Евгения Медведева выбрала «Маскарад» для новой короткой программы. Чем опасен такой выбор
В конце декабря 2019 года казалось, что в номинации «Главная драма сезона» — у Евгении Медведевой досрочная победа. Из борьбы на важнейшем чемпионате России ее выбили не четверные бывших одногруппниц, а собственный конек, который сломался так некстати. В марте 2020 стало понятно: Медведева и правда выиграла, но кое-что поважнее — время. Пока в сборной готовились к чемпионату мира, который в итоге не выдержал конкуренции с коронавирусом, Женя работала над новыми постановками. С произвольной программой, как и год назад, помогла Ше-Линн Бурн. С музыкой определились еще в декабре — «Алегрия» Цирка Дю Солей. Постановку короткой программы Медведева доверила Джеффри Баттлу. В 2006 канадец выиграл бронзу Олимпийских игр, а в 2008 неожиданно для многих стал чемпионом мира, не исполнив ни одного четверного прыжка. Судьи всегда достаточно высоко ценили его хореографические способности. После завершения карьеры Джеффри начал работать постановщиком. Золото Сочи и Пхенчхана японец Юдзуру Ханю выигрывал с короткими программами от Баттла. Выбор Медведевой и Баттла — вальс «Маскарад» Арама Хачатуряна. И для Жени это очередной вызов. Sport24 объясняет, в чем подвох. Музыка с историей Для фигурного катания «Маскарад» — знаковое произведение. Первые советские чемпионы в танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков выбрали вальс для своего прощального сезона. И заслужили высокую оценку от самого композитора: «Когда я увидел, как танцуют этот вальс Пахомова и Горшков, то был очарован ими. Меня поразило, как точно и тонко они почувствовали то настроение, которое я вкладывал в это произведение. Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины Арбениной, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает: «И сердце сжалося: не то, чтобы печаль, не то, чтоб радость». По пьесе Лермонтова, судьба Нины предрешена. Она должна погибнуть. И поэтому вальс, хотя и звучал на великосветском балу, задумывался мной как произведение трагическое». Образ Нины Арбениной, созданный Людмилой Пахомовой, до сих пор считается эталонным. Другие чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков привезли «Маскарад» в олимпийский Сочи. Но, избегая сравнений с Пахомовой и Горшковым, придумали оригинальную сюжетную линию и подключили другой женский образ из пьесы Лермонтова. Получился не затаенно-грустный вальс Арбениной, а яркая история знакомства Звездича и баронессы Штраль. Правда, такую интерпретацию приняли не сразу. «Во время контрольных прокатов нам пошагово показывают наше выступление, и вдруг начинается критика, — вспоминает Траньков в автобиографии. — «Маскарад» ужасен. Тарасова говорит, что нет трагизма. Я отвечаю, что мы играем других персонажей. Она: я знаю, как писалась музыка, она трагична. Я всегда прислушивался к Тарасовой, но тут был категорически не согласен и завелся». В итоге, отстаивая свой «Маскарад», Волосожар и Траньков оказались настолько убедительны, что несколько раз обновляли мировой рекорд и выиграли сразу два золота Сочи-2014. А олимпийский музей в Швейцарии попросил передать ему на хранение костюмы, сшитые для программы. Выбирая «Маскарад», Евгения Медведева обрекает себя на неизбежные сравнения с чемпионскими образами из прошлого. Переиграть Пахомову или Волосожар — по-настоящему сложная задача. Закрытая позиция «Маскарад» идеально подходит танцорам. Вальс — это привычные для них 3 счета. Спортивные пары, например, раскладывают все на «1-2-3-4». Подвох, с которым столкнулись Волосожар и Траньков. «Когда нам объяснили, что наш расклад на «1-2-3-4» режет глаз, мы начали звонить всем тренерам по танцам. Мы шли на золото Олимпийских игр и думали, что любой согласится. Мы готовы были привезти тренеров в Сочи за свой счет, потому что не могли никуда уехать, но нам шел отказ за отказом. Пришлось самим — перекладывали все под правильный вальсовый счет. Катали макетами и с элементами. Музыка на повторе». Одиночникам еще тяжелее. Вальс предполагает исполнение в закрытой позиции. Эта — одна из главных характеристик танца для них просто недоступна. Чтобы передать характер вальса, в одиночном катании остается использовать только определенные шаги — вальсовые тройки, кросс-роллы или беговые. Понимая это, постановщики редко предлагают «Маскарад» для сольного исполнения. У женщин до Медведевой на топ-уровне вальс Хачатуряна звучал дважды: в сезоне-2000/01 Елена Соколова попадала с ним на подиум на этапах Гран-при, а в сезоне-2009/10 Мао Асада стала вице-чемпионкой Олимпийских игр. Правда, программу последней беспощадно критиковали на протяжении всего сезона. Усмирить критиков получилось только прокатом в Ванкувере, во время которого японская фигуристка исполнила каскад из тройного акселя и двойного тулупа. Серьезный уровень даже по нынешним меркам. Отсылки к «Карениной» Два года назад, переезжая в Канаду, Евгения Медведева обещала измениться. И все это время старательно избавлялась от наследия «Хрустального». Получалось не всегда. Танго в сезоне-2018/19 смотрелось настолько неорганично, что от него пришлось отказаться еще до чемпионата России. В короткой программе сезона-2019/20 даже самых преданных фанатов смущал хорошо знакомый хореографический почерк Ильи Авербуха. В ожидании «Маскарада» многие уже сейчас вспоминают другой классический образ в исполнении Жени. Избавиться от этих аналогий с «Карениной» — бесценно. И потому — особенно сложно. Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене