Ралли «Дакар»: самые необычные машины в истории ралли-марафона – фото
Самые странные проекты. И ведь некоторые оказались очень даже успешными! Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как авантюристы пытаются покорить «Дакар» на автомобилях, которые абсолютно не приспособлены к ралли-рейдам. И если в наши дни особого разнообразия техники на дистанции легендарной гонки нет как из-за строгого регламента, так и по причине того, что рассчитывать на особый успех во внедорожном марафоне с созданной своими силами машиной невозможно, то в былые годы встретить на «Дакаре» можно было самые безумные проекты. В рамках спецпроекта G-Energy и «Чемпионата» мы выбрали самые любопытные автомобили. Rolls-Royce Corniche В 1981 году на «Дакаре» появился… «Роллс-Ройс»! Роскошная марка ассоциировалась с чем угодно, но только не с внедорожными гонками. И выход на старт элегантного купе Corniche I так возмутил Rolls-Royce, который переживал за свою репутацию, что фирма даже попыталась запретить участие машины в гонке, но ничего сделать не удалось и автомобиль стал одним из участников ралли-марафона. А всё началось со спора французского пилота Тьерри де Монгорже, который заключил со своими друзьями пари, что он не просто проедет «Дакар», а сделает это так, что о нём будут говорить журналисты. Для этого пришлось искать необычную машину. Таковая нашлась у другого француза Жан-Кристофа Пеллетье, который предоставил своё купе Rolls-Royce Corniche I для переделки в гоночную машину. Правда, исходная модель оказалась не слишком подходящим вариантом на роль ралли-рейдового внедорожника, поэтому была сварена пространственная рама, на которую навесили пластиковые панели, стилизованные под Rolls-Royce. Под капотом появился 350-сильный 5,7-литровый двигатель V8 от Chevrolet, а подвеску, полный привод и коробку передач вовсе взяли от внедорожника Toyota Land Cruiser (J40). Спонсором проекта стал модный дом Christian Dior, который ранее выпустил новый мужской парфюм Jules и решил использовать необычную машину в качестве рекламы для своей новинки. Это не только принесло экипажу дополнительные средства на свою авантюру, но и привлекло желаемое внимание журналистов. В итоге до финиша Rolls-Royce Corniche I Jules всё-таки добрался. Пусть и вне зачёта после поломки на середине дистанции, но в Сенегал белое купе прибыло своим ходом. Тьерри де Монгорже выиграл спор, а его машина стала одной из самых необычных за всю историю «Дакара». Jules II Proto 6x4 Впрочем, неудача не остановила ни де Монгорже, ни Christian Dior. Стороны вновь объединили свои усилия, чтобы попытаться в очередной раз покорить «Дакар» и прорекламировать новый аромат. К 1984 году Тьерри построил (на самом деле проект готовили под возрождение ралли-марафона «Париж-Пекин», но его не случилось) новую машину, которая уже не напоминала ни один серийный автомобиль, а имя этому необычному прототипу дали в честь парфюма Jules. В основу легла пространственная рама, которую облачили в кевларовый кузов футуристичного вида, а ещё более необычным облик машины делали три оси. Привод при этом был только на переднюю и среднюю, а задняя служила для того, чтобы равномерно распределять нагрузку, коей было немало. Француз строил автомобиль с таким расчётом, чтобы обойтись без грузовика поддержки и везти все необходимые запчасти и прочую поклажу прямо на боевом прототипе. В движение необычную конструкцию приводил проверенный временем 5,7-литровый V8 производства Corvette, который на сей раз состыковали с коробкой передач от Porsche 935. Проверенные агрегаты не подвели, а вот слабым местом Jules II Proto 6x4 стало шасси — конструкция просто не выдержала нагрузок, которые на неё оказывали неровные дороги, поэтому участие Тьерри де Монгорже и его штурмана Жан-Пьера Николя в «Дакаре»-1984 оказалось не самым долгим. Необычный автомобиль, который изначально не имел никаких шансов на победу, сошёл с дистанции уже на третьем этапе. Зато внимания прессы и своего места в истории, как и гоночный «Роллс-Ройс», новый проект удостоился сполна. Porsche 959 Немецкая марка ассоциируется больше с кольцевыми гонками, но и в ралли, и в ралли-рейдах у неё тоже были славные моменты. Особенно если говорить о модели Porsche 959, которая стала одной из самых известных машин не только в истории компании, но и марафона «Дакар». Вообще разработка автомобиля велась для классического ралли и Porsche 959 должен был стать одной из машин культовой Group B, но работы над купе затянулись. К моменту, когда спорткар был готов к производству и сертифицированию для использования в гонках, Group B уже оказалась закрыта и раллийная карьера новинки закончилась, так и не начавшись толком. Зато машина смогла проявить себя в «Дакаре». В 1984 году на старт ралли-марафона вышли Porsche 935 (серьёзно доработанный вариант Porsche 911 с полным приводом от разрабатывающегося Porsche 959), на которых обкатывали ряд решений для грядущей новинки — этот по своей сути тестовый мул выиграл гонку, чтобы в 1985 году уступить место уже ралли-рейдовому Porsche 959 (но ещё с мотором от Porsche 935). В той гонке машины до финиша не добрались, но спустя год спорткары уже с турбомотором оформили дубль на «Дакаре». Если бы не регламент внедорожной гонки, которая в отличие от раллийного чемпионата мира не требовала выпуска дорожных версий автомобиля для допуска к состязаниям, Porsche 959 мог остаться только лишь одним из самых выдающихся гражданских спорткаров. А так у модели появился славный гоночный бэкграунд. Mercedes-Benz 500 SLC Как и Porsche, бренд Mercedes-Benz прочно ассоциируется с кольцевыми гонками благодаря успехам в Формуле-1, DTM и многочисленных сериях GT по всему миру. При этом в спортивной истории марки есть немало примеров успешных выступлений в ралли и ралли-рейдах. И речь не только о культовом внедорожнике «Гелендваген». В 1983 году доработанный Mercedes-Benz 280 GE одержал победу в ралли-марафоне в зачёте внедорожников и в классе грузовиков с моделью Mercedes-Benz 1936 AK — это позволило марке стать первым брендом в истории «Дакара», кто смог выиграть гонку в двух зачётах сразу. И это само по себе выдающееся достижение, но в 1984 году Йохен Масс и Альберт Пфуль вновь заставили говорить о Mercedes-Benz. Нет, ни экс-пилот Формулы-1, ни его товарищ по команде не только не выиграли гонку, но и даже не попали в топ-10 (Масс стал 62-м, а Пфуль финишировал на 44-й позиции), зато они выбрали очень необычную технику для участия в «Дакаре». Купе Mercedes-Benz 500 SLC (C 107) — хотя эта модель и участвовала в классическом ралли — на бездорожье выглядело абсолютно чужеродно. Зато автомобили вынесли все тяготы ралли-марафона и наглядно подтвердили надёжность машин марки. Citroen DS Культовая «богиня» (DS произносится созвучно Deesse, что на французском означает «богиня») является одним из шедевров мирового автомобилестроения за всю его историю. Созданный Фламинио Бертоне и Андре Лефевром автомобиль в 1999 году занял третье место на конкурсе «Автомобиль века», а авторитетный журнал Classic & Sports Car назвал французскую модель самым элегантным автомобилем за всю историю человечества. Многим Citroen DS известен по комедии «Фантомас разбушевался», где летающий вариант автомобиля был транспортным средством кинозлодея, а поклонники автоспорта прекрасно осведомлены о выступлениях модели в классическом ралли. Несмотря на свои габариты и абсолютно неспортивный дизайн, «богиня» была весьма успешна в гонках благодаря своей инновационной гидропневматической подвеске. Да, она была не самым надёжным элементом машины, зато даже на трёх колёсах автомобиль мог продолжать движение. Справедливо рассудив, что такая технология и дарованные ею возможности могут прийтись кстати на сильно пересечённой местности, в 1981 году на старт «Дакара» за рулём Citroen DS вышел Бертран Ронсен. Француз своими силами подготовил автомобиль к ралли-марафону, увеличив дорожный просвет и переведя подвеску со специальной жидкости на обычное моторное масло, и успешно добрался до финиша, не завоевав никаких наград, но ещё раз подтвердив многогранность характера модели. Renault 4 Если искать кандидатуру на роль гоночной машины, то Renault 4 будет не самым очевидным вариантом. Автомобиль, проектировавшийся как недорогое и откровенно бюджетное транспортное средство для широких масс, имел слабый мотор и не лучшую управляемость, что делало его неподходящим для кольцевых гонок. С другой стороны, неубиваемая подвеска, большой дорожный просвет и хороший крутящий момент двигателя были преимуществом при заездах по пересечённой местности. А уж когда французская компания Sinpar в 1962 году представила полноприводный вариант Renault 4, то раллийная карьера машины была предопределена. В 1979 и 1980 годах семейный экипаж братьев Марро — Бернара и Клода — выставлял полноприводный Renault 4 Sinpar с более мощным мотором на «Дакар». И для французов это был отнюдь не провал: в первой гонке они финишировали на 5-й позиции, а во второй и вовсе замкнули тройку призёров. Затем хэтчбек продали Антуану Граньи, выступавшему в экипаже с Роджером Кайлабо, но в 1981 году машина до финиша не добралась и на этом её участие в «Дакаре» завершилось. Зато в классическом ралли Renault 4 гонялись едва ли не до 2000-х годов. Peugeot 205 T16 Если история Porsche 959 в ралли-рейдах началась фактически от безысходности, потому что раллийную Group B к моменту появления модели уже закрыли, то вот Peugeot 205 T16 стал ярким примером того, как можно адаптировать к новой дисциплине машину, блестяще проявившую себя в классическом ралли. В 1985 и 1986 годах, двух последних сезонах Group B, не было равных французскому хэтчбеку, который принёс заводской команде четыре титула — по два в личном и командном зачётах. Ну а когда модель оказалась вне закона в WRC, то её адаптировали для «Дакара» и в 1987 году выставили на старт. Дебют оказался успешным: финн Ари Ватанен одержал свою первую из четырёх побед в ралли-марафоне именно за рулём Peugeot 205 T16. В 1988 году компактный хэтчбек, который смотрелся на дистанции ралли-рейда не так гармонично, как на раллийном спецучастке, выиграл ещё один ралли-рейд. Затем модель сменило купе Peugeot 405 T16, которое и победило во всех следующих «Дакарах» по 1991 год включительно. FIAT PanDAKAR В 2007 году на старт «Дакара» вышли два хэтчбека FIAT Panda 4x4. Типично городской автомобиль силами итальянского завода был подготовлен для ралли-рейда, а за руль новинок посадили опытнейших пилотов — итальянца Мики Бьязьона и француза Бруно Саби. Казалось, что тандем двукратного чемпиона WRC и победителя «Дакара» в составе заводской команды не оставит никому шансов в зачёте T2, но реальность оказалась более суровой. Оснащённые 105-сильными дизелями полноприводные малыши, как выяснилось, были не лучшим вариантом для гонок по пересечённой местности. Проехав всего четыре этапа «Дакара», после второго африканского спецучастка итальянский коллектив принял решение снять оба FIAT PanDAKAR с гонки. Машины оказались беспомощны перед глубоким песком и не могли преодолевать накатанные другими внедорожниками и тем более грузовиками колеи. Поэтому, прокопавшись целый день в песке, экипажи опоздали на старт следующего этапа и команда вовсе решила не продолжать гонку. Acciona 100% EcoPowered За столь необычным названием скрывается амбициозный проект испанской компании Acciona, одной из специализаций которой является работа с возобновляемыми источниками энергии. Стоит ли удивляться, что фирма для своей рекламы выбрала амбициозную, но очень непростую цель — проехать «Дакар» на электромобиле. В 2015 году на старт ралли-марафона вышел первый в его истории внедорожник с полностью нулевыми выбросами. Гонка для машины продлилась недолго и уже на третьем этапе экипаж сложил оружие из-за технических проблем. Вернувшись на «Дакар» в 2016 году, Acciona также сошла, но уже за три этапа до финиша. И лишь третья попытка покорить культовый ралли-рейд на электромобиле увенчалась успехом. «Дакар»-2017 года внедорожник Acciona 100% EcoPowered проехал целиком и стал первым электромобилем, преодолевшим полную дистанцию ралли-марафона. Для достижения этой цели команда работала несколько лет, постоянно модернизируя машину — финальная итерация, на которой Ариэль Хатон и Тито Ролон финишировали в гонке, была легче, мощнее и автономней, чем предыдущий вариант внедорожника. Команда стала ярким примером того, что можно добиться своей цели, если не опускать руки и продолжать год от года развивать свою разработку. Lada Samara Т3 Рассказ о самых необычных внедорожниках «Дакара» не может быть полным без родной «восьмёрки». На самом деле от базового ВАЗ-2108 в ралли-рейдовом прототипе Lada Samara T3 было разве что имя да шильдик на решётке радиатора, а в остальном модель представляла собой сборную солянку. Французский импортёр «АвтоВАЗа» компания Lada Poch была заинтересована в участии в ралли-рейдах для продвижения советских автомобилей (как легковых, так и внедорожника «Нива»). Поэтому Жан-Жак Пок вплотную занялся гоночной программой и сумел собрать как спонсорскую поддержку, так и пригласить сильных пилотов. Одними из тех, кто ездил на «Ладах», были легендарные бельгиец Жаки Икс и француз Дидье Ориоль. Lada Samara T3 оснащалась 3,6-литровым двигателем Porsche и системой полного привода от вышеупомянутого Porsche 959, подвеску помогало разрабатывать авиационное конструкторское бюро «Туполев», а кроме того над машиной работал научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ. Труд таких грандов принёс свои плоды: в 1990 году под управлением Икса «Лада» финишировала на «Дакаре» седьмой, а в 1991-м Ориоль привёл «советский» прототип к финишу на пятом месте. Машина добивалась успеха в других ралли-рейдах, но на «Дакаре» победить или побывать в тройке призёров не смогла.