Рейтинг влияния глав субъектов РФ в январе 2020 года

1. Федеральная политика в отношении регионов

Рейтинг влияния глав субъектов РФ в январе 2020 года
© ИА Regnum

Ключевые события января 2020 года, повлиявшие на федеральную политику в отношении регионов, — смена состава правительства и послание Федеральному собранию.

Видео дня

Ряд назначений в правительстве свидетельствует об особом внимании руководства страны к реализации проектов в сфере как инфраструктурного, так и жилищного строительства. Продвижения проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры ожидают от первого вице-премьера , о возможности распространения программы реновации на регионы заявлял вице-премьер . Учитывая, что интересы заметной части региональных элит связаны со сферой застройки, подобные проекты могут изменить внутриэлитный баланс в ряде субъектов Федерации. Возможны сценарии от дополнительного усиления ряда местных игроков (если в реализации таких проектов примут участие связанные с ними компании) до снижения не только экономического, но и политического влияния старых региональных элит там, где реализация подобных проектов будет возложена на представителей строительного бизнеса федерального уровня или компании из других регионов. Кроме того, возможность проведения реновации в регионах может стать важной составляющей повестки региональных избирательных кампаний 2020 года (прежде всего для поддерживаемых Центром кандидатов в губернаторы).

Некоторый рост общественной поддержки федеральных властей после высказанных в послании Владимира Путина социальных инициатив, а также подготовка к всероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию определенно способствуют расширению электоральной базы . Снижение протестных настроений в федеральном масштабе будет как минимум в первой половине 2020 года усиливать позиции вновь назначенных врио губернаторов в диалоге с региональными элитами, а также станет дополнительным фактором интереса потенциальных кандидатов в депутаты заксобраний к участию в праймериз «Единой России» ближайшей весной.

Разработка Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года в качестве одной из задач, поставленных Владимиром Путиным в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления в Красногорске, в очередной раз свидетельствует о росте внимания Центра к ситуации на муниципальном уровне власти. Такие приоритеты федеральных властей в 2020—2024 годах будут способствовать более интенсивному кадровому обновлению муниципальных органов власти (прежде всего в административных центрах регионов и наиболее экономически значимых муниципальных образованиях), а также повышению ответственности губернаторов за решение бюджетных и финансовых проблем в этой сфере (в том числе в рамках предложения субъектам Федерации в отношении бюджетных кредитов муниципальных образований реализовать меры, аналогичные федеральным мерам в отношении регионов).

2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Одной из значимых тенденций региональной политики в январе 2020 года оставался переход от смешанной к полностью мажоритарной системе выборов депутатов представительных органов областных центров. Соответствующие поправки в Устав города обсуждаются, например, в Липецке. Эксперты не исключают, что подобные изменения могут произойти в ходе внесения поправок в Устав Новосибирска, которые будут обсуждаться в феврале 2020 года.

Поскольку подобные инициативы (как в случае с Липецком) часто предполагают сокращение численности депутатов таких представительных органов, это неизбежно должно привести к росту противоречий в среде муниципальных и, возможно, региональных элит. В таких обстоятельствах может дополнительно возрасти значение «Единой России» как политического института, предлагающего механизмы для согласования таких противоречий до официального старта кампании (в том числе в рамках праймериз).

При этом, несмотря на ожидаемую критику таких инициатив со стороны парламентской оппозиции, соответствующие партии также могут сохранить определенные преимущества в тех городах, где выборы пройдут по полностью мажоритарной системе. С учетом упрощенного порядка регистрации кандидатов от парламентских партий на данных выборах, распространенной стратегией для ресурсных кандидатов, не получивших в том или ином виде поддержки «Единой России», станет именно выдвижение от партий парламентской оппозиции.

Кроме того, выборы только по мажоритарной системе вызовут меньше интереса у непарламентских партий, ранее не работавших в конкретном регионе. Это относится и к новым партийным проектам, формирование которых также стало заметной тенденцией января. Чем более распространенной будет практика отказа от смешанной системы выборов в местные представительные органы, тем меньше возможностей для дополнительного продвижения таких проектов и установления контактов между их создателями и влиятельными игроками регионального и муниципального уровня, что создает проблемы и при формировании региональных отделений новых партий. Это означает, что при всех проблемах для парламентской оппозиции при мажоритарной избирательной системе на выборах в Советы областных центров , и сохраняют конкурентные преимущества перед непарламентскими партиями. Это может удержать интерес к партиям парламентской оппозиции со стороны части представителей региональных и муниципальных элит (как правило, менее ресурсных и нередко находящихся в сложных отношениях с губернаторами) накануне думских выборов 2021 года.

История отставки с поста главы Чувашии после решения президиума Генсовета «Единой России» об исключении этого чиновника из партии будет воспринята как важный сигнал не только региональными, но и муниципальными элитами. Показательно, что в связи со скандалом вокруг председателя городского совета Керчи Маи Хужиной и ее заместителя их также призывали привлечь к партийной ответственности. Поэтому в течение 2020 года с высокой вероятностью будет наблюдаться стремление представителей региональных и муниципальных элит усилить свое влияние в партии. В то же время более активная роль «Единой России» в рамках контроля за деятельностью региональных и муниципальных чиновников предполагает и дополнительные требования к руководителям отделений партии в субъектах Федерации. Поэтому избрание губернаторов секретарями ряда региональных отделений «Единой России» в конце 2019 года получает дополнительное обоснование.

В феврале 2020 года в число резонансных сюжетов, затрагивающих внутриэлитные отношения в регионах, безусловно, войдет обсуждение потенциальных кандидатов на пост врио губернатора Пермского края. Учитывая сложный межэлитный баланс в регионе, вероятно назначение на пост врио губернатора края управленца-«технократа» — вероятно, получившего опыт работы на федеральном уровне и не связанного ранее с данным субъектом Федерации.

3. Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Повышение ответственности губернаторов за публичные шаги и высказывания, реализация инвестиционных проектов, меры по развитию социальной и транспортной инфраструктуры входят в число факторов, определивших уровень влияния глав регионов в январе 2020 года. Экспертный опрос для формирования данного рейтинга проводился в течение января, поэтому среди его фигурантов остаются отправленный в отставку в связи с утратой доверия экс-глава Чувашии Михаил Игнатьев и назначенный министром экономического развития .

Продолжается восходящий тренд для назначенных на должности осенью 2019 года врио главы Еврейской автономной области (перемещается с 83-го на 75-е место) и врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева (с 65-го на 60-е место). Китайская компания Country Garden Group заявила о готовности вложить около 3,5 млрд рублей в проект по созданию сельскохозяйственного парка в Еврейской автономной области; в Иркутской области намерены направить около 5,5 млрд рублей в 2020—2022 годах на обеспечение жильем детей-сирот.

После проведения под председательством президента Совета по развитию местного самоуправления в Красногорске ситуативно укрепляются позиции губернатора Московской области (с 7-го на 6-е место). После введения регионального экологического стандарта и утверждения проекта создания Челябинской транспортной агломерации переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Челябинской области (с 21-го на 19-е место). Дополнительные политические очки получает (с 58-го на 52-е место) — вероятно, после одобрения реализации в Новосибирской области крупных инвестиционных проектов, в том числе строительства селекционно-семеноводческого центра в Колыванском районе (предполагаемый объем инвестиций около 1,1 млрд рублей) и увеличения перерабатывающей способности Новосибирского терминала (инвесторы предполагают вложить в проект около 1,5 млрд рублей). В январе укрепились позиции в рейтинге губернатора Пермского края Максима Решетникова, перешедшего в федеральное правительство (с 49-го на 45-е место).

После подтверждения соответствия индустриального парка особой экономической зоны «Тольятти» федеральным требованиям укрепляются позиции губернатора Самарской области (с 9-го на 8-е место). Регион включен в пятерку субъектов-лидеров с наивысшей оценкой деятельности органов власти, в 2020 году область получит из федерального бюджета около 35,5 млрд рублей. На фоне визита в регион министра сельского хозяйства с обсуждением возможности оказания господдержки местным производителям хлопка переходит в группу с сильным влиянием губернатор Ставропольского края (с 52-го на 48-е место). После решения Совета об обнулении пошлин и налогов для судов, работающих с проектом «Ямал СПГ», укрепляются позиции главы Ямало-Ненецкого округа Дмитрия Артюхова (с 19-го на 17-е место).

Укрепляются позиции главы Мордовии (с 14-го на 13-е место) — в 2020—2021 годах республика получит более 2,74 миллиарда рублей на строительство медицинских учреждений в рамках нацпроекта «Здоровье». Переходит в группу с сильным влиянием губернатор Пензенской области (с 51-го на 46-е место) — регион получит субсидии из федерального бюджета на создание промышленных парков «Союз» и «Мастер». Кроме того, более 1,9 млрд рублей в 2020 году будет направлено на реализацию в области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Лидером по негативной динамике среди фигурантов рейтинга после получивших федеральный резонанс скандалов с высказываниями об оппозиционных журналистах и выдачей ключей от новых автомашин сотрудникам становится экс-глава Чувашии Михаил Игнатьев (с 35-го на 82-е место). Из-за негативного резонанса по поводу упоминания Мамаева кургана на совещании по проблеме мусорного полигона в Белореченске несколько ослабевает позиция губернатора Краснодарского края (с 23-го на 28-е место).

После скандала в связи с составлением списков на награждение юбилейной медалью «20 лет разгрома международных бандформирований», учрежденной руководством Дагестана, теряет позиции глава республики Владимир Васильев (с 8-го на 12-е место). В связи с негативным резонансом по поводу приостановки строительства лечебного центра в посёлке Родники покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Калининградской области (с 18-го на 23-е место). На фоне конфликта между энергокомпанией «СУЭНКО» и правительством Курганской области по поводу тарифов на электроэнергию и других проблем покидает группу с сильным влиянием глава региона Вадим Шумков (с 47-го на 56-е место). Проведение сотрудниками ревизии исполнения бюджета за 2019 год и обоснованности кредиторской задолженности в Хакасии воспринимается многими экспертами как серьезная проблема во взаимоотношениях с федеральным центром председателя правительства республики (с 79-го на 84-е место).

Глава субъекта Российской Федерации

Место в рейтинге

Место в рейтинге в декабре 2019 г.

Средний балл

Очень сильное влияние

Мэр города Москва

Глава Чеченской Республики

Губернатор города Санкт-Петербург

Губернатор Тульской области

Губернатор Тюменской области

Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области

Президент Республики Татарстан

Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области

Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан

Губернатор Нижегородской области

Губернатор Ханты-Мансийского АО — Югра

Глава Республики Дагестан

Волков Владимир Дмитриевич Глава Республики Мордовия

Губернатор Приморского края

Губернатор Ленинградской области

Глава Удмуртской Республики

Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО

Глава Республики Крым

Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области

Губернатор Сахалинской области

Сильное влияние

Губернатор Новгородской области

Губернатор Свердловской области

Алиханов Антон Андреевич Губернатор Калининградской области

Губернатор Тверской области

Губернатор Белгородской области

Губернатор Курской области

Губернатор Красноярского края

Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края

Губернатор Ярославской области

Губернатор Камчатского края

Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области

Губернатор Саратовской области

Губернатор Псковской области

Губернатор Вологодской области

И.о. Губернатора города Севастополя

Губернатор Воронежской области

Губернатор Ульяновской области

Глава администрации Липецкой области

Губернатор Кемеровской области

Губернатор Калужской области

Губернатор Смоленской области

Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино-Балкарской Республики

Глава Республики Саха (Якутия)

Губернатор Мурманской области

Решетников Максим Геннадьевич Губернатор Пермского края

Белозерцев Иван Александрович Губернатор Пензенской области

Губернатор Магаданской области

Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края

Глава Республики Карелия

Губернатор Оренбургской области

Среднее влияние

Губернатор Волгоградской области

Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области

Глава администрации Ненецкого АО

Губернатор Чукотского АО

Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области

Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области

Губернатор Брянской области

Губернатор Алтайского края

Глава Республики Коми

И.о. губернатора Иркутской области

Губернатор Томской области

Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия

Глава Республики Адыгея

Губернатор Орловской области

Губернатор Омской области

Губернатор Костромской области

Глава Карачаево-Черкесской Республики

Губернатор Кировской области

Губернатор Ростовской области

Глава Республики Северная Осетия — Алания

Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия

Глава администрации Тамбовской области

Губернатор Рязанской области

Губернатор Амурской области

Гольдштейн Ростислав Эрнстович И.о. губернатора Еврейской автономной области

Губернатор Забайкальского края

Губернатор Архангельской области

Кара-оол Шолбан Валерьевич Председатель Правительства Республики Тыва

Глава Республики Марий Эл

Глава Республики Алтай

Губернатор Хабаровского края

Игнатьев Михаил Васильевич Глава Чувашской Республики

Глава Республики Бурятия

Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия

Губернатор Владимирской области

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в , , Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1 20), «сильное влияние» (21 50), «среднее влияние» (51 85).

Список экспертов

(Балтийский федеральный университет им. И. Канта), Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область и Республика Калмыкия), (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), (), (Институт региональных проблем), (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), (), (), (), (Экспертный институт социальных исследований), (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (), (), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), (Агентство политических и экономических коммуникаций), (Агентство политических и экономических коммуникаций), (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), (), (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

Прочее, Владимир Сипягин, Валентин Коновалов, Сергей Цивилев, Вадим Трескин, Александр Евстифеев, Александр Моор, Лариса Щербула, Михаил Нейжмаков, Петр Ханас, Игорь Кобзев, Василий Орлов, Сергей Фургал, Игорь Артамонов, Андрей Травников, Михаил Ведерников, Антон Алиханов, Олег Хорохордин, Денис Паслер, Николай Будуев, Вячеслав Битаров, Мурат Кумпилов, Алексей Дюмин, Николай Любимов, Валерий Лимаренко, Галина Шешукова, Сергей Ситников, Ростислав Туровский, Артем Коваленко, Модест Колеров, Дмитрий Азаров, Ростислав Гольдштейн, Михаил Мишустин, Дмитрий Журавлев, Виталий Иванов, Глеб Кузнецов, Артур Парфенчиков, Виктор Томенко, Александр Цыбульский, Андрей Чибис, Андрей Лавров, Андрей Никитин, Олег Матвейчев, Сергей Гапликов, Владимир Абрамов, Владимир Жарихин, Сергей Михеев, Александр Бурков, Сергей Носов, Айсен Николаев, Глеб Никитин, Александр Богомаз, Роман Старовойт, Максим Решетников, Роман Копин, Рашид Темрезов, Андрей Клычков, Олег Кувшинников, Владимир Владимиров, Александр Усс, Александр Осипов, Наталья Комарова, Михаил Развожаев, Дмитрий Миронов, Евгений Савченко, Сергей Морозов, Михаил Игнатьев, Евгений Куйвашев, Игорь Васильев, Дмитрий Орлов, Сергей Жвачкин, Алексей Цыденов, Иван Белозерцев, Олег Кожемяко, Алексей Островский, Александр Беглов, Александр Никитин, Алексей Текслер, Дмитрий Патрушев, Игорь Руденя, Владимир Илюхин, Александр Дрозденко, Василий Голубев, Владимир Васильев, Рустам Минниханов, Александр Гусев, Марат Хуснуллин, Владимир Волков, Евгений Забродин, Александр Бречалов, Андрей Бочаров, Анатолий Артамонов, Вениамин Кондратьев, Валерий Радаев, Андрей Белоусов, Сергей Аксенов, Андрей Воробьев, Сергей Собянин, Рамзан Кадыров, Владимир Путин, Игорь Орлов, Администрация Президента РФ, Центр политических технологий, ФоРГО, Федеральное казначейство, ВШЭ, Институт стран СНГ, КПРФ, ЛДПР, ВЦИОМ, Справедливая Россия, Евразийская экономическая комиссия, Минпромторг, Единая Россия, МЧС, Правительство РФ, журнал "Эксперт", ИА REGNUM