Войти в почту

Гольдштейн: «В плане музыки произвольная Сотниковой в олимпийском сезоне — за гранью добра и зла»

Постановщик музыкальных программ для фигурного катания Александр Гольдштейн рассказал, какие ошибки допускают композиторы при создании музыки для выступлений спортсменов на льду. — Что самое сложное в процессе работы над музыкой для программы? И самое болезненное для вас как для профессионального композитора? — Современные программы для редактирования звука просты и понятны, сейчас для работы с аудио и видео фактически не нужно никаких специальных технических навыков и знаний. Это, с одной стороны, здорово. С другой, создает много проблем, потому что в большинстве своем за это берутся люди, у которых нет никакого музыкального образования. Когда я работаю с каким-то произведением, то не оставляю себе ни единого шанса нарушить музыкальную форму. Большинству из тех, кто сейчас делает музыку для фигуристов, это словосочетание вообще не знакомо. Нельзя резать музыку на слух, опираясь только на собственные ощущения — есть определенные законы. Люди видят в визуально-звуковой программе, что вот здесь есть пустое место, а здесь еще одно — берут и соединяют. Вроде бы на слух получается чисто, но с точки зрения музыки — это преступление. Таких программ, которые никак не учитывают ни музыкальную форму, ни развитие, к сожалению, большинство. И спортсмены с самого детства вынуждены это слушать, причем каждый день по многу раз. В конце концов они теряют понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. То, что звучит ужасно, принимают за норму. В этом самая большая проблема — падает планка вкуса. Фигурное катание — все же не только спорт, но и искусство, и должно воспитывать чувство прекрасного, а не калечить в эстетическом смысле. — Самая неудачная в этом смысле программа из последних? — Произвольная Аделины Сотниковой в олимпийском сезоне. Просто за гранью добра и зла. По ходу этого сезона специально несколько раз пересматривал произвольную программу Ани Щербаковой. Она замечательная девочка, все делает правильно и тонко чувствует то, что катает, но с музыкальной точки зрения части ее программы плохо сочетаются. Для исполнения элементов все удобно, но музыкального объяснения такому сочетанию я не нашел. Произвольный танец Синициной и Кацалапова тоже не очень удачный с точки зрения музыки. Понимаю, что по правилам им нужно было сделать смену ритма, поэтому и пришлось вставлять первую часть. Но можно было поискать что-то более соответствующее основной музыке. При этом винить в происходящем только тренеров и постановщиков несправедливо. Сейчас главное в фигурном катании — ультрасложные элементы. Музыка выбирается по одному принципу — чтобы не мешала прыгать или исполнять твизлы, чтобы на ней можно было особенно не сосредотачиваться.