Гран При Сингапура: Пресс-конференция в четверг

Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Даниэль Риккардо (Renault), Роман Грожан (Haas), Роберт Кубица (Williams), Ландо Норрис (McLaren). Вопрос: Роман, начнем с вас. Примите поздравления, сегодня в Haas объявили о продлении вашего контракта ещё на сезон! Как вы отреагировали на эту новость? Роман Грожан: Это замечательная новость, я проведу с командой пятый сезон подряд. Мы с первого дня вместе творили историю нашего коллектива, эта история пока не закончена, я счастлив её продолжить! Нынешний сезон выдался очень непростым, но в то же время довольно неплохим в плане прогресса команды и понимания, что идёт не так, и как добиться большего в будущем. С нетерпением жду возможности провести еще немало гонок в цветах Haas! Вопрос: Вы сказали, что сезон выдался непростым. Насколько вы уверены в том, что в 2020-м всё сложится удачнее? Роман Грожан: Это невозможно знать наверняка, но наша команда здорово поработала и, опираясь на отзывы гонщиков, смогла лучше понять особенности машины. Ситуация немного напоминает 2017-2018-й, когда в 2017-м машина была не так быстра, как хотелось, а в 2018-м у неё оказалась отличная скорость. Уверен, мы сможем прибавить. До какого уровня? Сказать сложно, но я надеюсь, что до такого, где борьба будет по-настоящему интересной! Вопрос: Ещё раз поздравляем! Роберт, раз уж речь зашла о следующем сезоне, возможно, и вам есть что рассказать о своих перспективах? Роберт Кубица: И да, и нет. Прежде всего, я хотел бы сказать, что с нетерпением жду следующего года и рассматриваю разные варианты, а чтобы оценить их, я принял решение не выступать в Williams в 2020-м. Я уйду из команды в конце этого года. Это решение открывает мне разные возможности, я намерен рассмотреть все. Вопрос: Вам хотелось бы остаться в Формуле 1 ещё на год? Роберт Кубица: Я всегда говорил, что потратил немало сил и времени на возвращение в Формулу 1, и раз уж вернулся, то хотел бы остаться. Я говорил, что цель на этот сезон – закрепиться в чемпионате, и на ваш вопрос я, конечно же, отвечу «да», правда, добавлю – «но не любой ценой». Я хотел бы заниматься тем, что вернет мне радость гонок. Нынешний сезон выдался очень непростым в плане результатов, выступать в Формуле 1 после долгого перерыва оказалось довольно трудно – особенно в той сложной ситуации, в которой находится Williams. Тем не менее, я хотел бы поблагодарить команду за предоставленный мне шанс, а далее посмотрим, какое будущее меня ждет. Вопрос: Что ж, спасибо и удачи! Ландо, после летнего перерыва гонки складываются для вас не слишком удачно. Насколько легко вы оправились от неприятностей – в частности, от схода на последнем круге в Спа? Ландо Норрис: Знаете, всё было не так уж и плохо. Насколько я был раздосадован и огорчен, настолько… (смеётся) Даниэль, прекрати! Даниэль Риккардо: Я дал ему десять секунд. Я знал, что после 10 секунд он рассмеётся! Ландо Норрис: Я не собирался! Да, в Спа я сошел на последнем круге, когда претендовал на лучший для себя результат, а в целом у нашей команды было несколько неудачных уик-эндов подряд, что позволило Renault сильно подобраться к нам в Кубке конструкторов. Трудно смириться с неудачей, когда до отличного результата оставалось совсем немного. Знаю, пятое место – не победа, но для меня и McLaren оно стало бы настоящим достижением, потому я всё-таки огорчен. Мы много работали и убедительно продемонстрировали, за какой результат можем бороться, но неприятности иногда случаются. Они не подвластны ни мне, ни моим инженерам, нужно просто смириться с их существованием и двигаться дальше. Вопрос: Если вернуться к предстоящему уик-энду, для вас он станет первым опытом выступления в жарких и влажных условиях Сингапура. Каких результатов можно ждать от вас и McLaren? Ландо Норрис: Я нахожусь здесь уже довольно давно, с прошлого четверга. Никаких особенных причин у раннего прибытия не было, я просто хотел адаптироваться к новым условиям. Я катался на велосипеде по трассе, привыкал к жаре и высокой влажности. Все говорят, что для гонщиков этот этап – самый непростой в сезоне… Даниэль Риккардо: Ты уже потеешь. Ландо Норрис: Знаю! Все говорят, что в физическом плане это самая сложная гонка из-за жаркой погоды и необходимости долго сохранять максимальную концентрацию. Я старался подготовиться наилучшим образом, но насколько это получилось, узнаю только в воскресенье. Вопрос: Насколько быстра здесь будет ваша машина? Ландо Норрис: Не представляю. Хочется верить, что она будет конкурентоспособнее, чем в Монце, где мы выступили не так уж и сильно. Пусть Карлосу в тот уик-энд удалось здорово провести квалификацию, в целом в Монце нам было сложнее, чем на прочих автодромах. Надеюсь, в этот раз мы окажемся сильнее, но уик-энд сам по себе будет очень непростым. Вопрос: Спасибо, Ландо! Даниэль, в Монце вы добились своего лучшего результата после перехода в Renault. Тот результат был по-настоящему необходим? Даниэль Риккардо: Он был очень кстати. Мы долгое время не добивались серьёзного результата и в первой половине сезона отметились им разве что в Канаде. В Спа всё складывалось успешно, но лишь до старта гонки, а в Монце мы были быстры с самого начала уик-энда и здорово выступили обеими машинами. Гонщику всегда приятно добиваться результата, но вдвойне приятно, что команда получила то, чего ждала очень долго: оба пилота сражались в призовой десятке и выступили здорово. В Кубке конструкторов McLaren постепенно увеличивали отрыв, но в Монце мы сумели заметно сократить отставание. После финиша я особенно хвалил наших мотористов, работающих на базе в Вири. Добиться отличного результата на столь требовательной к мощности трассе, чего мало кто мог ожидать после нескольких предыдущих лет, дорогого стоит! Вопрос: Вы четыре раза поднимались на подиум в Сингапуре. Чего можно ждать в этот уик-энд от вас и Renault? Даниэль Риккардо: Не знаю. В предыдущих гонках мы увереннее выглядели на автодромах, где требуется низкая прижимная сила, но если вспомнить трассу в Монако, которая больше всего похожа на сингапурскую, там в квалификации мы тоже выступили неплохо. Думаю, у нас есть шансы здорово выступить и здесь. Не скажу, что подобная конфигурация изначально подходит нашей машине, но нам вполне по силам собрать всё воедино. Да, предстоит постараться чуть больше, но потенциал у машины есть, нужно просто его раскрыть. Думаю, нас ждет интересный уик-энд! Как сказали парни, здесь очень жарко, асфальт довольно кочковатый, но выступать на уличных трассах всегда здорово! Вопрос: Льюис, в этот уик-энд вы претендуете на пятую победу в Сингапуре. После сражений с Ferrari в Спа и Монце и битвы с Red Bull Racing перед летним перерывом насколько непростым может оказаться для вас Гран При Сингапура? Льюис Хэмилтон: Эта гонка в физическом и психологическом плане одна из самых непростых в сезоне, если не самая сложная, притом каждый год преимущество здесь варьируется между нами, Ferrari и Red Bull Racing. Red Bull Racing в Сингапуре всегда очень быстры, мы предполагаем, что они и в этот раз будут конкурентоспособны. И я не знаю, окажутся ли Ferrari настолько же сильны, как были в предыдущих гонках. Впрочем, мы будем сосредоточены на собственных задачах и постараемся взять от уик-энда максимум. В предыдущие годы на этой трассе мы были не самыми быстрыми, но в силу обстоятельств добивались неплохих результатов – надеюсь, и этот раз всё сложится удачно. Вопрос: Есть ли опасения насчет скорости машины Mercedes в условиях жаркой погоды, учитывая проблемы с охлаждением, что были у команды в Австрии? Льюис Хэмилтон: Уверен, в команде не упускают из вида этот фактор. Пока что погода далеко не самая жаркая, что мы наблюдали здесь за годы выступлений. Надеюсь, она такой и останется, но если по ходу уик-энда температура возрастет, ситуация может измениться. Вопросы с мест Вопрос: (Фредерик Ферре) Вопрос ко всем. Что вы думаете о новом подходе к контактной борьбе по ходу гонки? И ещё, дым от лесных пожаров вызывает у вас опасения? Ландо Норрис: По-моему, при рассмотрении недавних случаев контактной борьбы стюарды сработали здорово. Честно говоря, я не видел всё сражение между Льюисом и Шарлем в Монце, но, как мне кажется, там разобрались корректно. По сравнению с предыдущими годами соперничества на дистанции стало заметно больше, и когда гонщикам выпадает шанс побороться вплотную, лучше просто позволить им сделать это, а если и будет какой-нибудь контакт, это, в общем-то, не конец всему. Конечно, нужно внимательно следить за ситуацией, и если кто-то допускает грубую ошибку или намеренно поступает некорректно, такое соперничество нельзя считать честным, но у гонщиков должна быть возможность сражаться и получать удовольствие, это часть Формулы 1. Задымление? Не знаю, по мне всё в порядке. Даниэль Риккардо: Ты выглядишь забавно. Ландо Норрис: Я приехал сюда раньше вас всех, и если бы кто-то рядом почувствовал недомогание, я бы непременно об этом сообщил. Вопрос: Даниэль? Даниэль Риккардо: Что касается гонок, Ландо здорово всё пояснил. Есть небольшие контакты, а есть совершенно грубые действия. Я видел запись сражений в Монце, там ситуация с необходимостью оставить сопернику достаточно места была на грани… Вопрос: Вы о сражении между Льюисом и Шарлем? Даниэль Риккардо: Видимо, да! Разве не о том сражении был вопрос? Вы постоянно смотрели на Льюиса, и я сделал вывод, что речь идет именно о той борьбе с Леклером в Монце. Тема, конечно, сложная, но Ландо правильно сказал: если все будут относиться друг к другу с определенной долей уважения, обойдется без проблем. Но если вы часто позволяете себе действовать грубо, то либо соперник ответит вам тем же, либо в дело должны вмешаться стюарды. Сейчас, как мне кажется, ситуация под контролем. Да, в кокпите эмоции иногда зашкаливают, и ты воспринимаешь конкретный момент острее, чем когда думаешь о нем по прошествии некоторого времени, но в целом стюарды неплохо справляются. Им тоже непросто, ведь не будучи на месте гонщика сложно каждый раз верно всё оценивать – это нужно понимать. Вопрос: Что скажете о дыме? Даниэль Риккардо: Сейчас проблем с ним нет, больше мне добавить нечего. Вопрос: Льюис, что скажете о плотной борьбе? Льюис Хэмилтон: Ландо и Даниэль здорово всё описали, мне нечего добавить. Что касается дымки, особых проблем с ней быть не должно, но мы готовы гоняться здесь при любых условиях. Вопрос: Вам нечего сказать о том сражении с Шарлем Леклером в Монце? Льюис Хэмилтон: Да, нечего. Прошлого не изменишь, нужно двигаться дальше. Лично я приветствую острое сражение в гонке, никаких проблем. Вопрос: Роман? Роман Грожан: Аналогичный ответ. Вопрос: Роберт? Роберт Кубица: У меня тоже. Главное в подобных ситуациях – стабильно одинаковое применение правил. Вопрос: (Дитер Ренкен) Роберт, вы сказали, что приняли решение поискать для себя варианты продолжения карьеры вне Williams. В этом процессе участвовали ваши спонсоры из Orlen? Рассматриваете ли вы вариант работы на симуляторе какой-либо из команд? Роберт Кубица: Во-первых, это было чисто моё решение. Да, за ним последовали определенные действия со стороны Orlen, но это совершенно другая тема. Что касается работы на симуляторе, мне бы не хотелось вдаваться в детали, но, как уже было сказано, я постараюсь рассмотреть разные варианты. Притом мне самому будет очень странно работать исключительно на симуляторе и совсем не участвовать в гонках. Вопрос: (Скотт Митчелл) Роберт, насколько вы горды тем, что сумели вернуться в Формулу 1? Этот факт перевешивает горечь от того, как складывается сезон? И вопрос к остальным. Вы знаете, как непросто быть гонщиком Формулы 1. Насколько вы впечатлены возвращением Роберта, и что Формула 1 потеряет с его уходом? Роберт Кубица: Я забыл первый вопрос! Насколько я горжусь? Знаете, я не привык гордиться самим собой, но возвращение в Формулу 1, безусловно, получилось очень долгим. Я постоянно говорил о нем в предыдущие два года, оно далось мне невероятно трудно, но я всё равно считаю, что поступил верно. Конечно, мне и Williams хотелось бы выступать лучше и демонстрировать более высокие результаты, однако сезон для меня самого и команды складывается очень нелегко. Я должен двигаться дальше и потому решил уйти. Что касается вопроса для остальных гонщиков, думаю, мы могли бы его пропустить, так как на ответы от всех потребуется немало времени. Вопрос: Льюис, вы дольше других присутствующих здесь гонщиков соперничали с Робертом. Что вы можете сказать о его возвращении в Формулу 1, и насколько всем в чемпионате будет не хватать Роберта, если он не получит контракт с какой-либо из команд? Льюис Хэмилтон: Да, я дольше других знаю Роберта, ведь мы с ним начали гоняться в картинге еще в 1997 или 1998 году. Для меня он один из самых талантливых соперников, с которым пришлось иметь дело. Я с первого дня понял, что Роберт очень быстр, а когда он попал в Формулу 1… Роберт Кубица: Как давно это было! Льюис Хэмилтон: Очень давно. А еще Роберта отличают сила характера и целеустремленность. Немногие смогли бы пройти через те обстоятельства, через которые прошел Роберт, вернуться в спорт и снова соперничать с теми, кто не сталкивался с аналогичными трудностями. Здорово, что у него это получилось. Да, в этом сезоне для Роберта всё складывалось иначе, чем в то время, когда он выступал за более конкурентоспособные команды, но он всё равно сработал отлично. Формуле 1 нужны талантливые гонщики, сражающиеся за максимально возможный результат и устраивающие хорошее зрелище для болельщиков, и я надеюсь, что Роберт всё же останется. Я понимаю его выбор, но не знаю, что послужило причиной. Хочется верить, в следующем году для него найдется место в Формуле 1. Вопрос: Кто-либо еще желает что-нибудь добавить? Роман Грожан: Роберт своим примером вдохновляет всех, кому пришлось столкнуться с трудностями. Я впервые беседовал с ним в 2009 году в Абу Даби, в 2010-м мы должны были стать напарниками, но этим планам не суждено было сбыться. Я пришел в команду позднее, когда с ним случилась та авария. Роберт пример для всех в автоспорте, его возвращение в гонки самого высокого уровня по-настоящему впечатляет! Вопрос: (Давид Гоат) Льюис, сегодня многие вспоминали прошлогодний быстрый круг, обеспечивший вам поул в Сингапуре. Каких усилий стоит войти в нужный ритм на здешней городской трассе? Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я смутно помню тот круг, словно не я его проехал, хотя он в самом деле был особенным. Я выступаю в Сингапуре с 2008 года и могу сказать, что на этой трассе всегда непросто держать шины в нужном температурном диапазоне. К третьему сектору они успевают остыть, что сильно осложняет пилотаж. Круг здесь довольно длинный, но, похоже, в той попытке я сумел собрать всё воедино. В предыдущих сессиях результаты были нестабильными, я с самого начала уик-энда не мог чисто проехать круг, но в нужный момент мне это удалось. Шансы на что-то подобное всегда малы, но, видимо, в тот момент так сложились звезды. Впрочем, гораздо больше помогли оптимальная температура шин и верный ритм. Каждый гонщик знает, насколько важна здесь предельная концентрация на пилотаже и хороший ритм – именно за счет него ты можешь по максимуму использовать всю ширину трассы и наилучшим образом раскрывать потенциал машины. Вопрос: (Войцих Папрота) Льюис, несколько дней назад вы отменили все свои подписки в Instagram. Означаете ли это, что социальные сети стали вас отвлекать? Льюис Хэмилтон: Мне просто захотелось чего-то иного. Я по-прежнему считаю социальные сети потрясающим изобретением, но заметил за собой, что, проснувшись утром, первое, что ты делаешь, это заходишь в Instagram и проверяешь, что и где произошло. Ты постоянно будто гонишься за информацией, для себя я решил это изменить. Сейчас я начинаю свой день с чтения, крайне редко открываю Instagram, и это сильно изменило мою жизнь, хотя, признаюсь, иногда я скучаю по возможности посмотреть, чем заняты мои друзья. С другой стороны, раньше ко мне подходили люди и упрекали: «Слушай, ты не подписан на меня, но подписан вон на того человека». Теперь я не подписан ни на кого, упреков тоже не стало. Если я всё же хочу узнать, как дела у моих друзей, мне приходится каждый раз прописывать нужное имя – с таким подходом сложно следить за количеством подписок, какое было у меня раньше, а их было шестьсот! Но я по-прежнему захожу на странички многих людей, чтобы посмотреть, чем они живут, и выразить им свою поддержку. Просто я не считаю, что для этого нужно непременно быть подписанным. Вопрос: (Цезари Гутовски) Роберт, вы давно выступаете в Формуле 1. Что было самым сложным для вас за эти годы, и чем вы гордитесь больше всего? Роберт Кубица: В автоспорте практически всё решают результаты, но если взять все мои достижения на трассе за последние семь-восемь лет, вряд ли я смогу выбрать какое-то одно. Пожалуй, главным моим достижением стало то, что после аварии я сумел вернуться в гонки. Возвращение в Формулу 1 было лучшим из всего, что я мог себе представить. Вопрос: (Бен Хант) Льюис, поговорим о задымлении. Эту тему все вокруг предпочли свернуть, но скажите, какие меры предпринимают в вашей команде? Местные власти говорят, что загрязненность воздуха приближается к опасным значениям, как в таких условиях вы защищаете себя от вредного воздействия? У вас подготовлены специальные маски с воздушными фильтрами, или вы целиком полагаетесь на FIA и рассчитываете, что всё будет в порядке? Льюис Хэмилтон: В каждой команде есть свои врачи. У нас они не говорили о том, что ситуация с задымлением представляет серьезную проблему, но я понимаю, насколько важен для спортсмена чистый воздух. Не знаю, как у других гонщиков, но мне после гонки приходится прочищать нос от карбоновой пыли. Здесь меня уже попросили не совершать пробежку, так как это может быть вредным, и я не представляю, как задымление может сказаться в гонке – думаю, мы в команде это обсудим. Правда, возможных мер не так уж много, невозможно иметь в шлеме устройства или приспособления на все случаи в жизни. Вопрос: (Майкл Баттерворт) Роман, в следующем году Формула 1 отправится во Вьетнам – страну, у которой не такая уж богатая история в автоспорте. Считаете ли вы, что чемпионат должен продолжать открывать для себя новые страны вроде Вьетнама, или всё же ему следует сосредоточиться на ставших родными за долгие годы странах Западной Европы? Роман Грожан: Хороший вопрос, но вряд ли у меня найдется верный ответ. Есть автодромы с богатой историей, на которых хочется продолжать гоняться, но есть и те, у которых еще десять лет назад никакой истории не было – как в случае с Сингапуром. Сейчас все считают Гран При Сингапура традиционным этапом, хотя он впервые появился только в 2008 году. Собственно, количество гонок зависит от человеческого фактора, и, возможно, нам следовало бы один год больше гоняться в Европе, другой проводить в разъездах, а на третий устраивать некое сбалансированное сочетание. Есть много трасс, на которых хотелось бы гоняться, но идеального ответа у меня для вас нет. Льюис Хэмилтон: Наверное, мое личное мнение не так уж и важно. Всегда здорово открывать для себя новые трасы, но притом необходимо сохранять в чемпионате исторические автодромы, где всегда собирается максимальное число болельщиков, а на трибунах царит совершенно невероятная атмосфера – как, например, в Сильверстоуне. В этом плане отказ от гонки в Германии был очень досадным. Что касается новых направлений, хорошо, если Формула 1 расширяет своё присутствие по миру, но я бы предпочел, чтобы во Вьетнаме организовали уличную трассу, которая использовалась бы раз в год, а не поступили так, как в Индии, где возвели великолепный автодром, на который мы больше не приезжаем. Даниэль Риккардо: Возможно, это прозвучит эгоистично, но здорово приезжать в новую страну и иметь возможность благодаря своей работе увидеть незнакомые уголки планеты. Это приятный бонус, ведь я понимаю, что без Формулы 1 вряд ли приезжал бы во все эти страны на уик-энд. Я смог открыть для себя много замечательных мест, но во Вьетнаме мне бывать не приходилось, так что я с радостью туда отправлюсь! Это возможность показать людям, что такое Формула 1, и заполучить новых болельщиков – лично я не вижу в этом никаких негативных моментов. Ландо Норрис: Думаю, всё уже сказали. Роберт Кубица: Согласен. Вопрос: (Йоост Недерпельт) С довольно сильным напарником Себастьян Феттель в Ferrari явно испытывает прессинг. Считаете ли вы, что Себастьян еще сумеет себя показать, и что его рано списывать со счетов? Даниэль Риккардо: Думаю, я могу со знанием дела ответить на ваш вопрос. Себастьян сейчас находится в той же ситуации, в какой был в 2014-м, притом тогда он сумел собраться с силами и в 2015-м выиграл вторую гонку сезона в Малайзии. Уверен, он и сейчас способен вернуться в форму, для этого достаточно одной удачной гонки. Правда, у нынешней ситуации, возможно, причина тоже в одном конкретном Гран При. Не хотелось бы говорить за Себастьяна, но со стороны мне кажется, что всё началось с того спорного момента в Канаде: он вполне мог одержать свою первую победу в нынешнем сезоне, и если бы тогда всё получилось, итоги следующих нескольких этапов, вероятно, выглядели бы совершенно иначе. В предыдущие годы Себастьян здорово выступал в Сингапуре и, возможно, именно в этот уик-энд сумеет прервать череду недавних неудач. Повторюсь, ему нужна всего одна хорошая гонка. Когда выступаешь в Формуле 1, да ещё на самом высоком уровне, приходится иметь дело с множеством факторов. Дело не только в таланте, влияет прессинг, личные события и то, какими мыслями занят мозг. Талант ведь не теряется, отсюда вопрос – может ли Себастьян мчаться очень быстро? Конечно, да, так что ему просто необходим уик-энд, в который он сумеет собрать воедино и снова окажется на вершине. Вполне возможно, это случится уже здесь, в Сингапуре. Льюис Хэмилтон: Отличный ответ от Даниэля, честно. Вопрос: (Люк Смит) Льюис, Даниэль говорил о мыслях в голове и делах вне трассы. За пределами автодрома вы активно проявляете себя в совершенно разных сферах. Насколько важны для вас такие вещи как собственная линия модной одежды и многие другие увлечения, которые добавляют вам мотивации и помогают еще сильнее выкладываться на трассе? Льюис Хэмилтон: Если бы этих увлечений не было, я всё равно пилотировал бы так, как пилотирую. Просто мне самому они очень приятны, благодаря им у меня больше сил и энергии на то, чтобы продолжать заниматься другими интересными мне вещами вроде моей работы гонщика, которую я считаю даже не работой, а скорее хобби. Каждый по-своему отдыхает и готовится к соперничеству, мой способ для меня очень даже работает. Перевод: Валерий Карташев

Гран При Сингапура: Пресс-конференция в четверг
© F1News.ru