Виталий Петров выиграл 4-часовую гонку REC за рулем Mercedes AMG GT3
Выносливость, стоит заметить, национальная черта россиян. Вряд ли хоть одна нация в мире столько всего стоически вынесла, да и продолжает выносить. Тут уж, как говорится, сам бог велел и гонки на выносливость тоже в России проводить. Тем более, что в том же Ле-Мане наши пилоты выступают уже более 15 лет, причем весьма успешно. Ну, а REC – пусть пока не слишком заметный, но очень важный шаг на пути России в этот вид автоспорта. Opel построил первый в мире раллийный электрокар - уже для сезона 2020 года История REC в определенной мере ведет свой отсчет еще с середины 90-годов прошлого столетия – с момента, когда в результате известных политико-социальных потрясений в СССР и затем в России фактически перестал существовать отечественный автоспорт, в советские годы развивавшийся весьма активно. Тогда упавшее знамя чемпионата страны по кольцевым гонкам подхватили знающие энтузиасты из НАО "СК АСПАС", по сути возродившие этот вид автоспорта в России буквально из пепла. Даже те немногие старые автодромы, на которых гонки проводились прежде, остались за пределами России, и временную трассу проложили вокруг у подножия здания МГУ на Воробьевых горах. Затем из-за трений с РАФ соревнования проходили уже как Кубок Аспас, но сохранили свой высочайший статус, Владимир Черевань, Николай Мезенцев, Виталий Дудин, Владимир Сухов, Алексей Васильев, Альберто Педемонте, Фабио Бабини… Да один Эдгард Линдгрен чего стоил – легенда советского автоспорта, чемпион СССР, трехкратный чемпион России, продолжавший гоняться за рулем "формулы" (и побеждать!) до 66 лет, а ныне в свои 83 все еще преподающий в МАДИ). Чемпионат России по шоссейно-кольцевым гонкам, которому тогда не дали умереть, теперь вернулся, что называется на круги своя и уже на весьма высоком уровне идет своим чередом, а "аспасовцы" взялись за новую инициативу или, если угодно, вызов – учредили Russian Endurance Challenge Russian Endurance Challenge (REC) – соревнование по гонкам на выносливость. Масштабы в России, конечно, не те, что у чемпионата мира (WEC) или входящей в него легендарной гонки "24 часа Ле-Мана", но базовые принципы те же: в частности, длинная дистанция (гонка продолжается 4 часа и дольше) и смены пилотов по ходу заезда. В нынешнем формате гонки на выносливость проводятся в России с 2015 года. Тут объективно нужно отметить, что данный вид гонок – очень затратный для участников, да и подходящих автомобилей в России не так много, как хотелось бы, и собрать их всех "в кучку" тоже чрезвычайно сложно, поэтому организация таких соревнований – дело не просто хлопотное, а реально трудное – тот случай, когда гонки проводятся, так сказать, не столько благодаря, сколько вопреки. И, тем не менее, она – эта серия – вертится! На старт вышли экипажи в двух классах: GT и спортпрототипы CN. В гонке стартовали такие автомобили, как Mercedes AMG GT3, Porsche Cayman GT4 Clubsport, Chevrolet Corvette C6, Seat Leon TCR, спортпрототип Fenix отечественной разработки и постройки и целая "россыпь" отечественных же прототипов проекта Shortcut, внешне повторяющих легендарный Lotus Seven. Все автомобили стартовали на шинах Michelin. При этом за команду Capital Racing Team в гонке принял участие первый российский пилот и призер Формулы-1, участник легендарного марафона "24 часа Ле Мана" 2016 года Виталий Петров. На спортпрототипе Fenix Московского политехнического института стартовали молодые пилоты международного уровня Александр Смоляр (Fomula Renault Eurocup) и Константин Терещенко (участник марафона 24 часа Ле Ман 2019 года). Также в промо-программе соревнования принял Чемпион Европейской Ле Ман Серии (ELMS) и победитель чемпионата мира по гонкам на выносливость Роман Русинов, показавший на трассе свой победный спортпрототип класса LMP 2. И квалификация, и гонка прошли при таком составе участников предсказуемо: в обоих случаях первым был экипаж Capital Racing Team (Денис Ременяко, Виталий Петров). Реальной дуэлью в абсолютном зачете стало сражение за четвертую позицию между Genesis GNP Team на Chevrolet Corvette и Shortcut под номером 7 команды Crazy Idea Motorsport Татьяны Добрыниной и Михаила Лободы. На протяжении нескольких кругов они атаковали друг друга буквально в каждом повороте, неоднократно меняясь позициями. На первый план в прошедшем соревновании вышла – тоже предсказуемо в таком виде гонок – надежность техники. Capital Racing Team не испытал ни одной технической проблемы, в отличии от других участников. Сразу после старта начало "лихорадить" Shortcut № 95 команды с эпическим названием Vintic&Shpuntic. В итоге Shortcut провел в боксах почти половину гоночного времени, пока механики устраняли неполадки. У Chevrolet Corvette проблемы со сцеплением начались еще квалификации. Экипаж Seat Leon № 16 потерял в боксах больше часа и, в итоге, утратил второе место в классе. Пилот Shortcut № 3 Сергей Баратов уже после финиша признался, что последние круги ехал фактически без тормозов - настолько изношены были тормозные колодки. К слову, машина эта очень интересная. Ее идеологическая основа, как уже упоминалось – знаменитый и уже кем только не клонированный Lotus Seven. Взявшись выпускать подобный кит-кар (по цене немногим более миллиона рублей)в России, отечественный производитель КБ 527 в сотрудничестве с DK Racing оснастил его кардинально переработанный мотор от Lada Granta Sport, который при использовании гоночного 102-го бензина развивает под 200 л.с. и 215 Нм крутящего момента. При этом снаряженная масса автомобиля — менее 500 кг, а посему его удельная мощность – как, к примеру, у Porsche 911 GT3 – 370 л.с. на тонну. И это позволяет ему "выстреливать" до 100 км/ч за 4,5 с и развивать скорость до 240 км/ч. Что же касается российского спортрототипа Fenix, на который применительно к такого рода гонкам возлагаются особые надежды, то он сразу же столкнулся с проблемами с двигателем, которые продолжались, по сути, все 4 часа гонки. "Сложности возникли с самого начала, мы не смогли стартовать, два часа не могли найти проблему, – прокомментировал ситуацию пилот команды FDR Moscow Александр Смоляр: – В итоге план был просто выехать, найти эту проблему и решить ее. На самом деле я очень удивлен этим автомобилем. Двигатель мощный – признаюсь, я не ожидал этого. Конечно, я не ехал на всю мощность, потому что первый заезд, темно, у меня нет опыта езды ночью. В целом мне автомобиль понравился". Дал пояснения относительно проблем со своим детищем и конструктор спортпрототипа Игорь Ермилин: "Концепция Fenix сохранилась, но компоненты стали более конкурентными и более современными. По сравнению с первой версией "Феникса" поменялся двигатель - вместо Alfa Romeo 150 л.с. сейчас здесь стоит вазовский турбомотор 1,6, (200-250 л.с.). Мы поставили другую коробку передач, большие карбоновые тормоза. Практически, сегодня был второй выезд этой машины, и сейчас проявились "детские болезни". Я думаю, что технически мы в состоянии решить эти проблемы к следующей гонке REС". Которая, добавим мы, пройдет уже менее через месяц, 22 сентября в Казани.