мастер". — На улице узнают? — Только раз (смеется). Гуляли с супругой, подошли три пацана и спросили: "Это ты тот самый Шибалов из "КАМАЗ-мастер"? Представляете, даже не сфотографировались (смеется). — Обидно? — Нет-нет, лучше тихо и спокойно гулять. — Перед гонкой вся команда почтила память знаменитого гонщика команды Ильгизара Мардеева. Выходит, не подвели его? — У нас это традиция — не забывать своих наставников и коллег. Ильгизар Азатович мне был как второй отец, я с ним начинал работать. Он знал меня с детства, хорошо дружил с моим отцом.