Can-Am X Race – изюминка российских ралли-рейдов

В минувший выходные в Астраханской области прошёл финальный этап крупнейшей российской внедорожной серии Can-Am X Race – гонки на квадроциклах (ATV) и мотовездеходах (SSV). Юбилейный десятый сезон состоял из трёх этапов, которые приняли Казань, Карелия и Астрахань. За весь год на старт соревнований вышли свыше 80 экипажей, среди которых были сильнейшие российские представители ралли-рейдов – Сергей Карякин, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Фёдор Воробьёв и многие другие… С чего всё начиналось... Серия Can-Am X Race является на данный момент самой популярной в РоссииФото: Can-Am X Race Образованная в 2010-м под названием Can-Am Trophy Russia, серия Can-Am X Race является на данный момент самой популярной в России. Ни один этап Чемпионата или Кубка России по ралли-рейдам не может похвастать таким количеством участников и россыпью звёзд в стартовой ведомости. Многие действующие чемпионы России, призёры и победители международных, включая Дакар, спортивных соревнований начинали спортивный путь именно в Can-Am X Race. За это время участниками этапов стали порядка 600 спортсменов из более 40 регионов России, а также представители Казахстана, Украины, Латвии и Белоруссии. Организатором серии с 2018-го выступает компания BRP. С целью воочию увидеть, что же привлекает участников этой серии, корреспондент AUTOSPORT.com.ru по приглашению организаторов – компании BRP Россия – отправился на финал сезона-2019 в Астрахань, Мекку российских ралли-рейдов... Как стать участником? Подать заявку на участие в Can-Am X Race может любой желающий, достигший 18 лет и имеющий права категорий A1 или А2Фото: Can-Am X Race Can-Am X Race – это любительская гоночная серия для владельцев квадроциклов и мотовездеходов. Если десять лет назад такую технику могли себе позволить не многие, а гонки проходили только на квадроциклах, то сейчас основу серии составляют как раз мотовездеходы, а самым популярным классом у участников является SSV Super Sport, в котором представлены багги с максимальной доработкой. Подать заявку на участие может любой желающий, достигший 18 лет и имеющий права категорий A1 или А2. На каждом этапе проходит зачёт Adventure, в котором как раз и могут принимать участие новички, прослушавшие перед этим вводный курс. На каждом этапе организатор собирает группы потенциальных участников, чтобы провести ликбез и показать, как функционирует серия. Так, к примеру, на этапе в Астрахани, Антон Бердников провёл инструктаж по чтению дорожной книги, а Антон Власюк рассказал о навигационном оборудовании. Классы Абсолют – это соревнование среди экипажей во всех зачётных классахФото: Can-Am X Race ATV – участники на полноприводных квадроциклах; здесь участник и пилот, и штурман одновременно; SSV Standard – допускаются нетурбированные мотовездеходы на стандартной подвеске и стандартных колёсах; SSV Sport – допускаются как атмосферные, так и турбированные мотовездеходы на стандартной подвеске и стандартных колёсах, габаритной шириной по колёсам до 1700 мм; SSV Super Sport – допускаются как атмосферные, так и турбированные мотовездеходы на любой подвеске, габаритной шириной по колёсам до 2000 мм; Абсолют – это соревнование среди экипажей во всех зачётных классах. По правилам серии, спортсмены – победители и призёры сезона-2018 в категориях SSV Super Sport и Абсолют, могут претендовать на победу только в Абсолютном зачёте. В 2019-м в их число вошли Артём Хайруллин, Ирек Миннахметов, Сергей Карякин, Раис Минниханов и Денис Кротов. Стоимость Большинство участников класса SSV Super Sport используют BRP Сan-Am Maverick X3 XRS, базовая стоимость которого 2800 000 рублей. В доработках, конечно, никто не ограничен в рамках регламента, так что конечную сумму назвать сложно, но автомобили лидеров серии после доработки стоят в два раза дороже, а то и более. К тому же нужно учитывать, что на гонках, к примеру, замена ШРУСа обходится в круглую сумму (19 000 рублей), а это как расходные запчасти. Скорость Даже на бездорожье 70 км/ч на BRP Сan-Am Maverick Sport кажется очень высокой скоростьюФото: Can-Am X Race Скорость в гонках ограничена. Экипажи не могут ехать свыше 140 км/ч, 120 км/ч для ATV но и этого вполне достаточно. Даже на бездорожье 70 км/ч на юрких, но главное комфортных багги BRP Сan-Am Maverick Sport кажется очень высокой скоростью. Интрига до последнего километра Победителями Can-Am X Race 2019 стали Алексей Бердинских и Антон ПанчехинФото: Can-Am X Race Если говорить о самой гонке и развязке сезона, то интрига была закручена до самого финала, который получился весьма драматичным. За три дня участники преодолели семь спецучастков общей протяжённостью 502,4 км. В Абсолютном зачете ситуация перед финалом сезона была не в пользу лидера команды Snag Racing Сергея Карякина. Но в Астрахани гонка проходила с повышенным коэффициентом 1.2, а, значит, победитель Дакара-2017 и его штурман Антон Власюк сохраняли шансы на подиум. После пяти спецучастков преимущество лидера Ирека Миннахметова составляло больше шесть минут, но шестой доп переиграл все карты – оба претендента на победу допустили ошибку в навигации и синхронно потеряли много времени. Седьмой и последний спецучасток сезона остался за Карякиным, но потерянное время на шестом допе отыграть на получилось. В результате гонщик из Екатеринбурга занял второе место на этапе и завоевал «серебро» по итогам сезона. Победителями Can-Am X Race 2019 стали Алексей Бердинских и Антон Панчехин. Победу же на этапе одержали действующие лидеры Кубка мира в категории Т3 Фёдор Воробьёв и Кирилл Шубин. «Выиграть гонку Can-Am X Race не менее престижно, чем этапы Кубка Мира, по крайней мере для нас точно, с учетом такого количества быстрых экипажей на этой гонке, – прокомментировал Воробьёв. – Мы реально влюблены в это соревнование, но, к сожалению, из-за плотного спортивного графика смогли приехать только на этап в Астрахань» Труднее всего трассы третьего этапа Can-Am X Race 2019 дались квадроциклистам из зачета ATV. Победитель этапа Владимир Макеев справился с поставленной задачей за десять часов, в то время как лидер Абсолюта за семь с половиной. Второе место в ATV занял Алексей Зверев из Рыбинска, третьим стал Иван Решетнюк (Екатеринбург). В SSV Standard только два экипажа из пяти стартовавших смогли пересечь финишную черту. Лучший результат показали спортсмены из Удмуртии Фарит Губаев и Александр Чернов. Второе место с отставанием от лидера более пяти часов у Рустема Ахметшина и Егора Охотникова (Казань / Ульяновск). В SSV Sport первое место у Тимура Шигабутдинова и Виталия Евтехова (Казань / Днепр). На второй позиции в этот раз Анатолий Кузнецов и Алексей Смолин (Воткинск, Удмуртия). Екатеринбуржцы Артём Востряков и Максим Кореев завоевали бронзу, а итоговые отрывы получились минимальными. В самом многочисленном классе SSV Super Sport – 27 экипажей – первое место также у Фёдора Воробьева и Кирилла Шубина. На второй строчке Радик Гарифьянов и Ришат Шайхулов из Набережных Челнов, Алексей Бердинских и Антон Панчехин из Москвы завершили гонку с бронзовой медалью. Что касается планов на 2020 год, то серия продолжится: заявки поданы на два этапа, протяженность спортивной дистанции каждого организаторы обещают до 1000 км.

Can-Am X Race – изюминка российских ралли-рейдов
© autosport.com.ru