Войти в почту

Дакар-2020 через объективы лучших раллийных фотографов

Маршрут гонки в саудовских песках гораздо больше напоминал о классическом африканском «Дакаре», нежели раллийные дороги Аргентины или высокогорье Боливии. Отдельные этапы и вовсе можно было перепутать с Марокко! В первую неделю маршрут гонки изобиловал каньонами, руслами высохших рек и множеством пересекающихся дорожек: навигация в этих условиях — головоломная! А вот вторая половина пути запомнилась участникам в основном многокилометровыми прямиками по пустыне. Многие спортсмены подмечали почти полное отсутствие зрителей на спецучастках: «Дакар» почти неизвестен обычным саудовцам После ухода команды Peugeot из ралли-рейдов борьба за лидерство идёт между заводским коллективом Toyota из Южной Африки и немецкой командой X-Raid, которая представляет марку Mini. Тойотовцы уже много лет остаются верны классическому сочетанию бензинового мотора V8 и полного привода. К Дакару-2020 они подготовили очередную эволюцию прототипа Hilux — с пространственной рамой новой конструкции, расширенной колеёй, сдвинутым ближе к центру двигателем и более обтекаемой кабиной. Мотор — новая версия атмосферного двигателя V8 5.0 от Лексуса RC 500 с 37-миллиметровым рестриктором на впуске. Команда X-Raid делает основную ставку на заднеприводные багги Mini John Cooper Works Buggy с турбодизелем BMW: на таких машинах выступали Карлос Сайнс и Стефан Петерансель. Нынешний технический регламент даёт этим машинам заметное преимущество: они легче, хода подвесок и диаметр колес больше, а дизельный двигатель с одной турбиной «дышит» через рестриктор диаметром 39 миллиметров. Благодаря этому они не только лучше справляются с неровностями и прыжками, но и мощнее бензиновых конкурентов — а значит, имеют более высокую максимальную скорость. Остальные экипажи команды X-Raid выступали на уже привычных полноприводниках Mini John Cooper Works Rally. Это очередная эволюция прототипа Mini восьмилетней давности — с измененной подвеской и новой внешностью. Мотор такой же как у багги: построен на базе серийного дизеля с тремя турбинами, но для гонок снабжён одной турбиной с рестриктором диаметром 39 миллиметров. На фото машина Владимира Васильева: она сгорела из-за трещины в топливной трубке. К счастью, экипаж не пострадал. На первом этапе «Дакара» Карлос Сайнс сбился с маршрута, а Насер Аль-Аттия проколол три шины — и, ко всеобщему удивлению, лучшее время показал Вайдотас Жала на купленном в кредит дизельном Mini! Правда, в дальнейшем задержаться в топ-10 ему не удалось, а проблемы с электрикой в самом конце гонки отбросили его на 26-е место. Так что лучшим результатом литовца на «Дакаре» остается 12-е место в прошлом году, когда он выступал на Тойоте. Двукратный чемпион мира по ралли Карлос Сайнс к трём своим победам на «Дакаре» прибавил ещё одну. Испанец возглавлял легковой зачёт с третьего дня гонки, выиграв 10 из 12 этапов. Чему крайне способствовало преимущество заднеприводного багги в скорости на прямиках и на разбитых дорогах! И, конечно, «вкатанность» Матадора в машины такого типа: свою предыдущую победу он одержал за рулём багги Peugeot 3008 DKR. На призовом подиуме Карлос Сайнс с Лукасом Крузом (в центре), Насер Аль-Аттия с Матье Бомелем (слева) и Стефан Петерансель с Пауло Фиузой (справа) Катарец Насер Аль-Аттия — едва ли не лучший рейдовый гонщик современности. Но его Тойота заметно уступала заднеприводным багги в скорости, и всю гонку гонку он был вынужден идти на пределе. Что зачастую приводило к проколам: шины меньшего диаметра на полноприводниках хуже держат удары и порезы от камней. На девятом этапе Насеру удалось почти обнулить отставание от Сайнса — но трудности с навигацией вновь отбросили его назад. И всё же шестиминутное отставание от Сайнса на финише гонки выглядит настоящим подвигом. Опытнейший российский штурман Константин Жильцов, много лет выступавший вместе с Владимиром Васильевым, на этот раз ассистировал Язиду Аль-Раджи. Гонкой Жильцов остался доволен: саудовец профессионален и быстр как на бездорожье, так и на твёрдом грунте — сказывается его подготовка в классическом ралли. Саудовско-российский экипаж финишировал в «Дакаре» на четвёртом месте — показав почти максимум возможного в этих условиях. Еще один штурман из России — Алексей Кузьмич — вёл по маршруту саудовского гонщика Ясира Сейдана. Ранее они уже выступали в одном экипаже, но на более простой технике стандартного класса T2. Теперь же Сейдан пересел на дизельный прототип Mini топ-уровня. Саудовцу удалось блеснуть — на отдельных участках он шёл в темпе лидеров, дважды показал третье время на этапе, даже был вторым на последнем этапе... Но чего-то не хватило — то ли везения, то ли стабильности: Сейдан сильно застревал на восьмом и одиннадцатом этапе. И всё же итоговый результат вызывает уважение: Сейдан с Кузьмичём финишировали на девятой позиции. В этом году команда организаторов во главе с Давидом Кастера подготовила для участников новинку — готовые дорожные книги. Они выдаются непосредственно перед стартом, чтобы штурманы не могли заранее разобрать маршрут по картам и спутниковым снимкам. В этот раз организаторы поступили так на половине этапов. В остальные дни дорожные книги требовали значительной правки, поэтому их решили всё же выдать заранее. Но в этом случае судьи строго следили, чтобы экипажи не пользовались дополнительными навигаторами: с этой целью личные телефоны спортсменов запирались внутри машины в специальные боксы, а штурманов лидирующих экипажей снимали двумя камерами. Для поляка Якуба Пшигонского, закончившего прошлый «Дакар» на четвёртой позиции, нынешняя гонка стала разочарованием: поломка машины на первом же этапе отбросила его на много часов назад. До финиша гонки он добрался, но лишь на 19-й позиции. Выступление звезды Формулы-1 Фернандо Алонсо привлекло к «Дакару» внимание даже тех, кто обычно не следит за внедорожными гонками. Для новичка Алонсо неплохо освоился на бездорожье — регулярно показывал времена в топ-10, а на восьмом этапе даже был вторым. Правда, шансов на хороший результат не было: испанец ещё на втором этапе разбил подвеску о камень — пришлось ждать механиков, было потеряно два с половиной часа. А на десятом этапе он ещё и перевернулся на острой дюне — в результате потерял лобовое стекло, фары, и час времени впридачу. Кстати, обязанности штурмана у Алонсо выполнял знаменитый мотогонщик Марк Кома — пятикратный победитель «Дакара». По итогам гонки их экипаж занял тринадцатое место. На той же самой дюне, где перевернулся Алонсо, крушение потерпел гонщик-любитель с Кипра Роман Старикович. Полёт его жёлтой Тойоты выглядел жутко, но кончился относительно благополучно. У обоих членов экипажа травмы спины и сотрясение мозга, но их жизни ничего не угрожает, а штурману Берту Хескесу в госпитале провели успешную операцию на позвоночнике. Этот «Дакар» стал едва ли не самым провальным в карьере Нани Ромы. Испанец, участвующий в «Дакаре» уже 24 года, пересел с Mini команды X-Raid на внедорожник китайско-немецкой марки Borgward, который обслуживают голландцы из Wevers Sport. И столкнулся с целым ворохом технических проблем! Впрочем, китайские корни тут ни при чём, ведь в реальности этот прототип — экс-заводской Mitsubishi MPR14, внешность которого стилизовали под Borgward. Двукратный победитель «Дакара» добрался до финиша на 27 месте. Этот автомобиль суперкаровских очертаний — багги южноафриканской фирмы Century Racing. В руках француза Матье Серрадори машина показала себя не только красивой, но и быстрой: на его счету победа на восьмом этапе и восьмое место по итогам гонки. А если бы не «крыша» на десятом спецучастке, то были и шансы на финиш на шестой позиции. Заднеприводник, построенный по мотивам французского багги SMG, снабжён семилитровой «восьмёркой» Chevrolet, секвентальной коробкой Sadev и подвеской BOS. Любители автоспорта могут помнить Александра Доросинского по выступлениям в классическом ралли на Subaru — в 2004 году он стал чемпионом Эстонии, а в 2006 и 2007 году выступал на отдельных этапах Чемпионата мира по ралли. С недавних пор уралец переключился на ралли-рейды: прошлый Дакар он пытался одолеть на мотовездеходе, а на старт нынешнего вышел за рулём прототипа Mini. Вместе с штурманом Олегом Уперенко он успешно прошёл всю дистанцию гонки, финишировав на четырнадцатой позиции. Экипаж Дениса Кротова и украинского штурмана Дмитрия Цыро на прототипе Mini финишировал на 17-м месте — на две позиции ниже, чем в прошлом году. Класс T2 давно не пользуется популярностью: «Дакар» для стандартных автомобилей слишком тяжёл, и гонка обычно превращается в борьбу за выживание машины. Вот и в этом году в классе стартовало всего четыре участника. А финишировало двое — оба из заводской команды Toyota Auto Body. На фото победители: экипаж Кристиана Лавьеля и Жан-Пьера Гарсена. В грузовом зачёте победа ожидаемо ушла камазовским спортсменам — конкуренция со стороны соперников была заметно ниже, чем в прошлые годы. Правда, гонка всё равно сложилась для камазовцев драматично: у прошлогоднего победителя Эдуарда Николаева в середине гонки развалился мотор, и после ремонта он ехал вне зачета, а Дмитрий Сотников (на фото) потерял больше двух часов из-за поломки, и закончил гонку четвёртым. Победителем в зачёте грузовиков стал экипаж Андрея Каргинова: он выиграл семь спецучастков, лидировал большую часть гонки, а на финише его отрыв от Антона Шибалова, занявшего второе место, составил свыше сорока минут. В этом году все четыре «боевых» Камаза были в идентичной спецификации — с шестицилиндровыми двигателями Cummins мощностью около 980 сил и гидромеханической шестиступенчатой коробкой передач Allison. «Бронзу» из Саудовской Аравии увёз экипаж Сергея Вязовича из белорусской команды «МАЗ-Спортавто». В этом году он выступал на совершенно новом грузовике капотной компоновки (его коллеги по команде ехали на прежних бескапотниках). Американский дизель Caterpillar подготовлен чешской командой Buggyra и развивает около 960 лошадиных сил. Мощная полузаводская команда De Rooy Iveco выступала в сокращённом составе и составить конкуренцию Камазу не могла — её лидер Жерар де Рой не стал участвовать из-за травмы спины. Лучший результат в команде показал Янус ван Кастерен: шестое место. Iveco под номером 517 был оснащён ручным управлением. Его водитель — Альберт Лловера из Андорры (на фото): бывший горнолыжник, частично парализованный после аварии на соревнованиях. Алеш Лопраис большую часть карьеры выступал на Татрах, построенных его командой — но в этом году сменил марку грузовика на Praga. Впрочем, в действительности грузовики под этим брендом давно не выпускаются, и его машина — это капотная Tatra, подвергнутая ребрендингу. Чех большую часть гонки уверенно шёл на четвёртой позиции, пока поломка полуоси не отбросила его назад. Чилиец Игнасио Касале — победитель в классе квадроциклов Екатеринбуржец Сергей Карякин занял второе место в классе мотовездеходов на «кибитке» BRP Can-Am, подготовленной его командой Snag Racing. Три года назад он выиграл южноамериканский «Дакар» на квадроцикле. Таким образом, Сергей стал первым россиянином, ставшим призёром Дакара в двух разных классах. Победитель в классе мотовездеходов, американец Кейси Курье, в США регулярно участвует в гонках по пустыне — таких, как Baja 1000, Baja 500, Mint 400. В «Дакаре» он выступал на «кибитке» BRP Can-Am Maverick, подготовленной немецкой командой South Racing. Пока большинство машин категории SSV строятся на основе серийных мотовездеходов с вариатором. Но вполне возможно, что будущее за такими машинами, как у бельгийской команды Overdrive Racing: в основе вездехода OT3 лежит сконструированная с нуля пространственная рама и подвеска, а литровый турбомотор вместе с коробкой передач заимствован у малолитражки Volkswagen Polo. Машина пока совсем сырая, но потенциал виден: гонщики на них одержали несколько побед на спецучастках. Американец Рики Брабек принёс марке Honda первую победу в «Дакаре» за 31 год. Рики Брабек Прошлогодний победитель Тоби Прайс на KTM финишировал на третьем месте. Единственный в этом году российский мотоциклист Дмитрий Агошков выступал в классе Original by Motul, подразумевающем обслуживание мотоцикла только своими силами. Тольяттинец прошёл всю дистанцию гонки и финишировал на девятом месте в своём классе В минувшую пятницу, 17 января, финишировал внедорожный супермарафон «Дакар». Самый престижный ралли-рейд в мире с момента создания в 1978 году проводился в Северной Африке, но в 2009-м переехал в Южную Америку. А теперь гонку впервые принимала Саудовская Аравия. Маршрут протяженностью без малого восемь тысяч километров прошёл по большинству провинций ближневосточного королевства. В порту Джедда на Красном море на старт вышло 342 участника — мотоциклисты, квадроциклисты, экипажи на легковых внедорожниках, мотовездеходах и грузовиках: тут и элита ралли-рейдов, и амбициозные новички, и просто обеспеченные любители адреналина, и экипажи технической поддержки... Тяжёлое бездорожье, поломки и аварии вывели из борьбы почти треть спортсменов. Увы, и на этот раз не обошлось без трагедии: на седьмом этапе погиб португальский мотогонщик Паулу Гонсалвеш... Редакция «Мотора» собрала фотографии, которые лучше всего передают атмосферу «Дакара». Добро пожаловать в нашу галерею!

Дакар-2020 через объективы лучших раллийных фотографов
© Motor.ru