Куряне - на веломарафоне во Франции
Команда нашего региона в числе 6500 человек со всего мира преодолела 1200 км по западной Франции всего за три дня Старейший веломарафон – бревет по маршруту Париж – Брест – Париж проходит с 1891 года и собирает на территории Франции тысячи людей со всего мира. В этом году команда из Курской области по численности превзошла команду Беларуси, а один из наших земляков финишировал с четвёртым по России результатом. О том, чем питаться во время марафона, что кричали французы вслед россиянам и кто такой рандоннёр, «КИ» рассказали участники бревета. Это дорого Всемирный 19-й супервеломарафон (бревет) на дистанции 1200 км по маршруту Париж – Брест – Париж (ПБП) необходимо преодолеть за 90 часов. Это не гонка. Если ты уложился в указанное время, ты уже победитель. Чтобы принять участие в этом бревете, обычному велосипедисту нужно стать рандоннёром. То есть надо проехать в год марафона 4 квалификационных бревета (по 200, 300, 400 и 600 км), зарегистрированных в календаре Общества российских велотуристов-марафонцев и подать предварительную заявку на сайте в установленный срок. В 2011 году в ПБП принимали участие двое курян: Александр Бочаров и Алексей Ходов. В 2015 году из областного центра туда отправились уже пятеро: Александр Бочаров, Алексей Ходов, Антон Луценко, Людмила Лопатко, Алексей Попятов. В этом году заявку подали 13 человек, на старт вышли 12: Алексей Ходов, Антон Луценко, Сергей Миненков, Алексей Малыхин, Игорь Гончаров, Александр Гримов, Сергей Проскурин, супруги Светлана и Алексей Кудрины, Иван Шубин и супруги Алексей и Мария Лютыч. – Это апогей велосипедной карьеры. В прошлом году председатель нашего сообщества до середины сентября подал в международное сообщество график наших местных бреветов (по 200, 300, 400 и 600 км). И так поступает весь мир. Ты не можешь проехать бревет тогда, когда тебе хочется. Едешь, когда он назначен и с того места, где указан старт. И строго по тому маршруту, который обозначен. Соответственно, мы все их проехали. После этого тебе присваивается статус суперрандоннёра. Если ты не проехал всю серию в тот год, когда проводится ПБП, ты не имеешь права участвовать в супермарафоне. В этом году в нём участвовали всего 6,5 тысяч человек со всего мира, – рассказала Светлана Кудрина. Алексей и Светлана готовились к своему первому бревету в течение четырёх лет. Именно столько они ездят на длинные дистанции (от 200 км). К веломарафону пришлось готовиться как физически, так и материально. На всё про всё у пары ушло 170 тысяч рублей. – Это действительно очень дорого. Перелёт до Парижа. Проживание в отеле два дня до старта и два дня после. Оргсбор 130 евро. Ну и питание, – подсчитывает муж Светланы Алексей. Велосипеды проверили на «допинг» Старт был назначен на 18 августа, финиш – 22 августа. До места все 12 курян добирались своим ходом. По итогам предварительной регистрации, которая проводилась с января этого года, у всех было разное время старта. То есть группы выезжали по 300 человек каждые 15 минут. Курская команда была разделена, кто-то стартовал в 15.30, кто-то в 18.30. Все ехали в разное время, но где-то после половины пути на каждом контрольном пункте (КП) все начали встречаться и приехали на финиш практически в одно время. Кстати, за день до старта нужно было зарегистрироваться и отдать велосипед на техосмотр. Там проверили, нет ли на нём электрического двигателя и есть ли фонари. Свои велосипеды, как и все участники, куряне везли в самолёте в разобранном виде. Алексей со Светланой переживали за их сохранность. Как оказалось, не зря. Во время веломарафона на колесе сломалась спица. К счастью, её удалось быстро починить. – Инструменты брали с собой. Сумочку подседельную килограммов на 7. С рюкзаком ехать очень тяжело. Это очень большое давление на спину. Поэтому большинство старается от рюкзака отказаться. Проще всё везти на велосипеде, – рассказал Сергей Миненков. Одежда на участниках была специальная, облегчённая и дышащая. В запасе обязательно должен быть дождевик и кофта с капюшоном. – Во Франции, в отличие от России, не запрещено ездить без шлема. Это не обязательно, но не было ни одного участника, который ехал бы без шлема. А ещё все были в очках. Защищают от ветра и насекомых. Они, кстати, могли попасть и в рот, поэтому мы старались дышать носом. Но к кому-то залетали и даже кусали за горло, – говорит Алексей Кудрин. Весь маршрут был проложен вдоль населённых пунктов. Расстояние между ними не больше 20 км. – Это обычная дорога во Франции, но она проложена вдали от крупных автомагистралей. Автотрафик был не активный. Машин было очень мало. То есть велосипедисты ехали не по обочине, не с краю, а по полосе, – рассказал Сергей. Набрали вес Вся Франция ждёт бревет не меньше чем рандоннёры. На протяжении пути местные жители выходят встречать участников. – Дети высовываются из окон, чтобы на нас посмотреть. Они кричат: «Bon courage!», что в переводе на русский значит «смелей». Позже мы узнали, что так они кричат тем, кто делает что-то сумасшедшее, – рассказывает Светлана. Питались они плотно и часто. Несмотря на нагрузки, участники не похудели, а, наоборот, набрали вес. У велосипедистов есть такая поговорка: «Ноги не покормишь, они не поедут». Это действительно работает. – Когда у тебя кончились силы и ты понимаешь, что больше не можешь ехать. Ты практически уже сдался. В этот момент нужно покушать, сесть на велосипед и тело едет дальше. Мозг уже не работает, а тело крутит педали. И так происходило следующие двое суток, – говорит Светлана. Питались участники на контрольных пунктах платно. Ещё их подкармливали волонтёры и местные жители: угощали булочками, багетом, круассанами, блинами и кофе. И оставляли бесплатно воду. – В Курской области уезжаешь на 200 км и несколько раз покупаешь воду, потому что пить негде. А там ни разу не пришлось. Ночью на столиках оставляли бутылки с водой, а рядом записку со словами: «Help your self» («Помоги себе сам»). Кроме того, мы брали запасы с собой. Все пытаются есть низкоуглеводные продукты, а велосипедисты ищут продукты, где много углеводов. Макароны, сэндвичи. Но у некоторых было и углеводное отравление из-за того, что количество углеводов значительно превышало долю всех потреблённых продуктов, – рассказывает Светлана. Некоторые запасы куряне привезли из дома. Например, энергетические батончики, которые для удобства приматывали к велосипедным рамам. Спали на траве Ребята признаются, что у них была стратегия, но уже после первых километров её не придерживались. – Мы почти двое суток не спали, потому что не успевали и нужно было нагонять время. Спали несколько раз по 15 минут в течение трёх суток. В общей сложности часов 9, – говорит Сергей. К тому же на КП было очень многолюдно и участники не успевали поспать или принять душ. – На некоторых пунктах одновременно находилось 1800 человек. Там есть техобслуживание, медпункт, душевая, еда и ночлег (4 евро за койку) либо можно поспать в столовке бесплатно. Мы все пробовали спать на полу в столовой. Если тебе тепло, ты сразу засыпаешь. 500 человек будут греметь посудой, хлопать дверью, разговаривать громко, но тебе всё это не мешает. Ты спишь. Платно мы тоже пробовали, но там всегда очередь, а это трата времени. Поэтому позже мы спали везде, даже на улице, на траве, – говорит Сергей Миненков. К каждому велосипеду был прикреплён чип. На всех КП система регистрировала рандоннёров самостоятельно, и человек из любой точки мира видел, какую часть маршрута участник уже прошёл. Друзья и родственники онлайн следили за своими близкими из Курска. – Человек 8 из Курской области финишировали одновременно. Но из-за того, что стартовали по-разному, время получилось разное. Всего же до финиша у нас дошли 10 человек. Супруги Алексей и Мария Лютыч доехали до Лудеак и там сошли из-за травмы ноги Марии. А опытный Антон Луценко поставил рекорд Курской области и у него четвёртый результат по стране. Он проехал 1200 км за 63 часа. В прошлый раз проехал за 67, – говорит Светлана. На финише некоторые участники падали и тут же засыпали. Среди курян тоже были такие. Но кое-кто дотерпел до гостиничного номера. Все, кто прошёл испытание, получили медали из простого металла. – Я отдохнул пару часов и пошёл праздновать с командой в отеле. Мы там всей курской командой собрались, – говорит Алексей. Теперь ребята ждут очередной веломарафон. Все мысли у них только об этом. – Следующий бревет Париж – Брест – Париж в 2023 году. И мы едем на него. Это праздник, которого все ждут 4 года. После него не можешь выйти из эмоциональной пропасти ещё пару-тройку дней, – уверен Сергей. Алёна Мартынова Цифра в тему 128 лет во Франции проходит регулярный супермарафон Париж – Брест – Париж.