Как противостояние Ford и Ferrari определило историю автоспорта ХХ века
Месси против Роналду. Ларри Берд против Мэджика Джонсона. Али против Фрейзера. Сборная СССР по хоккею против канадцев. В число великих противостояний спортивной истории вполне уместно добавить и схватку гоночных команд «Форда» и «Феррари», происходившую в шестидесятые на лучших автодромах мира, а теперь попавшую и в кино — благодаря новому фильму «Ford против Ferrari» с Мэттом Дэймоном и Кристианом Бэйлом. Об этом соревновании двух автогигантов, впрочем, широкому читателю и зрителю известно гораздо меньше, чем о других спортивных дуэлях. Самое время восполнить пробел. Истории Ford и Ferrari, двух этих знаменитых компаний, были непосредственно связаны с гонками с самого начала. Генри Форд, придумавший в конце XIX века в Детройте свой «квадроцикл», поначалу ими очень увлекался. В 1901 году он даже построил 26-сильный автомобиль, на котором выиграл гонку у Александра Винтона, лучшего американского аса того времени. Именно эта победа послужила поводом для крупных инвесторов заметить автопромышленника из Мичигана — и именно она вдохновила их на финансирование первой «Автомобильной компании Детройта», из которой Форд, впрочем, впоследствии вышел и которая превратилась в «Кадиллак». Дальнейшее известно: Генри Форд придумал использовать конвейер для потокового создания автомобилей, начал продавать их по необычайно низким ценам и превратил свою новую фирму в империю с заводами в разных странах мира. О гонках со времен соперничества с Винтоном он не думал: находились дела поважнее. Но все изменилось, когда руководство компанией принял его внук Генри Форд II. Сначала стремившийся, как и другие руководители крупных американских автоконцернов, дистанцироваться от мотоспорта, он в итоге осознал, что гонки могут быть хорошей рекламой его продукции. «Выигрывай по воскресеньям, продавай по понедельникам», — такой лозунг Генри Форд II взял на вооружение и решил вложиться в специальный отдел, который занимался бы только гонками. История же Энцо Феррари и его компании во многом была абсолютно противоположной: итальянец из Модены продавал серийные автомобили только для того, чтобы заниматься своей главной страстью — гонками. Начав в 1920-х как глава гоночного отдела «Альфа-Ромео», Феррари через несколько лет после Второй мировой наладил конструирование и производство гоночных машин — самых шикарных и быстрых для своего времени. Уже в пятидесятых черный жеребец на желтом фоне стал главным европейским символом скорости и успеха в разнообразных гоночных сериях. К моменту прихода «Форда» в мир большого мотоспорта Энцо Феррари безраздельно в нем главенствовал и вселял ужас в сердца конкурентов. Самыми престижными соревнованиями 1960-х считались так называемые гонки на выживание — гонки продолжительностью в сутки или хотя бы 12 часов, в течение которых машины испытывались не только на скорость, но и на прочность. Тремя главными из них считались «24 часа Дейтоны», которая проходила на знаменитой овальной трассе во Флориде, «12 часов Себринга», гонка на другом флоридском автодроме, и легендарные «24 часа Ле-Мана» на юге Франции. Последняя — самая престижная гонка, проводившаяся еще до Второй мировой и ежегодно приковывавшая (да и приковывающая до сих пор) внимание миллионов зрителей и фанатов автомобилей. Даже за пределами вселенной гонок на выносливость «Ле-Ман» считается одним из важнейших автосоревнований в мире: он, «Индианаполис 500» и Гран-при Монако составляют так называемую Тройную корону автоспорта. В начале 1960-х Генри Форд II решил, что его компания должна выигрывать в лучших гонках на выживание — и захотел купить «Феррари». Он долго вел переговоры с Энцо, который был уже близок к тому, чтобы согласиться стать частью американского гиганта и руководить их гоночным направлением. Но американцы настаивали на том, что на «Индианаполис 500» — главной американской гонке, которая приносила лучшую прибыль с рекламы и где Феррари хотел соревноваться под своим именем, — новая компания все равно будет выставлять автомобили только под маркой «Форд». Эта проблема стала камнем преткновения — и сделка в итоге провалилась. На «24 часа Ле-Мана» 1964 года, спустя год после переговоров с Энцо, «Форд» тем не менее привез машину, которая, по их мнению, могла закончить превосходство «Феррари» в гонках на выживание. Это был GT40 — мощнейший гоночный болид, собранный на базе британской «Лолы» и по всем тестам превосходивший любые автомобили, которые были в распоряжении итальянцев. И хотя со скоростью у GT40 на трассе в Ле-Мане действительно все оказалось в порядке, проблема была непосредственно в выносливости: ни один из «Фордов» так и не финишировал, а победа опять осталась у «Феррари». Возмущенный до предела провалом GT40, Генри Форд II начал поиски людей, которые смогут модифицировать машину и подготовить ее к очередной битве с итальянцами через год. Логичным кандидатом на должность нового руководителя гоночного отдела «Форда» стал калифорниец Кэрролл Шелби, в резюме которого числились достижения, очень пришедшиеся по нраву руководителю американского автогиганта. Во-первых, Шелби в 1959 году за рулем «Астон Мартина» выиграл «24 часа Ле-Мана», обогнав эскадрон лучших гонщиков «Феррари». Во-вторых, на неудачной для «Форда» гонке 1964 года его команда с машиной «Дейтона Кобра Куп» финишировала четвертой — и первой в классе Gran Turismo. К счастью Форда, Шелби согласился попробовать свои силы в битве с итальянским соперником. Однако в 1965 году Шелби и Форда снова постигла неудача: ни один из заявленных в «24 часа Ле-Мана» GT40 не смог финишировать. Но в 1966 году «Форд» привез на гонку абсолютно новую и усовершенствованную модель GT40, названную Mark II, и взял первые три места: в болиде, победившем в соревновании, места пилотов занимали новозеландцы Брюс Макларен и Крис Эймон. Несмотря на триумф, именно национальность гонщиков — как и то, что выиграли они в машине, сконструированной на базе британской модели, — все равно беспокоила Генри Форда II. Для триумфа именно что американского автопрома такого расклада было недостаточно. Поэтому на «24 часа Ле-Мана» 1967 года отправилась полностью американская GT40 Mark III с двумя американскими пилотами — Дэном Гёрни и Эй Джей Фойтом. И выиграла — отправив, казалось, Энцо Феррари и его итальянских пилотов в нокаут. Но «Феррари» впоследствии пережил спад — и остался важнейшим соперником «Форда» на трассах в многочисленных гоночных сериях (исключая, пожалуй, «Формулу-1», куда «Форд» так и не сунулся). Красивым напоминанием о великом противостоянии 60-х считаются «24 часа Ле-Мана» 2016 года, прошедшие ровно через 50 лет после того, как пилоты «Форда» заняли первые три места в соревновании. На этой гонке главным тоже было противостояние американцев и итальянцев — и американцы, ведомые уже Эдселем Фордом II, сыном Генри Форда II, снова стали триумфаторами. Кэрролл Шелби (Мэтт Дэймон) Архитектор победы «Форда» в «24 часах Ле-Мана», Шелби был известнейшим гонщиком 50-х, главной победой которого стал триумф на «Ле-Мане» 1959 года. Впрочем, пересесть из болида в кресло руководителя сначала собственной команды, а потом — гоночного отдела «Форда», его заставила болезнь сердца. Кен Майлз (Кристиан Бэйл) Британец Майлз, прославившийся своим благородным стилем вождения, на самом деле пересек линию финиша гонки в Ле-Мане 1966 года первым — но оказался на втором месте из-за правила Международной автомобильной федерации, которая определяла победителя на фотофинише по его месту в квалификации. Генри Форд II (Трейси Леттс) Отличившийся на службе в американском флоте, внук Генри Форда при вступлении в должность президента «Форда» не имел вообще никакого руководительского опыта, однако обладал прекрасными инстинктами и сумел построить вокруг себя команду, которая обеспечила компании невиданную прибыль и успех на гоночных трассах. Энцо Феррари (Ремо Джироне) Патриарх самой известной в мире марки гоночных машин, Энцо к 1966 году был еще в расцвете сил и крепко управлял своей компанией. В 1962-м, уволив из-за внутреннего скандала своих лучших инженеров, Феррари назначил главой гоночного отдела 26-летнего Мауро Форгьери — и не прогадал с этим непопулярным назначением: Форгьери привел «Феррари» ко всем триумфам следующих десятилетий. Фил Реммингтон (Рэй Маккиннон) Великий механик и инженер команды Шелби, Реммингтон был полностью ответственен за доведение до ума GT40, а еще несколькими годами ранее — сконструировал «Дейтону Кобру Куп», которая доказала, что американские автомобили могут бороться с «Феррари» в гонках на выживание. Брюс Макларен (Бенджамин Ригби) Победитель «24 часов Ле-Мана» 1966 года — и основатель великой команды «Формулы-1», до сих пор носящей его фамилию в качестве названия. Лучшие годы «Макларена», впрочем, их основатель не увидел: Брюс скончался на гоночных тестах в 1970 году. «Ford против Ferrari» выходит в российский прокат 14 ноября.