Ещё

Партия Нур Отан может создать параллельную вертикаль власти в Казахстане — эксперт 

Партия Нур Отан может создать параллельную вертикаль власти в Казахстане — эксперт
Фото: Евразия Эксперт
29 июля стало известно, что казахстанскую партию «Нур Отан» ожидает «перезагрузка». Первый президент страны поручил сделать партию «ближе к народу» и усилить контроль за представителями власти на местах и противодействие коррупции. Но большая часть этих представителей и сами состоят в «Нур Отане» — станут ли они сами себя «вызывать на ковер»? Об этой дилемме, а также о том, какие преобразования смогут действительно сделать партию первого президента эффективным инструментом власти в интервью порталу «Евразия. Эксперт» поделился мнением политолог, биограф и историк Данияр Ашимбаев.
— Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на днях поручил своему заместителю наладить контроль партии «Нур Отан» над исполнительной властью. Но ведь ее контролирует недавно избранный президент. Чего добивается Назарбаев?
— У «Нур Отана» есть два возможных амплуа — партия власти и правящая партия. Партия власти — это персональное воплощение руки, нажимающей на кнопку для голосования. Задача партии в этом случае — привлекать внимание, мобилизовать соответствующий электорат всеми возможными способами и не лезть дальше отведенных ей функций.
Второе амплуа — это правящая партия. 2-3-4-партийная система у нас не сложилась, сменяемость партий тоже. У нас есть однопартийная система плюс несколько партий, которым заранее отведена роль абсолютного меньшинства.
В мажилисе сейчас есть КНПК и «Ак жол». Но у них настолько мало голосов, что повлиять на ситуацию они не могут. Тем более, в  есть традиция — если есть какие-то предложения, все голосуют единогласно. Независимо от того, оппозиция ты или не оппозиция.
Поэтому мы будем говорить не о вариациях, а о фактически однопартийной системе. Есть ролевые модели для правящей партии. Например, . Это партия, которая имела свою идеологию и являлась самостоятельным центром принятия решений. Она же контролировала и правительство, и региональные органы власти, и силовые структуры, и экономику.
Но эта модель в казахстанские реалии уже не вписывается. Потому что ни администрация, ни правительство, ни акиматы в принципе не заинтересованы в том, чтобы над ними была некая партия, принимающая решения за них.
В условиях системы Назарбаева, когда он был первым и единственным президентом, такая модель партии еще могла быть, так как он управлял всеми остальными институтами. Но все равно. партия здесь имела подчиненное значение. Сначала президент, а потом партия, а затем все остальные вертикали власти.
Вариант КПСС у нас не проходит, тем более у нас такой идеологии в принципе нет. И капитализм мы строим в не самой лучшей его форме. Времена тех же 60‑70‑х годов, когда была социально ориентированная капиталистическая система в той же Западной Европе, уже давно прошли.
Сейчас капитализм либеральный. И понятно, что строим мы именно такой капитализм. Идеология партии, олицетворяющей интересы правящего класса, для массы населения, мягко говоря, не очень интересна. Никто не хочет войны, и на этом все сходится. А в экономическом плане понятно, что после приватизации и монополизации экономики в госхолдингах и в узком корпоративном секторе интересы населения и власти расходятся все дальше и дальше.
— Какая связь между квазигосударственным сектором экономики и партийной жизнью?
— Квазигоссектор — огромный, неэффективный и малоконтрольный. Есть малый и средний бизнес, который все поддерживают, но который год от года все слабее, потому что на него растет налоговая нагрузка. Мы прекрасно видим, куда идут те же сборы в Единый накопительный пенсионный фонд. На финансирование всевозможных государственных проектов.
Может ли «Нур Отан» предложить идеологию, приемлемую для всего населения? Она должна быть либо едина для всех, либо структурирована по классам. А это уже не идеология.
В контролирующей сфере может быть второе применение «Нур Отана» как партии власти. То есть отдельная вертикаль, которая, имея абсолютное большинство в мажилисе, сенате и маслихатах, подстегивала бы работу исполнительной власти. Обобщала бы жалобы населения, изучала бы проблематику, ставила бы острые вопросы, критиковала акиматы, ругала министров, была бы кнутом в руках президента.
— Но она может быть кнутом в руках президента только до тех пор, пока все люди, принимающие решения, состоят в ней.
— В «Нур Отане» сменилось много руководителей, двое из которых (не буду называть фамилий) пытались сделать из партии такой кнут. Оба сделали для партии немало, и она стала фактором улучшения социальной обстановки, критики исполнительной власти, но потом власти это надоело. И партия снова превратилась из почти правящей партии в партию власти. Надолго не хватает.
Когда все филиалы партии в регионах возглавляют акимы, когда практически все правительство входит в партию, то особого смысла в ней нет. Разве филиал партии будет вызывать сам себя на ковер и спрашивать, почему не построена школа или плохо подготовились к паводку? Акимам это не нужно. Министрам тоже.
А сейчас возникает пикантная ситуация — партию возглавляет первый президент, а у власти находится второй. Задачей второго просто по определению является демонтаж наиболее одиозных конструкций, построенных в бытность его предшественника, потому что власть в борьбе за стабильность и согласие взяла на себя слишком много функций, с которыми не справляется. Все понимают, что какие-то завоевания данного режима нужно обратно отдать обществу, бизнесу и так далее. И первый президент, как гарант своего собственного курса, мягко говоря, в этом не очень заинтересован.
Сейчас говорить о каком-то политическом плюрализме в стране очень тяжело. Свыше 80% на выборах набирает «Нур Отан». Хотя, опять-таки, с 1991 г. до 2007 г. в стране партии власти толком и не было. Сначала компартия стала соцпартией, которая некоторое время пыталась играть роль номенклатурно-общественного объединения. Потом возникали другие партии, у которых не было большинства.
Только в 2007 г., когда возник «Нур Отан», в который забили все, что было в парламенте («Асар», Гражданскую и Аграрную партии), и партия стала единственной в парламенте, возникла концепция, что должна быть правящая партия, имеющая квалифицированное большинство.
Что получили в итоге? 10-15 лет назад на поле были партии и движения с широкой палитрой мнений. Большинство самостоятельных фигур примыкали к политическому меньшинству. Тем не менее, было ощущение политической дискуссии. Сейчас нет уже оппозиционных партий как таковых. ОСДП как партия фактически развалилась.
— Лет 15 назад у людей, которые не состояли в правящей партии, был шанс попасть на высокие должности политического олимпа. Сейчас это невозможно?
— Алтыншаш Джаганова, лидер партии «Возрождение», в свое время возглавляла Агентство по демографии. , председатель Республиканской политической партии труда, был первым замминистра образования. Да, была палитра мнений. Население знало, что есть люди, которые отстаивают взгляды, аналогичные их взглядам.
Почему возник феномен ? Большинство понимает, что он из себя представляет. Он не вчера родился, его бэкграунд хорошо известен. Проблема в том, что все голоса между Акордой и Аблязовым были выкошены. В итоге в стране не осталось людей, способных собрать на митинг даже 500-600 человек. На прошедшие недавно по стране митинги все приходили на площадку, обозначенную единственным оставшимся в их информационном поле псевдооппозиционером. Общественной дискуссии в стране не осталось.
— Так как следует перезагружать и модернизировать «Нур Отан»?
— Давайте подумаем. Как партию власти? От партии уезжает адмресурс. Президентом сейчас является Токаев, и на него все больше ориентируется аппарат. При этом Назарбаев оставил за собой Совет безопасности, Ассамблею народа и «Нур Отан». Все понимают, что это самостоятельная вертикаль, пока Елбасы в форме.
И всем понятно, что ориентир будет на того, у кого власть. А власть — это административный, финансовый и информационный ресурсы. А они-то все больше оказываются в руках Токаева. Не передав ему контроль над партией, Назарбаев создал определенную дилемму. В условиях, когда партия формируется первым президентом, у второго нет особого желания ею заниматься. И даже возникает ситуация — нужна ли вообще партия власти в таком состоянии? Потому что ресурс партии во многом административный.
Партия как бы есть, но я бы не сказал, что у нее есть практическое применение. Партия нужна на выборах, а на выборах сейчас народ за «Нур Отан» голосовать не будет. И по данным социологов, рейтинг партии стремительно падает. Есть установка, что партия власти не может получить меньше, чем получила на простых выборах. В итоге возникает ситуация «как сделать конфетку, если исходный материал этого не предусматривает».
— Поэтому сделана ставка на перезагрузку? Это подготовка к выборам?
— Выборы не за горами, но проблема в том, что «Нур Отан» в текущем виде стал анахронизмом. Огромное количество голосов, отданное за партию, лишает возможности создания и развития многопартийной системы. А пока нет дискуссии в парламенте, эта дискуссия будет твориться на митингах. Единственный способ восстановить баланс системы — пойти на серьезную либерализацию партийного и электорального законодательства.
Власти не нужно опираться на квалифицированное большинство. Власти достаточно опираться на устойчивую группу своих сторонников в парламенте, и не все эти сторонники — в «Нур Отане».
Формирование избирательного списка и определение депутатов от него — личная прерогатива бывшего главы государства. Поэтому есть мнение [что сто́ит] преобразовать «Нур Отан» в движение, а партию власти создать заново с нуля. Может быть, это будет не одна, а две или три партии. Достаточно снизить порог требований для их создания.
Если власть действительно хочет наладить диалог с обществом, нужно квалифицированным большинством пожертвовать. Многие во власти это понимают, но есть определенные установки. Идейный конфликт сейчас где-то присутствует, просто пока себя не проявляет.
Сделать из «Нур Отана» ресурс, за который население будет держаться с удовольствием, очень сложно, но если им пожертвовать, у власти появится пространство для маневра. А это будет способствовать открытости и повышению ответственности политической системы. Не исключен возврат к конституционному большинству с годами, но сейчас, чтобы вытравить пар, власть должна поделиться властью. А к этому определенные силы в стране не готовы.
Лучшие моменты Премьер-лиги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео