Лилли Кинг самоустранилась. Чем ответит Ефимова?
Пятница просто обязана стать для российской команды "золотой" на чемпионате мира по водным видам спорта. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская объясняет, почему чемпионка мира Юлия Ефимова навсегда останется в истории мирового плавания и почему ее результат в Кванджу важен для команды, как никогда ранее. Позвольте вам выйти вон… "…Даже если американка вообще не поплывет в Кванджу 200 метров, не факт, что золото по умолчанию отойдет россиянке", - написала я в предыдущем репортаже, и слова оказались пророческими. В утреннем предварительном заплыве на 200 метров брассом Лилли Кинг была дисквалифицирована за неправильно исполненный поворот, и сотни, если не тысячи болельщиков по всему миру разочарованно выдохнули: "Ну, вот, зрелище сорвано, ушла интрига…" Интрига, если говорить честно, представлялась порядком надуманной. В свое время еще совсем юную Юлю Ефимову, десять лет назад выигравшую свое первое золото на чемпионате мира в Риме, заочно стравливали с американками Ребеккой Сони и Джессикой Харди, потом появилась литовка Рута Мейлутите, отобравшая у Сони (а значит, и у Ефимовой) золото лондонской Олимпиады, а в Рио в роли обидчицы самой обаятельной брассистки мира появилась Кинг. Она же дважды выиграла у российской спортсменки на ЧМ-2017 в Будапеште, причем и "сотню", и дистанцию 50 метров брассом проплыла с рекордами в финале. Другой вопрос, что Кинг при всех своих заслугах – это ни разу не Сони. Та была абсолютным универсалом и доказала это на мировом первенстве 2011 года в Шанхае, выиграв 100 и 200 м брассом, в то время как Кинг на двухсотметровке брассом даже не пыталась за что-то всерьез бороться. Ну, если не считать предварительный заплыв на этой дистанции в Кванджу. В полуфинале Кинг уже не было, и Ефимова без каких бы то ни было сложностей обеспечила себе комфортную дорожку лидера в финале. Юля, как и Сони, всегда была в брассе универсалом. При всей ее невезучести на главных стартах, именно она стала для всего мира ориентиром – показала этому миру технику брасса, не имеющего пассивной фазы скольжения. Такой стиль придумала для ученицы ее первый тренер Ирина Вятчанина, причем произошло это от безысходности: когда Юля только начинала плавать и активно росла, у нее сильно болели колени. И работу ног тренер заменяла на баттерфляй. В том числе и в ластах. Оттуда и пошло умение Ефимовой поддельфинивать в конце каждого гребка. Пока горит костер Вятчанина как-то сказала о том периоде работы с Ефимовой: - Если вы понаблюдаете за брассистами прошлого, то увидите, что всегда в той или иной степени имел место разрыв цикличности: сначала шел гребок, затем скольжение. Мы же с Юлькой поставили так называемый "дельфинный" брасс, который давал возможность свести к минимуму потерю скорости, неизбежно происходящую у брассистов в начале каждого цикла, создали стиль, в котором тело продолжает активно продвигаться вперед даже тогда, когда гребок руками не производится. Пришли мы к этому вместе с Юлей. Техника ведь всегда очень сильно завязана на телосложении, антропометрических данных. Плюс Юля в свое время серьезно занималась акробатикой. Лично моим эталоном всегда был брасс венгерки Агнеш Ковач (семикратная чемпионка Европы, двукратная чемпионка мира, победительница Олимпийских игр в Сиднее – прим.). Ее техника и натолкнула меня на размышления. По поводу "американского" этапа тренировок Ефимовой у Дэйва Сало до сих пор вспоминают многие, причем не всегда восторженно: американский специалист первым делом принялся ставить Юле темповой брасс, каким плавали его ученицы Харди и Сони, и лишь пару лет спустя тренер эти попытки оставил, позволив подопечной вернуться к тому уникальному скольжению, что было когда-то. Хотите понять, в чем разница? Снова слово Вятчаниной: - Скольжение Ефимовой – это мощность гребка, обтекаемость. То, что дает ей возможность финишировать на таких скоростях, как она это делает. Юля начинает двухсотметровую дистанцию на лактате 6, постепенно разогреваясь к финишу. А у остальных этот показатель доходит до девяти, то есть быстрее закисляются мышцы. Можно сравнить это с костром. Если у остальных он к концу третьего отрезка едва тлеет, поскольку все уже прогорело раньше, то у Юльки полыхает вовсю, и она подбрасывает туда все новые и новые "дрова". Она не закрепощается, не устает - каждая мышца в процессе плавания дышит и восстанавливается. Два года назад, когда Антон Чупков одержал в мужском брассе свою первую победу на чемпионате мира в Будапеште, его тренер Александр Немтырев сказал, что идею длинного скольжения и стратегического построения дистанции он в свое время подсматривал у самых разных тренеров. У Ирины Вятчаниной в том числе. Точно так же это делал весь остальной мир. И трудно не согласиться с мнением тренера, что за годы выступлений на высшем уровне Ефимова сама накатала себе соперниц. К сожалению, не в России. Мадонна и двести метров Медальное долголетие всегда ценилось в плавании на порядок выше, нежели отдельно взятые внезапные победы. 15 медалей, завоеванные Ефимовой на чемпионатах мира за десять лет выступлений, в этом плане говорят сами за себя. И уж точно можно сказать, что в женском плавании нет более харизматичного персонажа: Ефимова остается в центре внимания даже когда не побеждает – первый старт российской спортсменки на стометровке, где Юля так обидно уступила Кинг, продемонстрировал это во всей красе: американские журналисты не покинули микст-зону даже тогда, когда из нее ушла победительница. Они ждали возможности задать свои вопросы россиянке. Если кому-то это не по нраву, самое время вспомнить историю Фаины Раневской о том, как в Москву впервые привезли знаменитую Сикстинскую мадонну. Когда актриса услышала от кото-то из высокопоставленных чиновников министерства культуры, что картина не произвела на него должного впечатления, она парировала: "Эта дама в течение стольких веков производила впечатление на величайших людей мира, что теперь сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!" Не думаю, кстати, что для самой Ефимовой дисквалификация Кинг в утреннем заплыве четверга имела позитивный окрас: когда спортсмен готов к старту, сильный соперник лишь придает ему куража. К тому же Юля как никто другой понимала, что должна испытывать американка: в 2010-м она сама оказалась в подобной ситуации – была дисквалифицирована на чемпионате Европы в Будапеште за то, что ее стартовая реакция в комбинированной эстафете оказалась чуточку быстрее допустимого. Если бы той дисквалификации не случилось, Россия могла бы записать на свой счет первую в истории женскую эстафетную победу. Сказать, что дисквалификации Кинг ничто не предвещало, тоже было бы неверно: на Играх в Рио тема прохождения американкой поворотов (в частности, на той самой стометровке, где Кинг опередила Ефимову) обсуждалась достаточно бурно. Американка коснулась стенки двумя руками, как и предписывают правила, но касание второй рукой было не слишком очевидным. Протест по этому поводу российская сторона подавать не стала, да он, наверняка, и не был бы удовлетворен, но в памяти инцидент остался. Ну а в Кванджу небрежность олимпийской чемпионки обошлась ей по-максимуму. Ее дисквалифицировала система автоматического наблюдения, причем в тот момент, когда спортсменка даже не успела выбраться из воды. Ну а нам теперь до зареза нужно, чтобы в Кванджу Юле улыбнулась удача. Причем именно на двухсотметровке. Дело даже не в том, что в этом виде программы Ефимова является действующей чемпионкой мира, а в таких случаях всегда бывает особенно больно, если не удается отстоять титул. И не в том, что всего через год Ефимовой предстоит бороться с этими же соперницами на своей четвертой Олимпиаде – в Токио. Просто в пятницу, когда стартовать в финалах на своих двухсотметровках будут три главные золотые надежды России – Ефимова, Евгений Рылов и Антон Чупков – женский заплыв брассисток стоит в расписании первым. И в Юлиных руках вселить в команду уверенность, что удача в этот день точно не обойдет Россию стороной.