Войти в почту

Владимир Чагин: нас было десять человек с бредовой мечтой о "Дакаре"

Старт самого известного ралли-марафона "Дакар" в 2020 году назначен на 5 января. В этот же день свой 50-летний юбилей отмечает легенда гонки Владимир Чагин — семикратный победитель "Дакара", рекордсмен по числу подиумов, нынешний руководитель российской команды "Камаз-мастер" и международного ралли-рейда "Шелковый путь". ТАСС поговорил с Чагиным о праздновании дня рождения на "Дакаре", увлечении хоккеем и о том, как команда энтузиастов сумела покорить легендарную гонку. — Владимир Геннадьевич, каково вам на протяжении последних лет отмечать день рождения на "Дакаре"? — Я с первых дней в команде "Камаз-мастер", все это начиналось буквально на моих глазах. Тогда мы делали первые осторожные и робкие шаги участия в "Дакаре", а в этом году выезжаем уже в 29-й раз. Да, мой день рождения попал на время проведения гонки, но я нисколько об этом не жалею. Наверное, это даже несколько символично, что юбилей пришелся именно на дни проведения "Дакара". У меня нет опыта и ощущений классического, традиционного дня рождения. У меня практически все дни рождения проходят в рабочей атмосфере, во время соревнований, в считаные минуты. Но всегда приятно принимать поздравления от участников гонки, членов команды, организаторов, соперников. — Какой день рождения был самым запоминающимся? — На "Дакаре" 1991 года. Тогда я подготовился, чтобы с членами команды немножко отметить. Приготовил шампанское, взял какие-то конфеты. Но в тот день был очень длинный спецучасток, больше 600 км сложнейшего бездорожья. Мы стартовали в 11 часов дня, ехали без остановки и финишировали только в 2 часа ночи следующего дня. Поэтому и день рождения прошел в режиме спецучастка. — Известно, что в детстве вы занимались хоккеем. Каковы были перспективы там и почему все же выбрали автоспорт? — На самом деле с семи лет я сразу пришел в автоспорт, в картинг. Но потом был период длиною шесть или семь лет, когда я переключился на хоккей. У нас во дворе в Набережных Челнах залили хоккейную коробку, я вышел, попробовал себя, встал на коньки — и меня это затянуло. Это были 80-е — время, когда сборная под руководством Виктора Васильевича Тихонова побеждала канадцев, чехов, шведов и всех остальных. Я с удовольствием смотрел все игры, знал биографии многих игроков, в том числе и прошлых лет, и до сих пор помню. — Позднее вы лично познакомились с Виктором Тихоновым. — Да, несколько лет назад Виктор Васильевич Тихонов был с визитом в центре "Камаз-мастер". Это были трепетные минуты для меня. Это человек-легенда, который столько сделал для советского спорта. Когда он дал такую высокую оценку деятельности того, чем мы занимаемся, это были очень дорогие слова. Он оставил очень трогательный автограф. — В настоящее время следите за хоккеем? — Хоккей я люблю до сих пор. Слежу и за нашей командой "Ак Барс", и за тем, как наша сборная выступает. До сих пор есть вся экипировка, периодически выхожу на лед. Когда меня просят сделать символическое вбрасывание перед матчем, то говорю: "Я не пойду пешком. Я не могу пешком по льду ходить, я выйду только на коньках". К сожалению, сейчас такие мгновения бывают все реже и реже — рабочий график очень насыщенный. Но если предоставляется возможность выйти на лед, я ее никогда не упускаю. — Сейчас большой популярностью пользуются хоккейные матчи с участием президента, хотели бы вы принять участие в таком событии? — Если появится такая возможность выйти на лед, тем более со звездными гостями, я с удовольствием ей воспользуюсь и брошу шайбу по воротам. От механика до руководителя — Помните ли, как попали в команду "Камаз-мастер"? — В команду попал с первого дня ее основания, когда она еще называлась просто "Камаз". Была группа единомышленников — не больше десяти человек, как тогда говорили, с бредовой идеей попробовать себя на "Дакаре". Это был 1988 год, еще Советский Союз. Я пришел на первое собрание, мне задали вопрос, зачем я сюда пришел, чего хочу. Я, как наивный мальчишка, сказал, что хочу стать гонщиком. Это была моя мечта. — Но долгое время вы ездили механиком. Не было ли мысли все бросить? — Да, был механиком до 1995 года в экипаже легендарного Виктора Московских, это мне дало очень большой опыт. Когда мне доверили роль пилота гоночного грузовика, я чувствовал огромную ответственность, боялся подвести команду. Это был "Дакар" 1996 года. Руководитель команды того времени Семен Семенович Якубов сел штурманом в кабину, чтобы контролировать действия молодого пилота. Сергей Савостин был механиком, тоже очень опытный и квалифицированный специалист. Я очень рад, что мы нашим экипажем победили в "Дакаре" пять раз и получили тот опыт, который дальше позволяет нам передавать его молодежи и сохранять победные традиции. — Как сейчас обстоят дела с молодыми кадрами? — Вопрос очень злободневный. Молодых, толковых и грамотных специалистов в автомобилестроении, к сожалению, сейчас мало. Молодежь перестало тянуть к той работе, которая требует участия рук, проектирования, конструирования. Молодежь хочет быстрее заработать денег. Мы сейчас испытываем нехватку конструкторов, механиков, инженеров. Сейчас в команде есть пять экипажей примерно одинакового уровня, но время пройдет очень быстро, и им придется уходить из большого спорта. Сейчас нужно думать о том, кто сменит действующие экипажи, чтобы не произошел разрыв успехов команды. Это нас заставило в 2016 году начать детский картинговый проект "Камаз-мастер юниор". Мы берем мальчишек с шести лет и ведем эту работу. Мне очень нравится, это очень интересное направление. Вообще, то время, которое ты уделил детям, молодежи, — это самое правильно проведенное время. Надо жить завтрашним днем нашего завода, республики и страны. — В Татарстане много команд по более популярным видам спорта, которые занимают лидирующие позиции, каков интерес к автоспорту и к "Дакару" в частности? — В последние годы в Татарстане уделяется очень большое внимание молодежной политике. Мы пытаемся вызвать интерес у молодежи для того, чтобы через автоспорт привлечь к техническим профессиям, чтобы они после школы поступали в технические вузы и дальше стали специалистами не только на нашем заводе, но и на других предприятиях России. — Несколько лет назад была информация о том, что команде "Камаз-мастер" не хватает средств для участия в "Дакаре". Как сейчас обстоит ситуация с финансированием? — Мы столкнулись с кризисом в 2015 году, когда была реструктуризация Внешэкономбанка, одного из основных спонсоров команды. Финансирование прекратилось, а доля участия в бюджете команды была немаленькая. Было очень тяжело готовиться к соревнованиям и участвовать. Хорошо, что в тот год пошло навстречу руководство компаний "Татнефть", "Ростех". Они закрыли ту дыру, которая образовалась. Сегодня сложное экономическое время у всех, но мы стараемся справляться. Я очень рад, что наши спонсоры не перекладывают финансовые трудности на команду, а поддерживают ее и ежегодно продлевают свои контракты. — В нынешнем году "Дакар" впервые пройдет в Саудовской Аравии. Как в целом это изменит многодневку? — Организаторы имеют большой опыт начиная с африканского "Дакара", пройдя южноамериканские маршруты. Уверен, что у них получится сделать гонку на том же уровне организации и не менее интересной. Как это получится, расскажу после финиша. — Возможно ли проведение "Дакара" на территории России? — У нас есть русский "Дакар" — "Шелковый путь". Мы стараемся сделать гонку не менее интересной, чтобы менялись ландшафты, природа, регионы, люди, болельщики. Делаем все, чтобы они могли видеть гонку, и привлекаем интерес к нашему проекту. Беседовали Полина Панина, Артем Крук

Владимир Чагин: нас было десять человек с бредовой мечтой о "Дакаре"
© ТАСС