Войти в почту

Язык музыки. Зачем дирижёр из США показывал оперным певцам кулаки и лайки

Знаменитый пианист и дирижёр Юджин Кон приехал в Красноярск из США специально на Фестиваль Хворостовского. Юджин начал свою карьеру гораздо раньше Дмитрия: в нью-йоркской Метрополитен-Опера его дебют в качестве дирижёра состоялся ещё в 1980 году. Удивили грамотностью Он - любимый аккомпаниатор мировых звёзд, включая Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. При этом Юджин Кон всегда утверждал, что невозможно сравнить, у кого из них лучше голос, так же как нельзя сравнивать страны, например, Францию с Италией. На Фестивале Дмитрия Хворостовского Юджин Кон руководил Красноярским симфоническим оркестром всю вторую неделю вместо «штатного» дирижёра Владимира Ланде. И в первый же день, на концерте победителей международных конкурсов «Мировой Олимп», очаровал и захватил своим искусством и манерами как музыкантов и солистов, так и публику: очень артистично дирижировал, встречал и провожал каждого исполнителя, иногда сжимая свою левую ладонь в понятном всему миру жесте «ты - молоток!», а музыкантов награждал поощрительными «лайками» большим пальцем и поднятой бровью прямо во время игры. Интервью маэстро начал с шутки: пока телеоператоры настраивали камеры, упрашивая дать им «ещё секундочку», Юджин Кон пророкотал им со смехом по-английски «Раз, два, три! Ха-ха, ха-ха-ха! Приятно слышать, публика ужасна!» Но тут же похвалил и публику, и организаторов: «Мне очень трудно давать оценку, чтобы не стать слишком эмоциональным. Много раз я работал в России, это моё 24-е путешествие в вашу страну, но сейчас я первый раз в Сибири. И, конечно, это первый раз на родине маэстро - Дмитрия Хворостовского. Для меня настоящее удовольствие работать здесь, на фестивале. И я был удивлён двум вещам: тому бесконечно высокому уровню Красноярского симфонического оркестра под руководством Владимира Ланде. И уровню публики, слушателей. Я считаю этот фестиваль Хворостовского одним из самых важных в мире. И благодарен за его поддержку губернатором края Александром Уссом. Это позволило провести такое восхитительное действо, собраться прекрасным певцам. У вас доброжелательная и грамотная аудитория, так благосклонно принимает нас. Я бесконечно рад познакомиться с вашим регионом и городом. И мы в Соединённых Штатах считаем, что вы очень много вкладываете в будущее развитие оперы, оперного искусства. Я так и думал, что это будет бесконечно прекрасный опыт, когда мы здесь на одной сцене увидим талантливых солистов. Ваш Михаил Пирогов, например, прекрасный тенор международного уровня (Михаил Пирогов - солист Красноярского театра оперы и балета - прим. ред.). Это очень престижно - выступать здесь. Хочу особо отметить и руководителя этого проекта Антона Ливахина. Фестиваль и конкурс Хворостовского могут занять одно из первых мест в череде международных, таких как конкурс имени Чайковского в Кардиффе, где Дмитрий победил (в 1989 году - прим. ред.), или в Большом театре. У вас прекрасная программа для молодых исполнителей. И это даёт шанс такими фестивалем, конкурсом развивать в Красноярске оперное искусство всего мира. Былинный богатырь из Греции Выступавший на Фестивале вместе с Юджином Коном Александрос Ставракакис, бас из Греции, лауреат XVI Международного конкурса имени Чайковского - крупнейшего состязания в мире классической музыки, отметил, что его буквально переполняют эмоции от выступления и аплодисментов сибиряков. Огромный, под два метра, Георгиос Александрос похож на былинного богатыря, он исполнял арию из оперы «Садко». - Александрос, вы очень хорошо и чисто поёте по-русски, может, пообщаемся тоже на русском? - Давайте в другой раз! - улыбаясь и почти без акцента говорит певец и переходит на английский. - Я пока не очень хорошо говорю, лучше буду петь. - Александрос, мне кажется, что Юджин Кон сегодня дирижировал всеми - не только оркестром, но и певцами, и зрителями. - Вы знаете, меня поразил очень тёплый приём аудитории! Публика словно обнимала нас! Конечно, в таких условиях нам было гораздо легче выступать, петь так, как нам этого хотелось, чтобы выразить наши чувства и эмоции для всех вас. Это большая честь для меня - быть в Красноярске, участвовать в таком прекрасном фестивале. Мы все очень благодарны за предоставленную нам возможность петь на сцене, где выступал Дмитрий Хворостовский! У фестиваля большое будущее Сможет ли фестиваль Дмитрия Хворостовского после второго, третьего проведения не потерять своё значение, а Красноярск - стать одним из культурных центров мирового значения, зависит от красноярцев и их желания поддерживать его уровень, считает директор Фестиваля Антон Левахин. И не только в плане финансирования (хотя это важная часть вопроса), но самое главное, чтобы у красноярцев была потребность сказать что-то миру. У Дмитрия она была: он занимался популяризацией, пропагандой российского искусства по всему миру! Он представлял величайшую музыку: Чайковского, Рахманинова, совершено не известного за рубежом Свиридова. Это был его личный порыв. И именно он сделал Красноярк известным в мире городом! Когда его спрашивали, откуда он, всегда отвечал: «Вы наверняка не знаете, потому что в советское время этот город был закрытым, вы слышать о нём не могли, я - из Красноярска». К счастью, аудитория на фестивале очень образованная. Ведь концерты, что прозвучали - Рахманинов, например - очень сложны не только для восприятия зрителей и слушателей, но и для любого мирового оркестра. Впрочем, нам проще, ведь Рахманинов и есть отражение нашей русской музыкальной генетики. Это должна быть по-настоящему социальная потребность населения в музыке. И то, как красноярцы восприняли фестиваль, даёт мне уверенность сказать, что у Фестиваля большое будущее. Более того, Красноярск сможет расширить свои границы, проводя часть фестивальной программы за рубежом, в Москве, Новосибирске. Чем шире география, тем лучше будут знать Красноярск в мире, тем лучше для памяти Дмитрия. Потому что это будет продолжение его дела, он ведь всю жизнь посвятил музыке. А музыка - это единственный язык, который не требует перевода! Сундет Байгожин: «Искусство объединяет» На спектаклях «Евгений Онегин» Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» (Казахстан), которые прошли 23 и 25 октября, не было свободных мест. Во время оваций на последнем спектакле исполнитель главной роли Евгения Онегина Сундет Байгожин встал на колени, поцеловал сцену, а потом выбежал в зал и вручил букет цветов Флоранс Хворостовской. «В вашем прекрасном городе нас очень тепло принимали. Я счастлив, что меня разместили в гримёрке Дмитрия Хворостовского. Здесь он готовился к спектаклям, гримировался перед выходом на сцену, и это меня просто заряжало перед выступлением. Сегодня состоялся мой дебют, и он стал удачным. Это моя первая русская опера, где я спел главную партию Евгения Онегина.Вы сами видели, как горячо принимали наше выступление зрители, долго не отпуская со сцены. Спасибо огромное организаторам за этот первый фестиваль Дмитрия Хворостовского. Он имеет огромное значение для искусства, потому что Дмитрий является эталоном мировой классической оперы. Он просвещал свою страну, и я хочу сказать, что он мой кумир, потому что, когда у меня что-то не получается, я обращаюсь к его творчеству. Здорово, что есть такой фестиваль и светлая память маэстро. Мы его никогда не забудем. Мы, казахи, любим русский народ, и, конечно же, искусство нас объединяет».

Язык музыки. Зачем дирижёр из США показывал оперным певцам кулаки и лайки
© АиФ Красноярск