Войти в почту

Уральский олигарх впустую потратил на хоккей 3 миллиарда. «Автомобилист» не стал топ-клубом даже с деньгами УГМК

Последние годы для уральского олигарха Андрея Козицына складываются непросто. Нет, не подумайте, с бизнесом у совладельца УГМК все весьма недурно. В 2017 году его состояние увеличилось вдвое. Постепенно, шаг за шагом, он поднимается и в списке Forbes. По итогам прошлого года Козицын занял 24-е место в рейтинге самых богатых людей России. Между прочим, это выше владельца «Краснодара» Сергея Галицкого и самого Аркадия Ротенберга. А вот со своими сторонними проектами, не имеющими прямого отношения к горнодобывающей промышленности, у Козицына не все гладко. За короткий срок он был вовлечен сразу в два строительных скандала в Екатеринбурге. И если снести старую телебашню ради строительства хоккейной арены ему удалось, пусть и не без народного гнева, то разместить храм на месте сквера общественники олигарху не дали. Жители Екатеринбурга вывели дискуссию на федеральный уровень и свои интересы отстояли. Профессиональный спорт — еще одна страсть Козицына наряду со строительством храмов. Женская баскетбольная команда, носящая имя комбината, в прошлом году в очередной раз стала чемпионом России. Вот уже 11 лет подряд его детище безраздельно владеет этим титулом. Это своего рода женская версия баскетбольного ЦСКА, который два десятилетия доминирует в российском баскетболе. УГМК, как и его побратим, давит конкурентов непомерно огромным бюджетом. В 2016 году Козицын пришел в хоккей. «Автомобилист» на тот момент был крепким середняком, не более. По словам Леонида Вайсфельда, работавшего в уральском клубе генеральным менеджером, бюджет на зарплаты в те времена составлял в районе 350 миллионов рублей. Зная возможности олигарха, чье состояние на данный момент составляет $4400 млн, ожидалось резкое перевоплощение скромного клуба в претендента на Кубок Гагарина. Однако на протяжении первого сезона Козицын приглядывался к новому для себя виду спорта. С тех пор, как Козицын стал президентом «Автомобилиста», он потратил на хоккейную команду порядка 3 миллиардов рублей. И это только по самым скромным подсчетам. Вот только выхлоп от этого — один-единственный раунд плей-офф. Год назад команда из Екатеринбурга прошла соседей из Магнитогорска. «Металлург», совсем недавно выигрывавший Кубки Гагарина, угасал на глазах. Исход той серии воспринимался как смена хоккейной власти на Урале. «Автомобилист» казался новой силой, но это был лишь мираж. Несмотря на то, что Козицын не сразу начал скупать все, что движется, а попытался понять, как устроена КХЛ и каковы правила игры, нынешний «Автомобилист» — это вполне себе пособие, как не надо строить топ-клуб. Сразу оговоримся, что уральскому олигарху немного не повезло с эпохой. Возьмись он за хоккей в первые годы существования лиги, в его коллекции уже была бы пара-тройка трофеев. Та же «Магнитка» в свое время сумела заполучить Сергея Мозякина и Василия Кошечкина, на которых впоследствии выстроилась чемпионская команда. Сегодня рынок российских игроков практически вычищен СКА и ЦСКА. Получив солидный бюджет, «Автомобилист» начал забрасывать деньгами весьма средних хоккеистов, выходящих на рынок свободных агентов. При этом в Екатеринбурге по каким-то причинам не делали так называемые оффер-шиты, то есть не перекупали игроков в статусе ОСА. Возможно, это принципиальная позиция руководства. Но если вы работаете исключительно с НСА, то автоматически делаете команду слишком возрастной. Так и получилось с «Автомобилистом», который по среднему возрасту — пятый в лиге. Причем качество неограниченно свободных агентов было сомнительным. Не заполучив ни одного топового русского игрока со стороны, УГМК пытался слепить звезд из своих воспитанников. «Автомобилист» вернул из-за океана Никиту Трямкина и дал долгосрочный контракт Анатолию Голышеву. Что из этого вышло? Двухметровый защитник за три года скорее топтался на месте, а в предстоящее межсезонье скорее всего вернется в «Ванкувер». Голышев, при всем его старании, просто не того масштаба игрок, чтобы как Мозякин тянуть на себе команду. В этом году к ним добавился Павел Дацюк, но история с возвращением легенды в родной город была красивой только на бумаге. Постоянные отлучки в лазарет и место в третьем звене — это явно не то, чего ждали от Волшебника и сотни миллионов, потраченных на его контракт. Погорел Козицын и менеджмент «Автомобилиста» на еще одном красивом жесте. Два года назад рулить болидом «Формулы-1» поставили человека, который раньше управлял в лучшем случае «Приорой». Большую часть карьеры Андрей Мартемьянов работал в Высшей лиге, причем не особо успешно. Получить в свое распоряжение команду с миллиардным бюджетом ему удалось после одного-единственного удачного сезона с «Амуром». Причем попали в плей-офф хабаровчане на тоненького, в последний день регулярного чемпионата. Многие отмечали атмосферу в коллективе, которую создал тренер. Однако назначение в «Автомобилист» скорее связано с его происхождением. В Екатеринбурге захотели, чтобы командой управлял свой, местный тренер. На то, что Мартемьянов никогда не работал с игроками калибра Доуса и Дацюка, решили закрыть глаза. Кто-то скажет, что возвращение Дацюка и шанс, выданный Мартемьянову — это пример того, как все клубы должны относиться к собственным воспитанникам. Но если посмотреть с другой стороны, это банальный популизм. Сейчас уже можно говорить о том, что ошиблись в Екатеринбурге и с легионерами. Дэн Секстон еще в «Нефтехимике» завоевал репутацию некубкового игрока. Брукс Мэйсек обрел ее здесь и сейчас. А стоило ли много ждать от Кевина Холланда, который за свою взрослую карьеру только один раз играл в плей-офф? Слова бывшего руководства «Барыса» о том, что Найджел Доус «некомандный игрок», совсем недавно казались абсурдом, но в серии с «Сибирью» канадец с казахстанским паспортом попросту растворился. Само по себе поражение от «Сибири» трудно назвать сенсацией. Не только потому, что новосибирцы выиграли у екатеринбуржцев три матча из четырех в регулярке. И не потому, что команда Николая Заварухина финишировала прямо за «Автомобилистом». Скорее этот результат был ожидаем из-за проблем уральского топ-клуба, который настоящим топ-клубом так и не стал. Отсутствие опытного бэкапа, постаревшая звезда, недокомплект качественных защитников и тренер, который год назад уже уперся в тупик, не имея плана Б. Все это лежало на поверхности, и рано или поздно должно было отразиться на результате. Получилось рано и больно. Именно так, чтобы не просто переставить местами слагаемые, а поменять подход. Андрей Козицын доверил распоряжаться своими деньгами людям, не привыкшим к конкуренции. Ни на площадке, ни на трансферном рынке. Максим Рябков построил династию в баскетбольном УГМК, но стоит ли говорит, что в российском женском баскетболе ни у кого и близко нет таких денег? Олег Гросс собирал чемпионский состав «Салавата Юлаева», где у Быкова и Захаркина было по звезде в каждом звене. В те годы никто в КХЛ не говорил о потолке зарплат, в ЦСКА еще не пришла «Роснефть», СКА считались главными неудачниками лиги, а в Башкирии разбрасывались нефтедолларами. Два поражения, от скромной «Сибири» и простых жителей Екатеринбурга, должны натолкнуть уральского олигарха на мысль, что деньги решают многое, но далеко не все.

Уральский олигарх впустую потратил на хоккей 3 миллиарда. «Автомобилист» не стал топ-клубом даже с деньгами УГМК
© Sport24