Картинг. Заходите, не заперто
Если вы считаете, что путь в автоспорт начинается с картинга - вы, в общем-то правы. Нет, конечно, случаются исключения, когда молодой парень сразу садится за руль кузовной серии и начинает собирать коллекцию кубков, поднимаясь в классах и сериях все выше и выше. Но это исключения, которые скорее подтверждают правило. Потому что начинать учить алфавит лучше с азбуки. Тогда не придется, встречая сложности, возвращаться назад и тратить время (и часто деньги) на восполнение упущенного. Поэтому, когда поступило предложение поучаствовать в трех этапах Чемпионата по картингу MSK Open League 2019, который организовывает один из самых больших картинг-центров Москвы, FORZA ONE KARTING, я долго не думал. Потому что предстояло не просто весело покататься на картах под приятную музыку, а по-настоящему соревноваться с опытными пилотами, у которых за плечами уже годы тренировок и десятки подобных чемпионатов. А между гонками пройти ускоренный "курс молодого бойца" под присмотром инструкторов центра. Так что, хоть и в сжатой форме, но мне удалось выяснить секреты успеха на старте спортивной карьеры в картинге. Во-первых, приходить в картинг лучше с детства. Собственно, как и заниматься любым видом спорта. Отчасти потому, что молодой организм быстрее прогрессирует и быстрее восстанавливается после нагрузов, а отчасти - потому, что лучше в раннем возрасте понять, что нравится ребенку, а что нет. Возможно, после нескольких занятий станет понятно, что автоспорт - это не его путь и будет время заняться чем-то другим. Ну или вообще отказаться от профессионального спорта. В картинг приглашают детей с 5 лет (главное, чтобы рост был не мене 125 сантиметров, чтобы подошел специальный детский карт). Однако специалисты рекомендуют все же подождать еще пару лет и начинать заниматься картингом уже первоклассникам - так будет меньше вреда для позвоночника. Основа любого обучения - теория. Инструкторы на схеме в классах и во время прогулок по трассе картодрома объясняют траектории и методы прохождения поворотов. Когда нужно повернуть руль, нажать тормоз или газ. Конечно, теория без практики - никуда, поэтому во время тренировочных заездов инструкторы следят за каждым и потом разбирают ошибки и отмечают прогресс. Как оказалось, даже почти 20-летний опыт управления разнообразными автомобилями, в том числе и на гоночных трассах, помог только отчасти. Спортивный снарят в виде рамы на четырех колесах с двумя педалями, рулем и двигателем, вообще не похож по поведению даже на спорткар. Хотя бы потому, что у него вообще нет подвески. Так что пришлось начинать с самых азов физики - напряжение, создаваемое в раме карта, очень помогает правильно проходить повороты и экономить время на вращении руля и торможении-наборе скорости. Секрет 1: Учиться, учиться и еще раз учиться! Прокатный картинг - это отличная штука. Можно хорошо провести время одному или в компании друзей, даже устроить свое собственное соревнование кто быстрее. Регулярное посещение картинг-центра позволит набрать опыт, изучить и запомнить траекторию и даже ощутить какой-то прогресс (на большинстве площадок время прохождения круга засекается даже для прокатных заездов). Однако без помощи опытного пилота, а еще лучше - инструктора, вряд ли получится достичь каких-либо серьезных результатов. Но даже с инструктором очень важно много ездить. Поскольку теория и грамотные советы, подкрепляемые регулярными тренировками, позволяют получить необходимый накат и постоянно оттачивать свои навыки пилота. Мало-мальски длительный перерыв - и придется снова набирать форму и вспоминать, как и на какой скорости правильно проходить нужный поворот. И еще одна важная штука. В FORZA ONE KARTING площадка 5000 квадратных метров. Это довольно большая трасса, по которой можно ездить в двух направлениях, а еще здесь можно создать две альтернативных конфигурации. То есть вариантов для освоения траекторий - масса. А это снова опыт, который пригодится в дальнейшем. Секрет 2: Много ездить, чтобы закрепить навык. Когда я ехал на первую тренировку, то довольно серьезно беспокоился о том, что из экипировки для картинга у меня - ничего. Буквально. Как-то так случилось, что и подшлемник и перчатки куда-то запропастились пару лет назад и вспоминать о них вообще не было повода. А когда они пригодились бы - кто бы знал, где искать. И это при том, что на фотографиях с прошлых этапов Чемпионата MSK Open League все пилоты как на подбор - в гоночных комбинезонах, специальной обуви, перчатках и крутых шлемах. Изучив несколько интернет-магазинов экипировки, я окончательно загрустил, поскольку базовый комплект упирался в 50 000 рублей и это для проката, без омологации для совсем профессиональных соревнований. И шлем б/у в хорошем состоянии. Кстати, многих именно затраты на экипировку останавливают от серьезных занятий автоспортом, пусть и любительским. Но на практике все оказалось куда проще. Шлем мне выдали в картинг-центре, роль подшлемника исполняла одноразовая шапочка, а на руки я натянул обычные текстильные перчатки. В остальном достаточно одежды с длинным рукавом и джинсов. В роли обуви прекрасно отработали обычные кроссовки с не очень толстой подошвой. Да, после первой гонки один из коллег одолжил мне свои запасные гоночные перчатки и в магазине я купил себе обычный подшлемник за 600 рублей. А то, что не было гоночного комбинезона - зато на фотографиях с этапов я без проблем мог найти себя благодаря яркой флисовой толстовке. Секрет 3: Не обязательно покупать дорогую экипировку - главное - желание добиваться результата. Главное в спорте - начать чувствовать азарт. Поступление адреналина в кровь, который буквально толкает тебя дальше по трассе. И ощущение скорости и контроля карта. Когда ты понимаешь, что не просто валишь в белый свет как в копейку, а проходишь по траекториям, с минимальными потерями скорости и времени. А еще отдельный кайф, когда краем глаза, пролетая мимо питлейна видишь, как твой инструктор или менеджер команды показывает тебе "лайк". Кррррасавчик! Такие ощущения можно получить только на соревнованиях. Благо большинство картинг-центров поняли отличные перспективы подобных мероприятий и регулярно их проводят. Только в FORZA ONE KARTING сейчас проводится четыре регулярных соревнования: любительская гонка KART FIGHT на прокатных картах мощностю 9 л.с. и три более профессиональных на картах Super Sport мощностью 20 л.с. - индивидуальная Sprint Cup, F1 Twin Cup (для команд из двух человек) и крутой Чемпионат MSK Open League 2020 (200-минутная гонка команд из трех человек). Именно во время таких соревнований ты понимаешь истинную ценность автоспорта - эмоции, командная работа, стремление к подиуму и вишенка на торте - автоспортивная тусовка, которая даже в картинге невозможно крута. Новые друзья, приятные знакомства и общение с единомышленниками. Но это гарнир. А основное блюдо для любого спортсмена - достойные соперники, борьба с которыми дает стимул расти и развиваться дальше, равняясь на лучших. Кстати, именно поэтому настоящие фанаты картинга регулярно выезжают на Чемпионаты в других клубах и даже в других странах. Одной из самых крутых картинговых гонок считается "24 часа Дубая" и в ней регулярно принимают участие российские команды. Хотя представить себе 24-часовой картинговый марафон довольно сложно. Чемпионат MSK Open League от F-1 Karting, в котором мне удалось принимать участие (а точнее, в трех заключительных гонках сезона 2019 года) проходил в формате 200-минутной гонки, в которой члены команды из трех человек меняют друг друга через определенные промежутки времени. И это было ощущение мини Ле-Мана, когда у тебя есть 40 секунд с момента заезда напарника на питлейн, чтобы занять место в карте и выехать на трассу снова в бой. Секрет 4: Участвуйте в соревнованиях и чемпионатах - с сильными соперниками получится быстрее вырасти. Честно говоря, про этот аспект не слишком хотелось рассказывать, но оставить без внимания нюанс физической подготовки и хорошей кондиции просто нельзя. Штука в том, что в автоспорте вес - важный показатель. Перед любой гонкой автомобили участников взвешиваются и организаторы могут выборочно проверить вес после финиша. Экономия веса дает преимущество по времени. И даже доли секунды с круга в длинной гонке в итоге могут принести если не победу, то место в таблице повыше более тяжелых соперников. Перед гонкой все пилоты проходят процедуру взвешивания для того, чтобы максимально уравнять их шансы. У каждого карта есть специальное место для размещения так называемых довесов - своего рода гирь разной массы, при помощи которых легких пилотов "довешивают" до 85 кг. То есть если пилот весит 80 кг, то на его карт ставится гиря весом в 5 кг. А вот если пилот (как ваш покорный слуга) весит 97 кг (вместе со шлемом), то отрезать ни от карта, ни от пилота лишние 17 кг никто не будет. Так что, как бы ты ни тренировался, но лишние килограммы будут очень мешать. За время тренировок и три гонки (это около трех месяцев) мне удалось сбросить 3 кг, но это реально капля в море. А еще после первой тренировки я весь следующий день не мог согнуть руки - настолько забились не привыкшие к таким нагрузкам мышцы. Рулить в картинге приходится очень активно, особенно пока не освоишь физику карта и все нюансы правиального управление, но даже и тогда сильные руки - залог успеха. Одно дело покататься на прокатном карте 10 минут и пойти отдыхать, а другое - хотя бы пару раз по 20 минут рубиться на 20-сильном Super Sport'е в боевом режиме. Про 24-часовой марафон я уже упоминал выше. Так что вот вам ориентиры - держать вес в пределах 80 кг и тренировать руки и плечевой пояс. Да и в принципе необходимо быть в тонусе, поскольку любой спорт - это работа всего организма, который должен быть к этому готов. Секрет 5: Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка. Вот, вроде и все основные премудрости автоспорта через призму картинга. В любом случае, настоящую истину вам может открыть лишь профессионал. Кстати, на базе FORZA ONE KARTING в Москве открыл Академию картинга Сергей Сироткин - пилот гоночной программы SMP Racing, пилот команды Формулы 1 Williams в сезоне 2018 года и резервный пилот команд Формулы 1 Renault Sport и McLaren. Это как раз тот случай, когда буквально из первых рук настоящего пилота, прошедшего трудный путь от новичка до пилота топовой мировой гоночной серии, а также опытных инструкторов, можно получить все необходимые знания и навыки, чтобы ребенок начал свой путь в автоспорт максимально правильно. И взрослых также не оставят без внимания - инструкторы здесь очень терпеливые и повидали всякого, так что удивить их очень сложно. А порадовать успехами удалось даже мне. Эх, еслли бы было больше времени на тренировки и приведение веса в порядок... В общем, не бойтесь и занимайтесь автоспортом. Во всяком случае, попробуйте. И не расстраивайтесь неудачам - если сделать правильные выводы о том, что помешало улучшить результат или победить и работать над этим - прогресс и успех не заставят себя ждать.