Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика
Чемпионат Европы по футболу 2020

Московские премьеры. "Затейник" Виктора Розова в постановке Александра Коршунова в Московском драматическом театре "Сфера"

Драматург
Московские премьеры. "Затейник" Виктора Розова в постановке Александра Коршунова в Московском драматическом театре "Сфера"
Фото: Ревизор.ruРевизор.ru
Думаю, что режиссеру не пришлось "сдувать пыль времени" с пьесы, написанной легендарным советским драматургом больше 50 лет назад. Мне, давно ее не читавшему, на спектакле показалось, что она в XXI веке не просто не утратила своей актуальности, но даже приобрела дополнительную остроту и пронзительность. Ты узнаёшь в ее героях черты тех, с кем сталкивала и продолжает сталкивать тебя жизнь. Убеждаешься, что люди с течением времени по своей сути не меняются, и в который раз вспоминаешь слова гениального писателя: " они — люди как люди. Ну, легкомысленны ну, что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних " Меняются эпохи, общественные формации, основы социального устройства, а в сердцах людей по-прежнему бушуют страсти: любовь, зависть, злоба, корысть. И Правда порой по-прежнему ходит раздетая и вымазанная чёрной сажей, не в силах доказать то, что она Правда. И любому человеку, внешне благополучному, благопристойному и порядочному, достаточно чуточку покривить душой и — "глядь, а конём твоим правит коварная Ложь". Об этом пьеса и спектакль . Но они также и о верности, бескорыстии и подвиге во имя любви, которой не подвластны никакие жизненные катаклизмы. Фото: Сергей Милицкий
Видео дня
Персонажи пьесы — люди, на первый взгляд, обыкновенные, ничем не выдающиеся. Да и основная сюжетная коллизия отнюдь не нова — "любовный треугольник". Но, при этом, история далеко не рядовая: молодая женщина ради спасения любимого человека от возможного преследования со стороны "органов" умоляет его уехать из Москвы. Сергей — так зовут героя — бросает в Москве всё, в том числе, квартиру на Арбате, уезжает, куда глаза глядят, не подает вестей бывшим друзьям и знакомым, мотается по стране, и, в конце концов, оседает во второразрядном сочинском санатории, где работает массовиком-затейником, ведет унылую жизнь, понемногу спивается. Там спустя полтора десятка лет его застает бывший приятель Валентин, за которого не без помощи его отца — высокопоставленного работника спецслужб — выходит замуж бывшая возлюбленная Сергея по имени Галина. В пьесе фигурируют и другие персонажи: постаревший отец Валентина, его сестра, юная влюбленная пара, идущая в отличие от главных героев наперекор возможным трудностям. Однако не буду портить впечатление потенциальному зрителю: о том, как развиваются события в этой истории, он узнает на спектакле.
Художник
Сценограф и автор костюмов как всегда очень точно, тонко и с любовью выстраивает визуальный ряд спектакля. В первом действии она "украшает" убогое жилище беглеца-Сергея в сочинском санатории вырезками из старых газет и несколькими плакатами 60-х годов прошлого века ("Молодежь! На водные станции! Водный спорт закаляет тело и волю!", "Граждане СССР имеют право на отдых!", "Проводите свой отпуск в путешествиях!" и т.д.), а также предметами спортивного и культурно-массового назначения. Одетый в затрапезные треники и тельняшку затейник спит на скрипучей раскладушке, возле которой стоит старая тумбочка. В углу — таз, над которым он умывается, в комнатке — видавшие виды табуретка, стул и стол, размеров которого хватает аккурат для размещения бутылки водки, двух стаканов, буханки хлеба и банки с килькой в томате. Во втором действии художник вместе с режиссером перенесут зрителей в дом Селищевых, внешний вид которого лишен особых излишеств, но свидетельствует о солидности, достатке и благопристойности его обитателей. Как всегда эффектно и точно по смыслу используется необычный зал театра, в том числе, лестницы и двери, ведущие, может быть, на второй этаж дома и на оживленную, наполненную разнообразными городскими шумами улицу. Фото: Сергей Майтелес
Режиссер
В театре хороших актеров принято называть "органичными", т.е. искренними, естественными. Александр Коршунов и на сцене, и на экране всегда не просто естествен и правдив, он обладает каким-то обостренным, поразительным чувством правды! Поэтому иногда приходится слышать, что он даже не играет, а проживает свои роли. Это, наверное, интуиция, Божий дар, но и высочайшая степень актерского профессионализма и человеческой душевной культуры. Именно эти качества он прививает своим подопечным в театре, и как режиссер (да простит меня читатель за высокопарность) — "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Не всем и не всегда это удается. Но когда случается, происходит чудо! В "Затейнике" режиссер скрупулезно разобрал каждую роль и выстроил логику взаимоотношений персонажей. И, актеры, имея в основе такую мощную режиссерскую конструкцию, в рамках заданного рисунка обретают необыкновенную легкость, свободу и импровизационный полет. А. Коршунов, зная актерскую природу и любя своих подопечных, всегда дает им возможность в полной мере проявить свои таланты, порой даже сохраняя ради них некоторые длинноты драматургии, как это происходит, в частности, в "Затейнике". Надо признать, что в пьесе (прежде всего, во второй части) все же присутствует некоторый пафос и дидактика, которые, однако, ты вполне "прощаешь" автору благодаря вдохновенной игре артистов. Фото: Юлия Замятина
Два действия "Затейника" А. Коршунова — это по сути дела два разных по сути, форме и эмоциональному накалу спектакля. Первый — это диалог — поединок двух бывших приятелей-антиподов. Несмотря на кажущуюся простоту этого диалога, ты ощущаешь непримиримое противостояние двух разных правд, моралей и мировоззрений. Сергей и Валентин — это по сути дела два разных мира, жизнеспособность которых во все века была предметом острейшей конфронтации их идеологов и носителей. Режиссер виртуозно выстраивает этот поединок, в котором не будет победителя. Но симпатии и даже любовь зрителей, безусловно, окажутся на стороне внешне слабого, но более сильного духом. Второе действие, несмотря на обилие событий и сюжетных коллизий, оказывается менее тонким, хотя и не менее эмоционально насыщенным и острым. Но здесь конфликт становится более бытовым, открытым и ожидаемым, хотя, при этом, столь же захватывающим.
Артисты
Действующие лица второго действия в отличие от первого относительно многочисленны и разношерстны. Задиристая и упрямая пара молодожёнов — Тамара и Эдуард (отличные работы студентов ВТУ им. М.С. Щепкина и Дмитрия Триумфова) — устраивает свою судьбу, идя наперекор строгой, жесткой и непримиримой матери Эдуарда Марии Павловне (яркая, но несколько однозначная и прямолинейная роль ). Молодоженов поддерживает отец семейства Селищевых — тот самый работник "органов", который по сути дела разрушил жизнь Сергея и его любимой женщины Галины, ставшей впоследствии его невесткой. Замечательный, мудрый артист играет несчастного пожилого человека, которого уже полтора десятка лет гнетёт совершённый им во благо сына подлый поступок. Он с восторгом воспринимает весть о том, что Сергей нашелся! И даже его работа в качестве затейника в доме отдыха кажется Алексею Павловичу не просто нормальной, но важной и нужной. Надо видеть и слышать, с каким воодушевлением и даже восторгом он произносит слово "затейник", потрясая при этом указательным пальцем! Фото: Сергей Милицкий
Особняком в этой компании стоит Галина. Превосходная актриса играет не просто красивую, интеллигентную и нежную женщину, но личность возвышенную и благородную. Пожертвовав своей судьбой ради спокойствия, а может быть, даже сохранения жизни любимого человека, она много лет несет свой крест, живя рядом с ненавистным лживым мужем в чуждой семье. Но, узнав о том, что Сергей жив, тотчас решает изменить свою судьбу. В мановение ока печальное лицо этой спокойной и рассудительной женщины, учительницы и даже автора учебника, озаряется каким-то радостным почти детским светом, ощущением близкой встречи с любимым и грядущего счастья
Как всегда, тонкий и неоднозначный образ создал в роли Селищева-младшего. Его герой — типичный баловень судьбы — сынок высокопоставленного чекиста, не имеющий бытовых проблем, катающийся как сыр в масле. Не обладающий особыми талантами, он умудряется "весело шагать по просторам" жизни и вряд ли когда-нибудь отягощает себя рассуждениями о морали. Внешне он вполне презентабелен, не пьет, работает, "доцента имеет". Но он — из тех, кого можно назвать "почти порядочным" человеком: ему ничего не стоит завести в доме отдыха интрижку, соврать, украсть фотографию жены из тумбочки бывшего приятеля, попытаться с презрением очернить его в глазах своих домашних. Но, слава Богу, все же какие-то человеческие черты в нем еще теплятся: не настолько подл, чтобы быть до конца последовательным и низким в своей лжи. А. Смиранин превосходно играет эту неоднозначность своего персонажа: он лжец, интриган и нарцисс, а, с другой стороны, вроде бы, никаких особых подлостей не совершал. И, вроде бы, вовсе даже не виноват в том, что подруга товарища стала его женой. Несмотря на не совсем благоприятный для него финал этой истории, ты понимаешь, что Валентин в этой жизни не пропадет. Такая уж планида у этого "почти честного" индивидуума. Фото: Сергей Милицкий
Осмелюсь взять на себя смелость, предположив, что артист Александр Пацевич в этом спектакле сыграл на сегодняшний день свою лучшую роль в театре. Не могу найти аналогию его персонажу — тому самому "затейнику". Ну, пожалуй, если только вспомнить героя в фильме "Влюблен по собственному желанию". Но если в Игоре Брагине остается еще драйв, "отвязность" и ирония, то неприкаянный спивающийся затейник уже почти окончательно махнул на себя рукой. Ему много не надо: раскладушка, тумбочка, тазик, пара табуреток, "лучок да картошка, огурчик солёный", как пелось в старой песне. С удовольствием развлекает он дурацкими шутками отдыхающих дома отдыха и даже цитирует свои выступления приятелю. Не гнушается он даже сдавать за плату "в аренду" на время свою халупу парочкам, желающим весело провести время. Валентин, с недоумением взирающий на того, кто считался одним из самых многообещающих сокурсников, отчитывает и стыдит Сергея. Тот во всём соглашается и даже усмехается: ну что, мол, с меня — убогого — возьмешь?! Он на самом деле убог и несчастен, готов вытирать стол рукавами своей тельняшки, чтобы пристойно принять старого приятеля. И только однажды в нем просыпается прежний Сергей Сорокин, когда Валентин крадет у него фотографию любимой женщины с дорогой ему надписью. Тогда он как тигр бросается на противника и даже хватает его за горло. Но сил на борьбу у этого статного и красивого мужчины уже, увы, не остается. Но сколько же доброты, ума, невидимых миру слёз, нерастраченной нежности ты чувствуешь в почти потухших глазах этого почти юродивого. И с грустью размышляешь о том, что же могло сделать его таким: страх, подлая тоталитарная система, равнодушие людей, несчастная любовь?! И сочувствуешь ему всеми "фибрами" своей души. И даже отворачиваешься от соседей по зрительному залу, чтобы не видели твоих слёз Фото: Сергей Милицкий
Виктор Розов, Александр Коршунов, а вместе с ними Александр Пацевич и все остальные участники спектакля не пытаются взывать к нашему праведному гневу и призывать к каким-то решительным поступкам. Они просто рассказывают печальную историю жизни человека. И нашей многострадальной страны.