Сезон-2019/2020 в фигурном катании должен был венчать чемпионат мира в канадском Монреале. Но в дело вмешался коронавирус, из-за которого по всей планете было отменено множество соревнований, среди которых — и мировое первенство. Пока фигуристы и тренеры думают, как готовиться к следующему сезону в условиях карантина, а Международный союз конькобежцев (ISU) прорабатывает варианты календаря, простым любителям фигурного катания остается лишь заглушать ощущение недосказанности просмотром лучших выступлений сезона нынешнего. Анна Щербакова — короткая программа, чемпионат Европы Наверное, если касаться только оригинальности, то программы Щербаковой в нынешнем сезоне — самые-самые среди всех взрослых учениц Этери Тутберидзе. Трюки с платьем, сложнейшие музыкальные композиции и тонкие образы, передать которые не в состоянии и многоопытные спортсмены, — все это играло в ее пользу, что особенно заметно на примере короткой программы на музыку из фильма "Парфюмер". Метаморфоз с платьем там, конечно, не было. За этим просьба обращаться к Аниной "произволке". Но много ли мы знаем фигуристов, бравшихся воплощать на льду столь глубокие задумки? "Парфюмер" — квинтэссенция ее артистического таланта. На чемпионате Европы в австрийском Граце она довела постановку до совершенства, и лишь непонятный запрет ISU на четверные прыжки в короткой программе у девушек помешал ей побороться с Аленой Косторной за промежуточное лидерство. Алена Косторная — произвольная программа, этап Гран-при во Франции На осенних контрольных прокатах сборной России Косторная была в трио Тутберидзе явным аутсайдером. У нее единственной не было ни одного элемента ультра-си, да и программы вызывали определенные вопросы. Короткую тренерский штаб оставил с прошлого года — она, бесспорно, была удачной, но на второй сезон вау-эффекта уже не производила. В произвольной Косторная предстала главной героиней фильма "Сумерки". Получилось задорно, игриво, но все же что-то не то. Как признавалась сама фигуристка в интервью ТАСС, именно это "что-то не то" заставило ее разозлиться на себя, побудило к решительным действиям. Вскоре она переквалифицировалась из догоняющего в стопроцентного лидера. На этапе Гран-при во Франции — дебютном для нее на взрослом уровне — Алена уже фактически соревновалась сама с собой. Александра Трусова — произвольная программа, Japan Open Многие специалисты предрекали, что 2019/2020 станет сезоном Трусовой. Русская Ракета два года терроризировала юниорскую женскую "одиночку", выжидая возможность взлететь во взрослый уровень. Признанная королева четверных прыжков, получившая свой титул в совсем еще юном возрасте, она должна была перевернуть все вверх дном, переписать все рекорды. Да просто прийти и сказать "это все — мое". С присущей ей серьезностью в голосе. И поначалу у нее все получалось. Свои первые "взрослые" мировые рекорды она установила на дебютном в сезоне турнире, а на втором — коммерческом Japan Open — исполнила в своей программе под саундтрек из сериала "Игра престолов" четыре чистых четверных прыжка, что ранее в женском одиночном катании не удавалось никому. По ходу сезона у Александры произошло много перемен. Сменилось платье для "произволки", в технической заявке появился пятый четверной — флип, рекорды еще несколько раз переписывались как самой Трусовой, так и ее соперницами, а результаты ближе к зиме начали снижаться. Прокат на Japan Open пока остается ее лучшим выступлением во взрослой карьере. Александра Бойкова / Дмитрий Козловский — короткая программа, чемпионат Европы Фигуристы поразили еще на прошлом чемпионате России, а в нынешний сезон они уже вступали с серьезными претензиями на лидерство. Единственный турнир, который им не удалось выиграть, — туринский финал Гран-при. На остальных они были хороши до неприличия. На заключительных соревнованиях — чемпионате Европы — они превзошли мировой рекорд китайцев Суй Вэньцзин и Хань Цуна в короткой программе. Бесподобные линии, лучшие в мире выбросы и фирменная петербуржская интеллигентная грациозность прилагаются. Дмитрий Алиев — произвольная программа, чемпионат Европы Давно было известно, что Алиев — блистательный фигурист, способный на многое, когда катается чисто. Вот только раньше он слишком уж часто допускал ошибки. Прошлый сезон Дмитрий откровенно провалил, однако в нынешнем сумел не то что реабилитироваться — превзойти все самые смелые ожидания. Его произвольная программа на чемпионате Европы — одно из самых эмоциональных воспоминаний турнира. Не только из-за того, что Алиев принес России первое за 12 лет золото турнира в мужском одиночном катании, но и по самому настроению проката. А реакция самого фигуриста и его тренера Евгения Рукавицына в концовке выступления — живой символ фразы "мы это сделали". Причем сделали в чрезвычайно красивом стиле. Юдзуру Ханю — короткая программа, чемпионат четырех континентов Живая легенда мужского одиночного катания продолжает соревноваться ради двух вещей. Первая и самая главная — четверной аксель, ранее не покорявшийся никому на соревнованиях, а вторая — победа над американцем Натаном Ченом в очном противостоянии. Ради реализации последней Ханю в середине сезона решил вернуться к своим старым программам, которые в 2018 году принесли ему второе олимпийское золото. На чемпионате четырех континентов в Сеуле японец не мог победить Чена, так как он пропускал турнир по личным причинам. Зато Ханю чрезвычайно удачно обкатал старые-новые постановки и в итоге стал победителем турнира — к слову, единственного недостающего в коллекции. А короткая программа под "Балладу №1" Фредерика Шопена позволила ему обновить собственный мировой рекорд. Натан Чен — произвольная программа, финал Гран-при Дуэль Чена и Ханю в финале Гран-при была захватывающей, как и всегда. Американец выходил на произвольную программу после японца, сделавшего пять четверных прыжков и допустившего лишь одну, пусть и существенную ошибку, оставшись без каскада из двух тройных акселей. Болельщики Ханю забросали лед мягкими игрушками, из-за чего выступление Чена было задержано минут на 15. Ему, впрочем, не привыкать. На прошлогоднем чемпионате мира в Японии ситуация была аналогичной вплоть до мельчайших подробностей, но ни в Сайтаме, ни в Турине Чен не дрогнул. Все те же пять четверных, исполненных безукоризненно, как и вся остальная прыжковая заявка и безудержная энергетика, — Чен был как молодой Элтон Джон на сцене. Совершенен технически и невероятно эмоционален. Не зря именно под его музыку спортсмен выступает в "произволке". Виктория Синицина / Никита Кацалапов — ритм-танец, чемпионат Европы Тема мюзиклов в ритм-танце стала для фигуристов и постановщиков настоящей проверкой на оригинальность. Кто-то, как, к примеру, французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон, пошли на эксперименты со стилем. А Синицина и Кацалапов взяли нестареющую классику "Поющие под дождем". И как оказалось, не прогадали. С самого начала сезона было очевидно, что постановка удалась. Но мало кто ожидал того, что произойдет в январе в Австрии. Именно с блистательного ритм-танца начался путь российской пары к историческому золоту чемпионата Европы. Габриэла Пападакис / Гийом Сизерон — произвольный танец, этап Гран-при в Японии Если бы в премии ISU Skating Awards была номинация "Новатор года", в ней с большим отрывом победили бы Пападакис и Сизерон. Таких французов, как в этом сезоне, мы еще не видели. Они взяли дерзкую аэробику в ритм-танце, а в произвольном… Впрочем, лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать. Наблюдая за произвольной программой Пападакис и Сизерона, необходимо вслушиваться в слова песни Find Me исполнителя Forest Blakk, под которую они катаются. Фигуристы и их тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон поработали с ритмикой слова, а также смысловым наполнением движений. В этой постановке просто нет лишних элементов, все направлено на раскрытие сюжета. Обычно фраза "рассказывают историю на льду" — просто метафора, но в случае французского дуэта она обретает буквальное значение. На втором для себя этапе Гран-при в Японии Пападакис и Сизерон показали лучшие прокаты в сезоне и обновили собственные мировые рекорды, в том числе и в произвольной программе. Find Me, вероятно, лучшее, что когда-либо катали эти без преувеличения великие фигуристы. И тем удивительнее, что именно своим гениальным произвольным танцем они впервые за пять лет уступили европейский трон Синициной и Кацалапову. Мэдисон Чок / Эван Бэйтс — произвольный танец, этап Гран-при в Китае Еще один дуэт Дюбрей и Лозона и еще одна великолепная постановка. Однако в этом случае тренеры и постановщики решили сыграть не в новаторство, а в качество. Вряд ли в наше время кого-то можно удивить программой на восточную тематику. Разве что такой программой, в которой все настолько хорошо, что просто невозможно оторваться. Произвольный танец Чок и Бэйтса определенно можно считать одной из лучших постановок сезона. От этой фантастической работы над ритмом и музыкальными акцентами буквально захватывает дух, а оригинальная пластика, хореография и харизма самих фигуристов шли плюсом к оценке за компоненты. Не смущает и явный акцент на партнершу в танце — все же образ неукротимой египетской змеи обязывает. На этапе Гран-при в китайском Чунцине Чок и Бэйтс стали вторыми, уступив по сумме баллов лишь будущим чемпионам Европы Синициной и Кацалапову. Но в произвольном танце они россиян все же обошли. Владислав Жуков