Ещё

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира 

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира
Фото: autosport.com.ru
В начале осени 1999 года у команды Jordan были все основания рассчитывать на невероятный для себя успех — завоевание ни много ни мало чемпионского трофея в личном зачете. И если бы последние гонки сезона прошли несколько иначе, гонщик в желтом комбинезоне вполне мог бы стать самым сенсационным главным героем чемпионата. Речь идет о Хайнце-Харальде Френтцене.
и Эдди ДжорданФото: race24.ru За последние три десятилетия Формулы 1 с этим несбывшимся достижением могла бы сравниться, пожалуй, только победа новой команды Brawn GP в 2009-м. Но при этом в 1999-м не было кардинальной смены технического регламента первенства, а значит, не было и речи о нахождении командой какой-то хитрой лазейки, как в случае с чемпионством Дженсона Баттона десятью годами позже.
Кроме того, при разработке шасси Эдди не располагал финансовой поддержкой со стороны могущественных производителей. Это была поистине частная команда с клиентским двигателем. И тем ценнее было бы это достижение.
Jordan была командой-вечеринкой, которая лишь на восьмой год своего существования — в 1998-м — одержала первую победу в Формуле 1. Но скептики не признают и того достижения, считая, что они победили только благодаря дождю. Однако годом позже не считаться с этим коллективом было уже просто невозможно, ведь в большинстве гонок они ни в чем не уступали таким грандам, как  и McLaren-Mercedes.
Интересно, что такой подъем команды совпал с уходом с позиции технического директора Гэри Андерсона — он покинул Jordan в середине 1998-го. Но, быть может, это и не было совпадением, поскольку в последние годы Гэри всё чаще перетягивал техническое одеяло на себя, не давая при этом раскрыться таланту других сотрудников.
Новым главой технического департамента стал признанный специалист Майк Гаскойн, которому помогал , позже возглавлявший технические отделы в Red Bull, Force India, Sauber и Caterham.
Были в составе Jordan и такие ныне известные личности, как Сэм Майкл — будущий технический директор Williams и спортивный глава McLaren, Джон Айли, позже возглавлявший департамент аэродинамики в McLaren, Ferrari и , доктор и конструктор Джон Маккуиллам.
Стоит ли удивляться, что шасси Jordan 199 удалось на славу?
JordanФото: Reddit
Что касается состава команды, то мы стали свидетелями захватывающей истории возвращения. Френтцен, некогда обладавший репутацией подающего надежды таланта (несмотря на то, что разговоры о его доминировании над  в годы партнерства по спорткарам за Mercedes были всего лишь мифом), два предыдущих года провел в команде Williams, но не смог проявить себя за рулем их не самой быстрой машины.
Немецкий гонщик решил остановить свой выбор на Jordan — амбициозном, но не хватащим звезд с неба частном коллективе. Надо сказать, он сразу сработался со своим инженером Сэмом Майклом и стал оправдывать ожидания.
«У Хайнца была запредельная мотивация, ведь его только что ушли из топ-команды. Он хотел во что бы то ни стало заявить о себе в полный голос», — вспоминал Сэм.
Что касается напарника Френтцена по команде, то им стал , тремя годами ранее завоевавший чемпионский титул с Williams. Увы, карьера англичанина в тот момент уже явно шла на спад, и с середины сезона он откровенно докатывал чемпионат до пенсии.
По сути, Хайнцу-Харальду пришлось в одиночку отстаивать честь желтых в том сезоне. И это ему удавалось отменно. Немец великолепно сросся с новым шасси, кроме того, команда применяла разные тактические ухищрения, и в этом ей помогло то, что Хайнц отлично умел экономить топливо и шины, если было нужно.
И первый раз всё сошлось воедино на Гран При Франции в Маньи-Куре, где Френтцену удалось проехать всю дистанцию, совершив при этом на один пит-стоп меньше своих основных соперников. В той гонке команда Jordan продемонстрировала чудеса выдумки — они выделили отдельного человека с мобильным телефоном в руках, в функции которого входило исключительно информирование капитанского мостика об изменениях погодных условий.
Но даже после этой победы о возможной борьбе за титул речи не шло. Во время пресс-конференции в рамках Гран При Германии журналисты спросили Хайнца о том, как он оценивает свои шансы на чемпионство, на что немец с трудно скрываемым удивлением ответил: «Шансы на что?!»
Стоит отметить при этом, что Jordan в тот год явно благоволили обстоятельства в виде проблем у конкурентов. В Сильверстоуне один из главных претендентов на титул Михаэль Шумахер сломал ногу, в связи с чем пропустил шесть этапов во второй половине чемпионата. Этот факт в частности открыл дорогу к защите титула действующему чемпиону серии из McLaren. Хотя к чести финна надо сказать, что и до травмы немца он лидировал в личном зачете.
Но и у Мики сезон не обошелся без проблем. В Сильверстоуне у него отвалилось колесо, в Австрии его выбил с трассы собственный напарник по команде , а в Германии на его машине взорвалась покрышка.
На Гран При Венгрии Хаккинен, наконец, выиграл, но проблемы он своей победой не отогнал. В Бельгии финн смог стать только вторым, уступив напарнику в контактной борьбе, а затем была Монца…
Хайнц-Харальд Френтцен, Монца-1999Фото: Eddie Jordan
Главным соперником Мики в тот момент был напарник Шумахера по Ferrari . Перед Сильверстоуном ирландец проигрывал немцу всего шесть очков, а после травмы напарника унаследовал вторую строчку в личном зачете.
В Австрии и Германии Эдди одержал две победы кряду и вышел в лидеры чемпионата с опережением Хаккинена на восемь баллов. Проблема состояла в том, что после травмы Михаэля команда Ferrari полностью сосредоточилась на машине следующего года. Но к самому Ирвайну никаких вопросов не было.
«Я допускал ошибки, Мика допускал ошибки, наши команды тоже ошибались, — вспоминал Эдди. — Однако у нас не было быстрой машины, а у McLaren была. Да, у меня возникало меньше проблем с надежностью, и я все же меньше ошибался, чем он. Но это было состязание зайца с черепахой».
В Монце все ожидали, что Мика Хаккинен сделает то, что и должен, а именно вновь выйдет вперед в чемпионской гонке. Финн лидировал, стартовав с поула, тогда как Френтцен держался в паре секунд позади, выжидая ошибку соперника. И она произошла. На одном из кругов финн сбросил на одну передачу больше положенного перед первой шиканой, в результате оказавшись в гравии.
Гран При Италии-1999. Мика Хаккинен о самой обидной ошибке в карьере
Хайнц-Харальд выиграл ту гонку, а Ирвайн, которому не хватало скорости, смог финишировать лишь шестым. В этот момент у любителей сенсаций появилась первая надежда на лакомый кусочек в виде победы в сезона явного аутсайдера чемпионской гонки. На тот момент у Хаккинена и Ирвайна было по 60 очков в активе, а у Френтцена — 50. По сути, дистанция одной победы.
А могла эта разница быть еще меньше. В Имоле немца развернуло на трассе на масле из машины Ирвайна, а в Канаде он сошел с дистанции из-за проблем с тормозным диском. В команде также рассчитывали получить два очка в Испании, но подшипник приводного вала был против.
Сам Френтцен по крайней мере не допускал ошибок, в отличие от своих соперников в борьбе за титул. К тому же, для финала сезона в Японии Mugen-Honda готовила специальную версию двигателя, которая должна была помочь немцу.
Как бы то ни было, после победы в Монце Хайнц-Харальд завоевал поул на следующем этапе на Нюрбургринге, оставив дуэт McLaren позади на 0,266 и 0,466 секунды.
Тот этап вообще стал своеобразным отражением всего сезона для Jordan в миниатюре, который характеризовался расчетливостью и скоростью. Плюс отменные стратегические решения и полное спокойствие во время вмешательства погодных катаклизмов.
«Это была трасса для машин с высокой прижимной силой, и многие заранее сбросили нас со счетов, — вспоминал Гаскойн. — Но наша машина была быстра на протяжении всего уик-энда. Мы взяли поул, провели отличный старт, лидировали на протяжении 35 кругов (впервые в истории команды), отлично провели пит-стоп и сохранили первое место после него».
JordanФото: twitter.com/legendarysf1
Но… На машине Jordan в том году стояло хитрое устройство для помощи гонщикам при старте. И заглохший двигатель на шасси Хилла на первом же круге был предвестником краха для команды.
Гонщики должны были помнить об этом устройстве и деактивировать его в первые 10 секунд после трогания машины с места. Деймон забыл об этом, что стало причиной схода в самом начале дистанции. Френтцен, выезжая с пит-стопа, активировал это устройство, хотя это было совсем не обязательно. И… конечно, забыл отключить его. На этом его гонка была завершена.
Если бы Хайнц выиграл ту гонку, в которой Хаккинен финишировал пятым, а Ирвайн — седьмым, все трое практически сравнялись бы по очкам за два этапа до финиша.
«Да, если бы мы приехали к финишу первыми на Нюрбургринге и сохранили позитивный импульс в Малайзии, концовка чемпионата могла сложиться для нас совсем иначе», — заметил Сэм Майкл.
«Это был огромный психологический удар для всей команды, ведь гонка в Нюрбурге была у нас в кармане, она была наша», — добавил .
«Проигрыш в Германии очень сильно сказался на Френтцене», — подытожил Гаскойн.
На следующем этапе — дебютном для Формулы 1 в Малайзии — Хайнц-Харальд квалифицировался только 14-м. Всё у гонщика Jordan тогда пошло не так: на основной машине разболтался подголовник, а на запасной, в которую пересел немец, возникли проблемы с тормозами. В гонке Френтцен сумел пробиться сквозь пелотон и финишировал шестым при победе Ирвайна. Мика стал третьим.
В финальной гонке сезона в Сузуке Хайнц стартовал и финишировал четвертым, тогда как победа и второй титул достались Хаккинену.
В результате отставание Френтцена от чемпиона на финише чемпионата составило 22 очка, и команда заняла третьи места в обоих зачетах. Выше коллектив Эдди Джордана не поднимался в Кубке конструкторов ни до, ни после этого.
«В том году Хайнц ехал просто фантастически, — отметил глава технического департамента Майк Гаскойн. — Он просто пилотировал машину, а не пытался ее менять. Интересно, что на старте следующего сезона в Австралии он начал заявлять что-то типа «Я хочу больше влиять на аэродинамику», хочу то, хочу сё… Мне кажется, он утратил концентрацию и вернулся на свои прежние рельсы. А в 1999-м он просто пилотировал машину».
В сезоне-2000 дела команды пошли на спад. Mugen произвела не самый надежный мотор, а машине не хватало скорости в целом. В результате команда набрала за сезон всего 17 очков (по одному на каждый этап) и скатилась на шестой место в Кубке конструкторов, уступив даже BAR.
Хуже того, в 2000-м Гаскойн покинул команду, перейдя в Renault, и увел с собой целую группу технических специалистов.
Мировая экономика на стыке тысячелетий испытывала очередной кризис, а в Формуле 1 появились сильные производители, в связи с чем расходы в спорте серьезно повысились. Jordan уверенно катилась по спирали вниз, и в середине 2001-го Френтцен был отчислен из команды.
«О тех временах у меня остались счастливые воспоминания, но с примесью грусти», — подвел итог Эдди Джордан…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.gptoday.com/full_story/view/692185/?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+totalf1-recent+%28GPToday.com+-+Recent+Formula+1+News%29 Хайнц-Харальд ФрентценФото: twitter.com/c4f1
Видео дня. Три футбольных матча состоятся в Москве
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео