«Бедненький российский шоу-бизнес»: сколько стоят шоу, как у Шнура и Дрейка, и как на них зарабатывают
Май 2019 года, четвертый концерт шоу «Песни» на ТНТ. На сцену под первые аккорды композиции Децла «Слезы» выходят рэперы Тимати и Slame. А вскоре к исполнителям присоединяется и сам Децл. Казалось бы, ничего необычного, если бы не один факт: Кирилл Толмацкий (Децл) умер за три месяца до этого выступления. «Воскресить» исполнителя, вызвав бурю эмоций у зрителей, помогли проекционные технологии, которые создали голографическое изображение молодого Толмацкого, танцующего в такт музыке и читающего речитатив. Децл был не первым артистом, который возродился благодаря технологиям. На калифорнийском музыкальном фестивале Coachella в 2012 году перед залом предстал легендарный рэпер Тупак Шакур — тоже в виде голограммы. В 2018 году в Париже дала концерт виртуальная Мария Каллас, известная оперная певица, умершая в 1977 году. А японская компания Crypton Future Media создала полностью виртуального артиста — анимированную певицу Хацунэ Мику, которая собирает многотысячные стадионы. По оценкам Станислава Брыкова, продюсера и руководителя креативного агентства Agentura, создание персонажа вроде Хацунэ Мику может стоить от 1 млн до 10 млн рублей, но если результат полюбится публике, затраты окупятся с лихвой. Доход разработчиков японской виртуальной звезды уже исчисляется сотнями миллионов долларов. Стоимость голограмм артистов оценить сложнее, говорит Дмитрий Кириллов, сооснователь и президент компании-разработчика VR- и AR-технологий для бизнеса Modum Lab. Только на софт для такого проекта может уйти несколько миллионов рублей, аренда оборудования — мощных проекторов и специальной пленки для трехмерной проекции — стоит в десятки раз дороже. 40 самых успешных звезд России до 40 лет. Рейтинг Forbes Гораздо чаще технологии используют для создания шоу с элементами дополненной и виртуальной реальности. По словам Кириллова, превратить выступление российской эстрадной звезды в высокотехнологичное шоу можно за несколько миллионов рублей, прибыль разработчиков софта при этом составит 15–30%. Индустрия развлечений — одна из самых благодатных отраслей для внедрения новых технологий, считает Владислав Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России: «Шоу-бизнес — подвижная индустрия, легко идущая на эксперименты. Сегодня, когда производится большой объем медиаконтента, главная задача исполнителя — даже не понравиться, а просто быть замеченным». Это не праздное желание, а вполне рациональный подход к увеличению кассовых сборов, добавляет Дмитрий Васильков, сооснователь интерактивной платформы для проведения мероприятий WhenSpeak. «В шоу-бизнес технологии пришли недавно, но уже пустили корни. Для этой сферы важнее всего коммерческая составляющая, достигнуть которой можно, только постоянно удерживая зрительский интерес. И новые технологии могут в этом помочь», — говорит Васильков. Сколько можно заработать на жажде зрелищ и что ждет индустрию развлечений в ближайшие годы? Сила в свете Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров на концертах обычно обходится гитарой и майкой-алкоголичкой — зал в восторге от его выступлений и безо всякого дополнительного антуража. Но последний гастрольный тур группы стал исключением: на сцене рядом с исполнителями выросла виртуальная хрущевка с грязными подъездами и веревкой для белья, на которой развеваются семейные трусы в красный горошек. «Мы использовали хрущевку как собирательный образ России, о которой поет Шнур», — поясняет сооснователь студии интерактивных медиа Sila Sveta Александр Ус (это псевдоним, настоящая фамилия Александра — Усыскин). Именно эта компания подготовила концепцию оформления сцены и видеоконтент для тура «Ленинграда». «Мы планировали сделать полноценное театрализованное действо, декорации, в которых все 20 участников группы могли бы органично взаимодействовать. Хрущевка, рядом детская футбольная площадка, автобусная остановка, осветительные приборы замаскированы под электрические столбы», — с упоением описывает Ус. Но идею отвергли сами артисты. «Им это показалось слишком, и от концепта осталась только половина — и на том спасибо», — добавляет предприниматель. Стоимость проекта Ус не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Сергей Шнуров не ответил на запрос Forbes. Sila Sveta — один из лидеров на рынке технологических решений в шоу-бизнесе. История компании началась с покупки китайского осветительного прибора стоимостью 700 000 рублей — Александр Ус и его партнер Алексей Розов хотели проецировать изображения на рекламные билборды. Услуга не привлекла рекламодателей, и предприниматели попытались продать прибор. Однако покупателей не нашлось. Тогда Ус и Розанов решили доработать его, чтобы зайти на зарождающийся рынок световых шоу. Первый крупный заказ на открытие Останкинской башни принес предпринимателям $50 000, которые, впрочем, быстро ушли на текущие издержки. Чтобы как-то заработать, они арендовали помещение в клубе «Крыша мира», где устраивали световые шоу для посетителей. Перелом произошел в 2010 году, когда к Sila Sveta поступил заказ от правительства Москвы на освещение зданий в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне. С тех пор дела шли в гору: в числе клиентов появились Philip Morris, Центральный детский магазин, ледовое шоу Плющенко, российские звезды эстрады. За семь лет работы кроме гастрольного тура «Ленинграда» компания успела оформить выступления рэпера Drake, на счету которого две премии Grammy и стадионы фанатов по всему миру, Ивана Дорна, Полины Гагариной и других исполнителей. «Drake — самый хайповый артист в мире, номер один по продажам. Было большой удачей с ним работать», — вспоминает Ус. Для него делали LED-экран, который создавал псевдообъем: зрителям казалось, что у сцены нет пола, а под исполнителем бездонная пропасть. Для шоу Полины Гагариной использовали проекционные сетки, которые создавали эффект изображений, висящих в воздухе. В этом случае совмещали две технологии: лазер стреляет в определенную точку на сцене, там возникает изображение, и тут к работе подключается свет. Синергия разных методов сейчас в моде. Полина Гагарина стала знаковым персонажем в судьбе компании: в 2015 году Sila Sveta участвовала в подготовке выступления певицы на Евровидении в Австрии. Тогда с помощью световых технологий решили оживить платье артистки: благодаря проекции оно превращалось в полотно звездного неба. Этот кейс, по словам основателей, не принес им прибыли, но подарил узнаваемость на российском рынке. Глобальный прорыв Sila Sveta совершила в 2017 году, когда оформила презентацию Samsung Galaxy Note 8, которая состоялась в Нью-Йорке. Эта работа и привела впоследствии к компании рэпера Drake. Точка старта Организация шоу — только зарождающийся и пока не особенно прибыльный для России бизнес, объясняет Александр Ус. «Российский шоу-бизнес бедненький: рынок не дорос еще, мало стадионов, техники, публика не так активно ходит, — считает предприниматель. — В России мы не можем работать полноценно, иначе мы будем делать шоу себе в убыток». По его словам, чек на организацию одного технологичного шоу для российского артиста средней руки не превышает 7,5 млн рублей — это максимум для кассовых сборов в концертном зале уровня «Крокус Сити Холл». По оценкам Дмитрия Кириллова из Modum Lab, рыночная стоимость технологичных концертов эстрадных звезд начинается от 1 млн и доходит до десятков миллионов рублей. «Все зависит от уровня подрядчика: новички могут организовать неплохое шоу и за несколько сотен тысяч рублей, а ценники крупных студий практически не ограничены», — объясняет Кириллов. Прибыль организаторов, по его оценкам, составляет от 15% до 30% от этой суммы. Впрочем, в плюс выходишь не всегда, уверяет Ус: «Мы работаем чаще всего в ноль и делаем это просто потому, что нам по кайфу». Тем не менее выручка его ООО «Сила Света», согласно СПАРК, за 2017 год составила 91 млн рублей, чистая прибыль — 8,9 млн рублей (данных за 2018 и 2019 годы в базе нет). Компания занимается не только организацией концертных туров, но еще и создает световые презентации для автомобильных и других люксовых брендов — это приносит ей основной доход. Такая ситуация типична для этой сферы — на российском рынке пока нет узкоспециализированных компаний, зарабатывающих только на технологиях в шоу-бизнесе, говорит Дмитрий Кириллов: «Сфера прибыльная, но очень сложная. Сами технологии существуют относительно недавно, и как встроить их в бизнес-процессы компаний, не всегда понятно». Главная причина невысокой рентабельности этого направления — серьезные издержки на организацию шоу. По словам Уса, у каждого технологичного представления есть несколько стандартных статей расходов. Все начинается с разработки концепта шоу. «Слушаешь артиста и придумываешь stage-design. Иногда на это уходит минута, иногда несколько месяцев», — рассказывает основатель Sila Sveta. Исходя из этого составляется список необходимого оборудования, и это огромные затраты. «Хорошо еще, если шоу в Москве или Питере, где можно найти практически что угодно. А если речь идет о регионах, то нужно либо составлять отдельную усеченную программу, либо грузить всю технику в грузовики и везти на место концерта, и это совсем другие деньги», — объясняет Ус. Еще одна существенная статья расходов — софтверная часть, или интерактивный CG-контент, внутренняя начинка шоу, то есть то, что заставляет работать технику. И, конечно, зарплата команды — режиссерско-постановочной группы, художников по свету и техников. Организация высокотехнологичных шоу с точки зрения окупаемости невыгодна и самим артистам. «Обычно кассовые сборы не покрывают затрат на разработку масштабных шоу. Это скорее инвестиции в имидж. Например, шоу Ани Лорак в постановке Олега Бондарчука стоило явно больше, чем она собрала на билетах, зато это помогло ей поднять продажи своих записей на iTunes, ее стали активнее звать на корпоративы. Это некая гонка вооружений между артистами, которая носит имиджевый характер», — рассуждает Ус. Заработать на продукте с использованием VR- или AR-технологий вполне можно, но если речь идет не о концертах звезд, а, например, о приложении с дополненной и виртуальной реальностью. Так поступил в прошлом году канал BBC Sport. Зрители могли смотреть матчи чемпионата мира по футболу в специальных очках, переносивших их на виртуальный стадион, где шел матч. По словам Станислава Мешкова, гендиректора компании по разработке веб- и мобильных приложений, стоимость разработки таких проектов составляет $100 000–300 000, они довольно быстро окупаются, принося создателям до 25% чистой прибыли. VR для развлечения Технологии трансформируют не только концертные шоу, но и другие сферы индустрии развлечений. Например, екатеринбургская компания Yokata научилась делать скучные выставочные стенды привлекательными для клиентов. Для этого инженеры прикрепили к промышленному роботу в виде руки экран, на который проецируется трехмерное изображение в зависимости от тематики стенда. Специально написанное ПО заставляет руку синхронизироваться со сменой картинки и музыки. Разработку под названием Kuka протестировали на международной промышленной выставке «Иннопром» в 2015 году. «Задача была тривиальной — привлечь к стенду заказчика как можно больше людей. С ней мы справились — стенд было видно издалека», — гордится руководитель направления робототехники компании Дмитрий Усяев. Первую такую интеграцию сделали «за идею», дальше решили продавать решение за 100 000–200 000 рублей, но желающих не нашлось — слишком дорогое удовольствие для региональных компаний. Тогда Yokata разработала новый продукт — роботизированную фабрику клипов Robocam. Теперь рука Kuka выполняла роль идеального оператора, который управляет камерой лучше, чем человек, и с точностью до градуса повторяет свои движения. Гость мероприятия вставал в определенную точку, на заднем плане появлялось изображение с проекторов или светодиодные экраны, и робот начинал снимать. Программа в реальном времени захватывала видео с камеры и автоматически производила монтаж, цветокоррекцию, накладывала музыку и брендировала финальное видео. «Так всего за полторы минуты человек получал профессиональную нарезку из видеозоны и мог ее отправить тут же себе на почту», — объясняет механику Усяев. Новая разработка стала финансово более успешной. Компаниям, которые хотят привлечь к себе внимание на выставках, Yokata сдает технологию в аренду по 250 000–350 000 рублей, затраты на сборку и аренду необходимого оборудования самой компании составляют от 150 000 до 200 000 рублей. В 2019 году Yokata разработала решение для развлекательных мероприятий — роботизированный бар. Автомат берет на себя все функции бармена: оформляет заказ с помощью сенсорного меню, набирает лед, получает одноразовый стаканчик из диспенсера, заливает ингредиенты в шейкер и подает коктейль гостю. «Разве что по душам не поговорит», — смеется Усяев. На весь процесс уходит от полутора до двух минут. «По сути, это алкогольный вендинг 24 на 7, который идеально вписывается в лобби-бары гостиниц, пляжные комплексы, места на мероприятиях с большой проходимостью», — рассуждает Усяев. Человеку остается только пополнять запасы алкоголя и стаканов и проводить влажную уборку. Разработка робобара обошлась Yokata в 3,5 млн рублей, за разовую аренду устройства предприниматели берут 300 000–450 000 рублей. «Нам нравится пить негрони, пока робот работает. Ведь машины создавали как раз для того, чтобы забирать у нас рутину и позволять заниматься более приятными вещами», — рассуждает Усяев. Ощутить дыхание прогресса можно и сидя дома на диване, говорит Станислав Мешков из Umbrella IT: технологии расширяют возможности сферы шоу-бизнеса, улучшая не только ощущения реального посетителя концерта, но и зрителя, который смотрит трансляцию из дома. Чаще всего в этом помогает VR. Одним из самых революционных проектов в портфеле Umbrella IT он называет медиаплатформу, которая позволяет загружать видео и привязывать к нему дополнительный контент — от объектов дополненной и виртуальной реальности до передачи запахов. «Если на экране разрезают лимон, то зритель будет чувствовать его аромат», — интригует Мешков. Технология основана на работе искусственного интеллекта: он анализирует исходную картинку и на основе этого анализа подбирает подходящий для нее контент от вибраций до запахов. Пока такие прорывные проекты носят инвестиционный характер, но они претендуют на завоевание рынка. Заказчика и стоимость разработки Мешков не раскрывает, ссылаясь на договор о неразглашении. Новые формы взаимодействия со зрителем — будущее индустрии шоу-бизнеса, согласен основатель веб-студии «РашенСофт» Микаэл Караманянц. Речь не только о запахах, но и о тактильном восприятии: вскоре виртуальный лимон можно будет и понюхать, и потрогать. Недавно разработчики японской Digital Nature Group представили 3D-голограмму, реагирующую на прикосновения, это новый виток развития в сфере вовлечения зрителя голограммы, уверен Караманянц. В будущем для полноценного участия не придется никуда физически перемещаться — достаточно оплатить сеанс, сидя дома, мечтает предприниматель: мы станем свидетелями тотального внедрения VR в нашу повседневную жизнь. Звезды с самым высоким доходом в рейтинге Forbes «40 до 40» 1 из 10 Getty Images 2 из 10 Ethan Miller / Getty Images 3 из 10 REUTERS / Danny Moloshok 4 из 10 David W Cerny / REUTERS 5 из 10 Иван Куринной для Forbes 6 из 10 Getty Images 7 из 10 Carl Recine / REUTERS 8 из 10 Leonhard Foeger / REUTERS 9 из 10 Александр Полегенько / РИА Новости 10 из 10 Евгений Одиноков / РИА Новости Александр Овечкин, 33 года Сфера деятельности: хоккей Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 3 Доход: $14,5 млн Отец — бывший футболист, мать — двукратная чемпионка Олимпийских игр в составе сборной СССР по баскетболу. В возрасте двух лет ему купили первый хоккейный комплект (пластмассовые шлем, клюшку и шайбу) в магазине детских игрушек. С 8 лет занимается хоккеем, в 16 дебютировал в российской хоккейной Суперлиге в составе московского «Динамо». В 2004 году был выбран под первым номером на драфте НХЛ. С сезона 2005/06 играет в НХЛ в клубе Washington Capitals. В 2006-м выиграл Calder Memorial Trophy, приз лучшему новичку НХЛ. В 2008 году подписал первый в истории НХЛ контракт на сумму более $100 млн. За 13 лет в клубе Washington Capitals получит $124 млн. Самый коммерчески успешный российский хоккеист: рекламные контракты с Nike, Beats, Papa John's, Coca-Cola, CCM и другими брендами приносят ему $4,5 млн в год. В 2017-м в честь своего 100-летия НХЛ опубликовала список 100 величайших хоккеистов, игравших в сильнейшей лиге мира. Овечкин, набравший 1000-е очко в сезоне 2016/17, стал одним из 4 россиян, вошедших в список (вместе с Сергеем Федоровым, Павлом Буре и Павлом Дацюком). В 2018-м впервые в карьере выиграл Кубок Стэнли: Washington Capitals в пяти матчах финальной серии обыграл новичка лиги Vegas Golden Knights. Овечкина признали самым ценным игроком плей-офф. Кроме того, он в седьмой раз получил приз лучшему снайперу регулярного чемпионата. В августе 2016-го женился на дочери актрисы Веры Глаголевой Анастасии Шубской. Летом 2017-го пара пышно отпраздновала свадьбу, а 18 августа 2018 года у супругов родился сын Сергей. В октябре 2018-го было объявлено о партнерстве Овечкина с производителем видеоигр Wargaming. Компания использовала образ спортсмена для визуализации и озвучки нескольких персонажей игры World of Warships. Хабиб Нурмагомедов, 30 лет Сфера деятельности: смешанные единоборства Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 1 Доход: $11,5 млн После 11 боев в UFC, главном промоушене в смешанных единоборствах, Нурмагомедов сохраняет ноль в графе поражений. Долгожданный бой с Конором Макгрегором в октябре 2018-го, завершившийся шумной дракой (Хабиб позднее выплатил рекордный для лиги штраф в $750 000), сделал Хабиба долларовым мультимиллионером и удвоил количество его подписчиков в Instagram (6,5 млн за 12 часов до боя, 14 млн — в марте 2019-го, сегодня — 15,4 млн). Спонсорское портфолио Нурмагомедова недавно пополнили производитель энергетиков Gorilla и автомобильная компания Toyota. В июне 2019-го Хабиб подписал новый контракт с UFC и в сентябре проведет титульный бой против американца Дастина Порье. Мария Шарапова, 32 года Сфера деятельности: теннис Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 11 Доход: $8,5 млн Родилась в Западной Сибири, куда родители переехали из Гомеля, опасаясь последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. В 1994 году отец перевез Марию Шарапову в США. В 1998-м она подписала контракт с маркетинговым агентством IMG (теперь — Endeavor) и с производителем спортивной экипировки Nike. Благодаря финансовой поддержке IMG (около $100 000 в год) Шарапова могла заниматься в Теннисной академии Ника Боллетьери, в которой обучались Андре Агасси и Анна Курникова. В 17 лет выиграла свой первый турнир Большого шлема — Уимблдон. В 18 лет стала первой ракеткой мира. Десятая теннисистка в истории, собравшая карьерный Большой шлем, то есть одержала победы на всех четырех крупнейших турнирах — Australian Open, French Open, Уимблдон и US Open. В 2014 году Шарапова второй раз выиграла French Open («Ролан Гаррос») — это ее пятый титул Большого шлема. У Шараповой есть бизнес под брендом Sugarpova — производство жевательных конфет и шоколада. $500 000 стартового капитала к 2019-му превратились в компанию с оборотом $20 млн в год, писал в июле журнал Investors' Digest. 7 марта 2016 года Мария Шарапова собрала пресс-конференцию, чтобы сделать сенсационное признание: в допинг-тесте, взятом у нее на Australian Open, обнаружен мельдоний (распространенный в странах СНГ препарат с этим действующим веществом называется «Милдронат»), который она принимала с 2006 года и по безалаберности продолжила это делать после его запрета. Несмотря на 15 месяцев допинговой дисквалификации, Шарапова сохранила отношения с большинством спонсоров. Компания Nike продолжила продавать линейку теннисной экипировки для женщин Maria Sharapova, спортсменка принимала участие в промомероприятиях Porsche, Evian и других партнерских брендов. После возвращения на корт в апреле 2017-го выиграла лишь один турнир WTA, лучший результат на турнирах Большого шлема — четвертьфинал «Ролан Гаррос» в 2018-м. Фонд Maria Sharapova Foundation участвует в благотворительных программах Организации объединенных наций. Осенью 2017-го в Америке вышла автобиография Шараповой — Unstoppable: My Life So Far (в русском переводе — «Неудержимая»). К концу года книжка была издана на 20 языках. Никита Кучеров, 26 лет Сфера деятельности: хоккей Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 16 Доход: $7,1 млн В 2011 году «Тампа-Бэй Лайтнинг» задрафтовала Кучерова во втором раунде, однако прежде чем попасть в НХЛ, Никита успел поиграть в юниорской лиге Квебека и АХЛ. С 2013-го Кучеров забивает за «Тампу» и уже несколько раз переподписывал контракт. Новое 8-летнее соглашение на $76 млн стартует в сезоне 2019/2020. Продлив летом 2018-го контракт с «Тампой» на $76 млн за 8 лет, Кучеров провел удачный сезон: обновил рекорд результативности для российских хоккеистов в НХЛ (128 очков) и стал самым ценным игроком регулярного чемпионата. Из плей-офф «Тампа» вылетела в первом раунде, но это позволило Кучерову съездить со сборной России на чемпионат мира и стать бронзовым призером и лучшим нападающим турнира. Весной 2019-го Кучеров подписал долгосрочное соглашение с Adidas, а в сумме спонсорские контракты (еще HypSports, Geico, Bauer, Tokenstars) приносят хоккеисту около $1,5 млн в год. Баста, 39 лет Сфера деятельности: рэп Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 5 Доход: $6,9 млн Имя исполнителя — Василий Вакуленко. Он выступает как Баста, Ноггано и N1NT3ND0. Основатель звукозаписывающего лейбла Gazgolder, издающего российский рэп и хип-хоп. Любит чай пуэр, снял художественный фильм «Чайный пьяница», сыграв в нем главную роль. Музыка не единственный источник дохода: Баста выступает как продюсер, актер и режиссер. В 2014 году его творческое объединение «Газгольдер» выпустило одноименный полнометражный фильм, где Баста сыграл главную роль. Фестиваль Gazgolder Live прошел второй раз 21 июля 2017 года. Помимо этого, Баста продает одежду под брендом «Газгольдер». 22 апреля 2017 года концерт Басты под названием 360° собрал аншлаг на площадке спортивного комплекса «Олимпийский» — 36 000 зрителей. В 2015 году стал наставником в четвертом сезоне телешоу «Голос», а в 2018-м — пятом сезоне телешоу «Голос.Дети» и седьмом «Голосе». В январе 2018 года включен Министерством культуры Украины в список лиц, угрожающих национальной безопасности Украины. В июне 2019 года стал амбассадором банка ФК «Открытие». Стоимость контракта оценивается в $200 000-250 000. В июле 2019 года объявил о готовности поучаствовать в возрождении футбольного клуба СКА из Ростова-на-Дону. Дима Билан, 37 лет Сфера деятельности: поп-музыка Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 6 Доход: $6,5 млн Имя при рождении — Виктор Белан. Работал в сети магазинов United Colors Of Benetton. Старт карьере дал продюсер Юрий Айзеншпис, бывший директор группы «Кино». После смерти Айзеншписа в 2005 году новым продюсером Билана стала Яна Рудковская, на тот момент супруга бизнесмена Виктора Батурина. Дважды принимал участие в музыкальном конкурсе «Евровидение»: в 2006 году занял 2-е место, в 2008 году — 1-е место. Заслуженный артист Ингушетии и Чечни (2007), народный артист Кабардино-Балкарии (2008). В 2018 году выпустил два клипа — «Пьяная любовь» и «Молния». Суммарное число просмотров роликов на YouTube — более 66 млн раз. В 2019 году стал амбассадором бренда Mercedes-Benz. По оценкам экспертов, опрошенных Forbes, сумма контракта могла составить более $200 000. Входил в число наставников телепроекта «Голос» на «Первом канале» в пяти сезонах из восьми. Артем Дзюба, 30 лет Сфера деятельности: футбол Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 9 Доход: $5,4 млн Воспитанник футбольной школы «Спартака», в 2006-м дебютировал во взрослой команде. В 2009-м из-за неприятной истории с якобы кражей денег у партнера по команде Владимира Быстрова Дзюбу впервые отправили на правах аренды в «Томь». Затем игрок несколько раз возвращался в «Спартак», но по разным причинам — мало забивал, не сошелся с тренером, не вписался в тактику — снова уезжал в аренду: в «Томь» и «Ростов». В 2015-м подписал контракт с «Зенитом» на 5 лет. Однако в сезоне 2017/18 потерял контакт с тренером Роберто Манчини, а с ним и место в составе. Чтобы получить практику и сыграть на домашнем чемпионате мира, согласился на аренду в тульский «Арсенал» с понижением зарплаты. С января 2018-го провел за клуб 10 матчей, забил 6 голов и отдал 3 голевые передачи. Благодаря успешной игре за «Арсенал» во второй части сезона 2017/18 снова получил вызов в сборную страны. Стал одним из главных героев чемпионата мира — 2018: забил три мяча, отдал две голевые передачи и был эмоциональным мотором команды. Чемпион России по футболу 2018/2019 в составе «Зенита», лучший игрок сезона по версии Российского футбольного союза и по итогам опроса футболистов клубов Российской премьер-лиги, проведенного «Спорт-Экспрессом». На 2019 год заключил контракт с компанией известного агента Жорже Мендеша (среди его клиентов — Криштиану Роналду) для переговоров о переходе в зарубежный клуб. Сам Дзюба мечтает попробовать свои силы в Английской премьер-лиге (АПЛ). Снимался в рекламе букмекера «1xСтавка». Полина Гагарина, 32 года Сфера деятельности: поп-музыка Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 10 Доход: $5,3 млн Победительница «Фабрики звезд — 2», в 2015 году Гагарина заняла второе место на музыкальном конкурсе «Евровидение». За несколько месяцев до конкурса дала первый большой сольный концерт — в Crocus City Hall, после которого отправилась в гастрольный тур «Спектакль» (продолжила его после «Евровидения»). Полина Гагарина второй раз стала матерью в апреле 2017 года — она родила дочь Мию от фотографа Дмитрия Исхакова. Также у Гагариной есть сын Андрей. Рождение второго ребенка не прервало карьеру певицы — уже в июле 2017 года она представила клип на песню «Драмы больше нет». В начале 2018 года Гагарина зарегистрировалась в качестве доверенного лица Владимира Путина и вошла в состав движения Putin Team. В 2018 году подписала рекламные контракты с «Черным жемчугом» и Danone. Стоимость контракта подобного масштаба эксперты, опрошенные Forbes, оценивают в $200 000. В Instagram у Гагариной более 7 млн подписчиков. Была одним из наставников в телепроекте «Голос» на «Первом канале» в 2015-2016 году. Егор Крид, 25 лет Сфера деятельности: поп-музыка Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 4 Доход: $4,8 млн Родился в семье бизнесмена Николая Булаткина, владельца крупнейшей в России фабрики по переработке орехов. После окончания школы переехал в Москву, где поступил в музыкальную академию имени Гнесиных на продюсера, но стал так популярен, что не смог закончить обучение. В 17 лет его пригласили на лейбл Black Star Inc. музыканта Тимати. В апреле 2015 года Крид выпустил альбом «Холостяк», а композиция «Самая самая» была признана лучшей песней года в рамках музыкальной премии на телеканале «RU TV». На своем первом концерте в Crocus City Hall в марте 2016 года Крид устроил аншлаг — в отличие от Тимати, первые два выступления которого в Crocus City Hall были убыточными. Популярность своего подопечного Тимати умело конвертировал в собственную прибыль — продюсеры утверждают, что тот забирал себе больше половины доходов Крида и других клиентов Black Star. Весной 2018 года стал главным героем романтического реалити-шоу «Холостяк», на котором выбирал себе подругу из числа прошедших кастинг девушек. В июне 2018-го вместе с Тимати устроил концерт на крыше автомобиля на Большой Дмитровке. Через неделю Тверской районный суд признал артистов виновными в нарушении общественного порядка и назначил каждому из них штраф 20 000 рублей. В марте 2019-го не продлил контракт с Black Star. В июне подписал дистрибуционное соглашение с Warner Music Russia. Дружит с миллиардером Борисом Ротенбергом и его женой Кариной. В мае 2019 года Тимати опровергал появившуюся информацию о том, что Ротенберг помог Криду сохранить права на псевдоним и песни, выкупив их у Black Star за 250 млн рублей. Ольга Бузова, 33 года Сфера деятельности: телевидение / поп-музыка Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 2 Доход: $4,4 млн Телеведущая ТНТ, бывшая участница шоу «Дом 2». Аккаунт Бузовой в Instagram — самый популярный среди российских знаменитостей, насчитывает более 16 млн подписчиков (данные на июль 2019 года). В октябре 2017 года выпустила дебютный альбом «Под звуки поцелуев». За первые 15 минут после релиза альбом стал №1 в российском iTunes. В рамках поддержки пластинки записала 13 музыкальных клипов. Весной 2018 года объявила о выпуске собственной криптовалюты Buzcoin и намерении собрать на ICO $87 млн. Летом того же года открыла ресторан BuzFOOD на Цветном бульваре в центре Москвы. Выступает лицом рекламных кампаний нескольких крупных брендов. Среди них — контракты с Райффайзенбанком, Head & Shoulders (Procter & Gamble), Johnson & Johnson и др. По оценке Forbes, суммы контрактов варьируются от $200 000 до $500 000.