Екатерина Киселева: Во главу угла ставлю инициативу и компетентность

Пожалуй, из всех видов спорта, исключая некоторые игровые, футбол и хоккей в первую очередь, больше всего привлекает к себе внимание "королева спорта". И по причине разыгрывания самого внушительного по количеству комплектов медалей (под 50) в официальных соревнованиях, включая олимпийские, и в силу – речь, понятно, о российской легкой атлетике - сложившейся вокруг нее ситуации. Она, мягко говоря, неблагоприятная для нас, тянется уже свыше четырех лет, и никто точно не скажет, когда ей будет положен конец, когда ВФЛА восстановят в рядах ИААФ с вытекающей отсюда юридической амнистии. Расшифровка здесь вряд ли необходима, понятно, что имеется в виду. В этой связи, а заодно в рамках дискуссии о путях совершенствования управления спортивным процессом в стране (а это понятие, конечно, намного шире, чем руководство из начальственных кабинетов разных рангов), очевидно, представит интерес рассуждение человека, немало лет дружащего с легкой атлетикой – и как спортсменка, и как наставник, и как администратор/чиновник. Причем ее мысли распространяются не только на любимый, но и на другие виды спорта. Это мастер спорта, экс-чемпионка СССР и победительница Спартакиады народов СССР среди молодежи Екатерина Киселева, специалист с двумя высшими образованиями, в том числе физкультурным, которая долгое время была сначала старшим инструктором-методистом в ЦСП по легкой атлетике города Москвы (ШВСМ), а затем заместителем директора СШОР "Юность Москвы" по легкой атлетике, а ныне в том же спортивном объединении и в той же должности отвечает за другой олимпийский спорт - санный. Однако с легкой атлетикой, конечно, не прерывает отношения. Помимо основной деятельности Киселева 17 лет была на общественных началах главным редактором информационно-статистического портала WWW.TRACKANDFIELD.RU, параллельно возглавляя (по сей день) информационное агентство "СПОРТФОТО" (www.sportfoto.ru). - Мой почти 20-летний стаж работы в административной должности, накопленный практический опыт работы в образовательных организациях, включая секцию дополнительного образования по легкой атлетике, думаю, позволяет сформировать предложения, выполнение которых, с моей точки зрения, могли бы позитивно повлиять на изменение положения в этой важнейшей дисциплине, а кроме того, возможно, предотвратить проявляемые подчас тенденции регресса развития спорта в нашей стране в целом. Эти предложения (не исключено, что некоторые покажутся спорными), в той или иной мере, касаются всех видов, так как зачастую эти самые признаки регресса прослеживаются в деятельности различных организаций, учреждений, департаментов, напрямую соприкасающихся с физкультурно-спортивным движением. Считаю, часть предложений своими правовыми актами может решить только Министерство спорта России, другие вполне осуществимы всероссийскими федерациями или региональными спорткомитетами, необходимо лишь проявить инициативу, свою компетенцию. Замечу, однако, чтобы вы не предпринимали, все может измениться только в том случае, если грамотно подойти, рационально распорядиться выделяемым объемом финансирования. Поэтому некоторые предложения, изложенные тезисно, сформулированные с учетом возможности их внедрения в практику, на первый взгляд могут выглядеть невыгодными с точки зрения получения сиюминутного результата. Но за ними, полагаю, предпосылки для оздоровления обстановки, более эффективной работы как Минспорта, так и организаций, отвечающих за ФКиС в регионе, а в целом для всей спортивной сферы. Начнем с того, что сегодня полностью обеспеченными могут считать себя лишь те ведущие атлеты, потенциальные претенденты на награды в крупнейших официальных турнирах, кто пребывает в обойме ГУ "Центр спортивной подготовки" (читай – центр сборных команд) при Минспорте. Однако сегодняшняя нормативная база не позволяет им готовиться непрерывно - имеется в виду, что, находясь на тренировках по линии указанного выше Центра (ЦСП), спортсмен вынужден один, а то и несколько дней перерыва до начала следующего сбора оплачивать "простой" либо за свой счет, либо за счет региональной структуры, в которой он числится. Но парадокс в том, что эти региональные организации, готовящие тоже спортсменов высокого класса, не ниже КМС, несмотря на то, что их не обделяют на местах хорошим финансированием, не всегда могут целевым образом потратить эти деньги на тренировочный процесс этих своих атлетов, из-за того, что они находятся на подготовке по линии сборной страны. Поэтому разумно будет не разбрасываться деньгами, не распылять ресурсы, а полностью перевести финансирование тех спортсменов, кто уже является членами основных сборных страны, на ГУ ЦСП при Минспорте России. А каков в таком случае интерес регионов? На них ложится ответственная задача подготовки кандидатов, и финансирование должно зависеть от эффективности этого процесса. В случае попадания спортсмена в сборную, на следующий год дофинансировать местную организацию, исходя из результата этой работы, числа этих сборников. Но при этом в списках, стоящих здесь на денежном довольствии, они не должны фигурировать. Реализация данного предложения сэкономит средства государственного бюджета и позволит перенаправить их на подготовку резерва. Что следующее? Я бы сказала – борьба с допингом. Весьма, как известно, актуальная проблема для нашего спорта, ощутимая по сей день не только в легкой атлетике, но и в ряде других видов спорта. Да, мы заявляем о непримиримости к допингу, но насколько это действенно, ведь то и дело приходится слышать о новых случаях, негативно отражающихся на отечественном спорте. Что думаю? Необходимо незамедлительно, без права на замену одного спортсмена на другого, сократить финансирование в разделе "Госзадание" в той организации, где произошло допинговое нарушение. А при формировании бюджета на следующий год учесть это и не позволять увеличивать количественный состав спортсменов конкретной организации. Не секрет, что ныне финансовое обеспечение местных организаций осуществляется в зависимости от численности и уровня спортсмена. Причем бюджетные деньги, которые, как известно, любят счет, выделяемые для подготовки спортсмена уровня сборной на порядок отличаются от тех, что тратятся на тех, кто только начинает прокладывать дорогу к вершинам мастерства. Так вот, сейчас, если спортсмен пойман на допинге, несут наказание и он, и его тренер, но только не организация, в которой атлет числится. Его просто заменяют на аналогичного по званию или разряду, но ниже уровнем, при этом из экономии на заработную плату нередко выплачивается премия административному составу. Так не должно быть! Как и в другом случае, когда организация не только сохраняет у себя в численном составе спортсмена - "допингиста", но и держит его на ставке или переводит, что называется, с глаз долой, на другой род деятельности, тоже неплохо оплачиваемую (например, инструктор, методист, а то и тренер). За это надо наказывать рублем – штрафовать, либо просто недофинансировать на сумму, расходуемую на данного спортсмена. Кстати, чаще всего первыми информацию о применении допинга получает всероссийская федерация. Однако далеко не всегда удается быстро донести ее в субъекты, до учреждений, в которых числится спортсмен. Отношу это и к ВФЛА, испытывающую, пожалуй, остроту проблемы больше, нежели другие федерации. Тем более не должно быть задержки отправки с Лужнецкой набережной в каждый региональный спортивный комитет письма-требования о проверке пребывания на тренерских ставках, в списочном составе персон, которым запрещено работать, а также дисквалифицированных спортсменов с указанием причины и срока дисквалификации. Эту работу надо вести непрерывно. Открытость и доступность информации о принятых мерах, своевременное, оперативное реагирование – один из реальных путей борьбы с этим злом. Это один из показателей грамотной работы любой федерации. Пусть сказанное прозвучит как призыв к руководству любой федерации, а не одной лишь ВФЛА, плотнее контактировать с тренерским составом и спортсменами на местах, не снимать с себя ответственность, и куда строже контролировать тренировочный процесс, средства восстановления и т.д. Разве нам мало скандалов на международном уровне? Хотелось бы дальше коснуться вопроса с параллельным зачетом. Система эта неоднократно подвергалась критике, ее, было время, отменяли, затем все возвращалось на круги своя. Успехами (медалями и очками) отчитываются два, а то, подчас, и больше территорий. Особенно активно такой зачет используется, пожалуй, в легкой атлетике. Обосновывается это, чаще всего, слабым финансированием "королевы спорта" на местах. Да, не "король" в данном случае был гол, уж футболу точно грех жаловаться. Поскольку все-таки эта схема поощрения по-прежнему действует, то не правильнее ли будет (тут со мною могут не согласиться), если "сборники", переведенные на подготовку в ЦСП Минспорта с полнейшим ее обеспечением, прекратят представлять местную организацию. Но при этом, выступая на всероссийских соревнованиях, очки за достигнутые результаты все-таки будут начисляться только той структуре, в которой спортсмен находился на момент попадания в списочный состав сборной России. А как быть, не отменяя в принципе параллельного зачета, в командных соревнованиях? Призовые очки, полагаю, должны начисляться в равных долях для каждого региона, а не как сейчас всем по 100%. Наставникам же спортсмена при подобном раскладе платить в зависимости от результативности его подопечного, скажем, 50%. При таком, 50-процентном, регулировании параллельного зачета у тренеров местных спортшкол появится дополнительная мотивация, стимул в воспитании будущих кандидатов в сборные, явнее проявится здоровая конкуренция и т.д. Давайте теперь обратимся к использованию спортивных объектов. Следует разрешить (изыскать возможность, либо через нормативные акты, адресуемые региональным спорткомитетам) лицам с подготовкой на уровне мастера спорта и выше свободно (бесплатно) и без ограничения по времени посещать любые сооружения, находящиеся на балансе, задействованных в структуре региональных спортивных организаций. Ведь так, когда спортсмен с соответствующей высокой квалификацией мог тренироваться в любом доступном и удобном для него объекте, было в Советском Союзе и почему не воспользоваться этим опытом. Сегодня такое возможно лишь в случае договора на безвозмездной основе, на оформление которого все хуже и хуже идут администрации спортивных сооружений, да к тому же часто выделяется не очень приемлемое для тренировочного процесса время. Администрации проще и выгоднее продать абонемент частному лицу, заработав какие-то деньги, а то и вовсе - пусть объект будет простаивать, зато не надо тратиться на …уборку территории, другие расходы. Но насколько я поняла, данные по посещению составляются (вопрос: соответствуют ли они действительности?) и отправляются в виде отчетной документации в региональный спортивный комитет. А, ведь под нее, посещаемость, под отчет об использовании объекта идет госфинансирование. Что предлагается на выходе? Не чинить препятствий тем спортсменам, закончившим свою активную деятельность, кто своим профессионализмом, мастерством, достигнутыми успехами способствовал подъему авторитета отечественного спорта. Не на них нужно извлекать прибыль, требуя деньги за аренду. Им должен быть открыт широкий доступ на арены для продолжения занятий. Их отношение к делу, участие в ветеранских стартах – разве не пример и реклама здорового образа жизни, к чему нас призывает специально разработанная Федеральная программа, в основе которой главное - ее социальная составляющая. Я уже не говорю, какой это пример для молодежи: а ну докажите, что и вы можете... Управленческая система спортом многообразна, но она не должна быть догмой. Сама жизнь подталкивает к корректировке некоторых устоявшихся положений, естественно, в пользу делу. К примеру, стоит запретить старшим тренерам, тренерам и административным сотрудникам, работающим со сборными России на основных ставках, внешнее совмещение по тем же или схожим должностям в прочих организациях. То есть прекратить практику, когда многие из этих специалистов одновременно устраиваются совместителями, причем опекая тех же самых спортсменов, но уже на местах. И когда успевают…Проверки, контроля нет. Получается, что физически, т.е. фактически, тренер со спортсменом находится на российском сборе, а за него на его неосновной работе оплачивается аренда тренировочной базы, прописывается время, начисляется зарплата за того же спортсмена. В идеале хорошо бы было, если Министерство спорта утвердило бы для всех спортивных работников, включая администрацию и тренерский состав, одинаковую (учитывая коэффициент прожиточного минимума в каждом регионе) тарифную сетку по оплате труда. Сегодня все документы на сей счет выдаются в виде методических рекомендаций, т.е. в каждой организации своя система оплаты труда, придуманная …самой организацией. Доходит до смешного: даже в одном городе один и тот же опытный тренер со стажем работы, в звании, чьи спортсмены, допустим, являются победителями и призерами всероссийских соревнований, я уже не говорю о международных, в одной организации получает одну зарплату, а стоит (мало ли, какие складываются обстоятельства) перейти в другую, либо выше, либо ниже, редко зарплата остается той же. О чем еще это свидетельствует? Да о том, что, к сожалению, качественная оценка работы тренера и административных сотрудников на сегодняшний день отсутствует полностью. Во многих спортивных учреждениях так прописано положение о заработной плате, что только тренер с пожизненной высшей категорией и со званием "Заслуженный" может получить достойные деньги за свой нелегкий труд, остальные после отмены присвоения категорий довольствуются финансированием оплаты труда даже порой ниже прожиточного минимума на этой территории. Мы сетуем, что выпускники физкультурных вузов, заполучив диплом, устраиваются нередко где угодно, но только не по основной своей профессии. А что мы хотим? Ставки низкие, а надбавки молодым специалистам, приходящим работать после институтов, полностью отменены. Как следствие – и средний возраст персонала в спортивном коллективе частенько приближается к пенсионному, текучесть кадров, отток опытных специалистов в другие сферы деятельности (образование, фитнес), а смены нет. Учитывая все это, просто напрашивается необходимость возвращения профессиональных тренерских категорий и категорий для административных работников. Вместе с прозрачностью начисления заработной платы, объективными финансовыми условиями в зависимости от опыта, знаний, стажа, появится определенная гарантия удержания имеющихся, привлечения новых молодых специалистов в спортивную отрасль, изменит атмосферу в тренерском коллективе в сторону здоровой конкуренции, стремления как можно скорее овладеть, повысить свой профессиональный уровень. Несомненно, коснется такое изменение и уже существующего тренерского и административного составов. Нельзя же терять свое лицо, свои позиции, вот делиться своим опытом с новыми молодыми кадрами – это пожалуйста. За подобным подходом общая заинтересованность в прогрессе отечественного физкультурно-спортивного движения. Она, эта заинтересованность, еще и в том, говоря о вливании в управленческий процесс новых специалистов, чтобы их было больше среди высококлассных спортсменов. Хорошо, что ныне существуют льготы при поступлении в специализированный вуз у олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Вот и обладатели золотого значка ГТО ими пользуются. Так, может быть, открыть такую перспективу перед обладателями звание мастера спорта и мастера спорта международного класса, скажем, начислять им при поступлении в любое высшее учебное заведение дополнительные баллы, не менее десяти. Вроде бы небольшой стимул. Но на первый взгляд. Это ведь мотивация для тех старшеклассников, кто на пороге выбора профессии, кто активно занимается спортом и достиг, более того, проявляет перспективу роста результатов, не бросать тренировочный процесс из-за большой нагрузки. Их ждут, в том числе, и в спортивных вузах, а в целом сие означает вклад в развитие студенческого спорта в стране. В США он на самом видном месте, а почему у нас не так? Теперь на финише своих рассуждений вернусь к…старту. Не в прямом, а в переносном смысле, к тому, с чего начинается, нет, в данном случае не родина, а дорога к грядущим победам, за которыми прославление Родины. Уже с большой буквы. Начинается она с поиска талантов в самом юном возрасте. Не секрет, что во многих видах сейчас весьма актуальна проблема набора детей в группы начальной подготовки. Мешает вести ее качественно в том числе разрозненность отношений между спортивными и образовательными учреждениями. В силу ряда причин, причем иногда непонятных, надуманных, тренерам спортшкол и секций подчас очень тяжело попасть в обычные школы, чтобы просмотреть ребят. Ведь прежде такая практика сколько одаренных ребят выявила, будущих олимпийцев-чемпионов. Может, стоит тогда максимальное число групп начальной подготовки перевести на тренировочный процесс в образовательные учреждения – школы, техникумы, выделив средств на аренду имеющихся там залов, либо стадиона. Пока же ситуация такова, что работа на спортивных объектах образовательного учреждения возможна только на основе Договора по безвозмездной аренде, бесплатно предоставлять свои спортивные объекты готовы немногие. Выгоднее заключать контракты с частными лицами. Уверена, за высказанным предложением о прохождении спортивной подготовки на базе образовательного учреждения произойдет увеличение потока занимающихся спортом детей. А значит, расширится зона поиска талантов. Без них – нет движения вперед. ОТ РЕДАКЦИИ: Все изложенное выше Екатерина Юрьевна Киселева озвучила нашему постоянному эксперту Михаилу Шлаену. Его беседой с советником министра спорта России на общественных началах, кандидатом юридических наук Александром Душаниным "Российский Стадион" открыл дискуссию на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке. Очевидно, не все сказанное выше будет воспринято как истина в последней инстанции. Так Екатерина Киселева на это и не претендует. Она, что называется, со своей колокольни обозначила проблемы и готова к творческому спору, критическим замечаниям, обсуждению новых предложений. Кстати, и свои она высказала далеко не все, держит в запасе… А в целом все это идет и в актив "Российского Стадиона", который этими материалами готовится к предстоящему в ноябре совместному заседанию Президиума Госсовета и Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации.

Екатерина Киселева: Во главу угла ставлю инициативу и компетентность
© Российский стадион