Ещё

Первые спонсоры и деньги «Спартака», «OCRIM», «Jindo», «Лукойл», «AKAI», Нечаева, Бойко 

Первые спонсоры и деньги «Спартака», «OCRIM», «Jindo», «Лукойл», «AKAI», Нечаева, Бойко
Фото: Чемпионат.com
Из-за спонсоров «красно-белых» клуб лишался легендарного ромбика. И, возможно, убивали людей. Лонгрид «Чемпионата».
Сегодня нам сложно представить формы топ-клубов без присутствия на них титульного спонсора. Но так было не всегда. В Англии, например, титульное спонсорство было легализовано лишь в сезоне 1977/1978 годов. А к нам тенденция пришла почти через десять лет после англичан. Первым российским клубом, получившим самостоятельный спонсорский контракт, был . История коммерческих отношений «красно-белых» выдалась интереснейшей: — На закате СССР одинакового титульного спонсора одновременно получили сразу шесть команд — наносить рекламу на форму обязали сверху. — Первый самостоятельный контракт «красно-белые» заключили с корейским брендом одежды. «Спартак» даже летал в Корею ради товарищеских матчей (один из которых получился договорным). — Владельцем фирмы «Unipack» — третьего спонсора «Спартака», был французский бизнесмен. Он помогал журналистам, подарил клубу автобус, а позже обвинялся в незаконной транспортировке нефти в обход и был замешан в итальянском уголовном деле против мафии. — «Спартаку» долго помогала дочерняя компания , её глава просил разрешение на спонсорство у премьер-министра России Черномырдина. — За счёт «Спартака» рекламу получил и финансовый концерн «Olbi» — одна из финансовых пирамид 90-ых. В её структуре работали настоящие криминальные авторитеты. — Самый известный спонсор «Спартака» тех времён — компания «AKAI». Но, возможно, именно из-за контракта с японской фирмы, гендиректор клуба Лариса Нечаева лишилась жизни.
Первые титульные спонсоры у советских команд были одинаковыми — шесть представителей страны в еврокубках обязали рекламировать итальянские фирмы
Первым советским клубом, разместившим у себя на форме спонсорскую рекламу, было киевское . Это произошло в четвертьфинале Кубка Чемпионов сезона 1986/1987 годов, когда киевляне играли с турецким «Бешикташем». Тогда на майках советских футболистов появилась реклама американской фирмы «Сommodore international» — компании, занимавшейся продажей персональных компьютеров.
В следующем сезоне титульный спонсор появился сразу у шести клубов из СССР. Но есть несколько нюансов. — Название спонсора на форму поместили киевское, минское, московское и тбилисское «Динамо», московский «Спартак» и . Это клубы, представлявшие страну в еврокубках. Во внутреннем чемпионате в футболах с титульным спонсором команды не играли. — У всех клубов был один и тот же спонсор — итальянская фирма «Ocrim SPA», занимающееся производством мельничного оборудования.
— Клубы не имели финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме — указание поместить рекламу на форму спускалось сверху от «Совинтерспорта» (бывшего «Союзспортобеспечение»). Эта организация сначала занималась закупкой из заграницы спортивной одежды и инвентаря для советских спортсменов, а потом — продажей наших игроков за рубеж. Ещё фирма организовывала сборы и турниры за пределами СССР. Кстати, заместителем гендиректора компании был  — нынешний глава . Именно в футболках с «Ocrim SPA» «Спартак» потерпел громкое поражение от бременского «Вердера», пропустив шесть мячей
Видео можно посмотреть на «Чемпионате»
В 1988 году «Ocrim SPA» сменила другая итальянская фирма — «Danielli». Но и тогда спонсор был один на несколько команд. С названием итальянской фирмы на форме играли только представители СССР в еврокубках. Кстати, компания «Danieli» существует до сих пор — фирма занимается поставками оборудования и установок для металлообрабатывающей промышленности.
Одним из людей, близких к «Спартаку» в то время, был Михаил Ширинян — внук создателя «Спартака» . Также он работал в «Совинтерспорте». — Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты, — вспоминает он, — обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт» — организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они».
Первый самостоятельный контракт «Спартак» заключил в Южной Кореи. Туда «красно-белые» ездили ради коммерческих матчей, а заодно получили спонсора — фирму «Jindo», производившую модную одежду
Первым самостоятельным спонсором «Спартака» стала корейская фирма «Jindo», это произошло в 1989 году. А благодарить за него «красно-белым» стоит в том числе Шириняна — именно его связи в Южной Кореи помогли москвичам получить щедрого спонсора: — В 1986 году я ездил в Корею вместе с  — мы проверяли футбольные поля в рамках подготовки к Олимпийским Играм. Встречались там с высокопоставленными людьми, и, на одной из такой встреч я договорился, что привезу в Корею «Спартак».
Один из первых отечественных агентов — Владимир Бениашвили, рассказывал, что корейская фирма модной одежды «Jindo» в те времена очень хотела выйти на советский рынок. «Моспрофспорт», возглавляемый Бениашвили, этому поспособствовал: «Мы договорились — если поможем им выйти на наш рынок, то они станут спонсорами „Спартака“, — вспоминает агент в интервью „Спорт-Экспрессу“, — эту идею поддержал тогдашний председатель московских профсоюзов . В первый год корейцы заплатили „Спартаку“ 250 тысяч долларов, а во втором сезоне сумма возросла до 300 тысяч» (но сотрудничество клуба с «Jindo» продлилось меньше — прим. «Чемпионата»).
У «красно-белых» с корейцами вообще сложились отличные отношения — «Спартак» на протяжении трёх лет ездил туда ради коммерческих товарищеских матчей. В первую поездку и был подписан контракт с «Jindo». А одна из этих игр — со сборной Южной Кореи, вообще была договорной. Первый из двух матчей «спартаковцы» выиграли 4:0, поэтому перед вторым президент федерации местного футбола попросил «спартаковцев» сыграть вничью — для поднятия уровня корейского футбола. Сначала москвичи отказались. В ответ корейцы за заветный результат предложили «красно-белым» видеомагнитофоны, и «Спартак» сыграл 2:2.
Видео можно посмотреть на «Чемпионате»
Союз «Спартака» и корейской фирмой мог бы быть долгим, но уже через год у команды появился новый спонсор. А вот одежду марки «Jindo» в Кореи можно купить до сих пор.
Самый загадочный спонсор «Спартака» — «Unipack». Владелец фирмы разъезжал по Европе на дорогущем «Мерседесе», подарил клубу автобус, а ещё обвинялся в незаконной транспортировке нефти в обход ООН и связью с итальянской мафией
В октябре 1990-го на футболках игроков «Спартака» появилась новая надпись — «Unipack». Это была реклама французской фирмы, занимающейся упаковкой. Вот, как это случилось: — Председатель городского совета «Спартака» Шляпин за нашей спиной подписал договор с фирмой «Unipack», чем поставил «Моспрофспорт» в неприятное положение, — рассказывал в интервью «Спорт-Экспрессу» Бениашвили, — мы даже хотели с ним судиться. Но Николай Петрович Старости попросил не поднимать скандала. Отказать такому человеку не могли. Любопытно, что на какое-то время с формы «Спартака» исчезал даже легендарный ромбик. Вместо него на груди футболистов красовалась эмблема французской фирмы.
Но главное — это не сама компания, а её первое лицо: Мирко Шишович — французский предприниматель сербского происхождения. По словам бывшего администратора «Спартака» Александра Хаджи, Шишович был другом Юрия Шляпина, президента «красно-белых» на тот момент. «Unipack» подослал нам большой автобус, помогал с формой, — вспоминает Хаджи, — всячески помогал нам выжить. Без спонсоров тогда было трудно».
При этот Шишович реально болел за «Спартак» и ходил на его игры. А потом раздавал журналистам комментарии, как сейчас делает . Например, после игры в кубке с финским «Миккели»: «Во втором тайме „спартаковцы“ показали суперфутбол, а в первом были похожи на туристов», — отшучивался он.
Видео можно посмотреть на «Чемпионате»
Эти слова француз произнёс в разговоре с  — журналистом «СЭ», известным своей близостью к «Спартаку». А вот так о спонсоре вспоминает сам Трахтенберг: — «Unipack» вообще занимался разными направлениями бизнеса. С его руководителем — Мирко Шишовичем, мы были в добрых отношениях. Вот вам конкретный пример: осенью 90-го «Спартак» играл в Италии с «Наполи», на матче из советских журналистов был только Евгений Майоров и я. Против команды Марадоны мы сыграли 0:0. После матча мне нужно было ехать в Милан на десятидневную стажировку в «Gazetta Dela Sport». Но вот проблема — как побыстрее добраться из Неаполя в Милан?
Видео можно посмотреть на «Чемпионате»
После игры «Спартака» был командный ужин в ресторане, а потом мы с Шишовичем проводили футболистов в аэропорт. Там он спросил: «Какие у тебя планы?». Я рассказал ему про Милан, где мне надо было быть к утру. «Нет проблем, — ответил Мирко, — я за рулём и еду во Францию, по дороге закину тебя в Милан».
За ночь мы пересекли Италию с юга на север. Это неудивительно — спортивный «Мерседесовский» ярко-красный кабриолет Мирко мчался с такой скоростью, что дух захватывало. А когда он предложил мне сесть за руль, я отказался — это могло, во всех смыслах, дорого мне обойтись. По пути мы заскочили в Модену, где Мирко встречался со своим партнёром по обувной фабрике. А в Милане он сориентировал меня по поводу отеля, располагавшегося по близости от «розовой газеты». После десяти дней в городе я, вместе со сборной СССР, перелетел в Рим, и освещал матч сборной СССР против итальянцев. Вот так, с лёгкой руки Мирко, я перевыполнил свои планы на эту командировку.
Но обувная фабрика — не единственный вид деятельности бизнесмена. Зарубежные СМИ писали, что через «Unipack» проходили деньги от продажи иракских нефтепродуктов в обход санкций ООН. А торговали ими через Иран.
В Италии же фамилию Шишовича связывали с мафией. В 2006 году в Палермо местная прокуратура, в поисках денег мафиози, начала расследование относительно фирмы «Сирко», торговавшей газом. «Сирко» была связана с украинской компанией «Ревне», президентом которой как раз и был Мирко Шишович. Более того, в той мутной истории был замешан даже «Газпром» (якобы компания «Ревне» была промежуточной точкой в схеме продажи газа от «Газпрома» к «Сирко»), а «Новая Газета» делало на эту тему целое расследование. Впрочем, до серьёзных обвинений «Газпрома» и «Ревне» дело тогда не дошло. А присутствие Шишовича в этой истории скорее говорит не о каких-то нелегальных действиях француза, а о сфере его деятельности. Но к «Спартаку» в тот момент он отношения уже не имел — спонсорство закончилось осенью 1993 года.
После «Unipack» в клуб пришёл «Уренгойгазпром» — дочка «Газпрома» помогала «Спартаку», выделяя газовый конденсат. Глава компании болел за «красно-белых» и арендовал для команды самолёт
В 1994 году вместо надписи «Unipack» на футболках «спартаковцев» появилась белая полоса — ей просто заклеили название бывшего спонсора «красно-белых». Новую форму команде сшить не успели, а рекламировать французскую компанию было уже не нужно.
В 1994 году вариантов форм у «Спартака» было несколько — и с белой полосой без спонсора, и с рекламой двух других компаний — «Уренгойгазпром» (дочкой главного «Газпрома») и «Olbi». Про сотрудничество «красно-белых» с «Уренгойгазпромом» в книге «Романцев. Правда обо мне и „Спартаке“ рассказывал , генеральный директор клуба с 1997 по 2001 год: — Когда я пришёл в „Спартак“, в собственности у клуба был только автобус — и больше ничего. База в Тарасовке принадлежала профсоюзам. И потом при содействии руководителя московских профсоюзов Александра Петлина она была передана „Спартаку“. Всё, что было связано с добычей денег, ложилось на мои плечи. Бюджетных средств в „Спартаке“ не было ни копейки. Хвала Риму Султановичу Сулейманову, главе „Уренгойгазпрома“. Он платил нам порядка миллиона долларов в год.
Легенда „Спартака“ вспоминал, что разрешение спонсировать „красно-белых“ Рим Сулейманов получал у тогдашнего премьер-министра России . А Сулейманов помогал клубу не только финансово, но и арендовал для команды самолёт: „Летайте, самолет проверенный, хороший, — цитировал Сулейманова Хаджи в книге Романцева „Романцев. Правда обо мне и „Спартаке“. — К тому же в Жуковском нет заморочек с оформлением. Только заранее говорите, когда он вам нужен, и я буду подстраиваться под вас. Я, если что, найду себе замену“.
При этом „живых“ денег от „Уренгойгазпрома“ „Спартак“ тогда не получал — компания давала лишь газовый конденсат, а Заварзин с будущим спортивным директором клуба перерабатывали его через . Так клуб и получал финансирование. Но если Заварзин говорил, что «Спартак» приобретал от этого сотрудничества около миллиона долларов в год, то  — будущий президент «Спартака», называл сумму больше — 1 млн 250 тыс.
В 1994-м был ещё один спонсор — «Olbi». Рекламу этой фирмы крутили по всем каналам, а компания оказалась финансовой пирамидой. В структуре концерна были члены ОПГ «Солнцевские»
Но «Уренгойгазпром» был не единственным спонсором «красно-белых» в 1994-м. Осенью «Спартак» играл в Лиге чемпионов — в соперниках у россиян были «Бавария», «ПСЖ» и киевское «Динамо». Специально под еврокубки у «спартаковцев» появился ещё один спонсор — команда стала рекламировать финансовый концерт «Olbi».
«Olbi» открыл российский предприниматель  — друг бывшего заместителя председательства правительства страны и лидера партии «Демократический выбор России». Об Олеге Бойко в российском интернете можно найти много разной информации. Например, сайт rucriminal, с ссылкой на архивы , заявляет, что «в период учебы в  Бойко входил в состав группы „кидал“, которые промышляли в районе валютных магазинов „Березка“, подыскивая доверчивых клиентов и занимаясь „ломкой“ (обмане при обмене сертификатов на валюту и рубли)». При этом там же можно прочитать, что многие члены ОПГ «Солнцевские» работали в структуре «Olbi», а именно «использовались для указания силового давления на конкурентов». Любопытно, что управляющим магазинами «Olbi-дипломат» (входила в концерт) в те времена был . С 2011 по 2016 год он будет занимать должность губернатора Тульской области и финансово поддерживать местный «Арсенал».
В майках с рекламой «Olbi» «Спартак» играл только в Лиге Чемпионов (и лишь однажды вышел в таких футболках на матч чемпионата России — против сочинской «Жемчужины»). Скорее всего, это связано с рекламой, которую хотел получить финансовый концерн. Еврокубковые игры с участием «Спартака» — отличный способ получить дополнительную телевизионную аудиторию. А сама реклама, слоганом которой был «Купите себе немного Olbi», у многих ассоциируется с тем временем.
Сотрудничество «Спартака» и «Olbi» долгим не получилось — в 1995 году постоянным титульным спонсором «Спартака» стал «Уренгойгазпром». Да и сам концерн долго не прожил — в 1997 году в отношении его руководства возбудили уголовное дело (правда, в 2003 году его прекратили), а в 2002 году фирму признали банкротом. Сейчас же акции компании можно купить, в качестве документа эпохи, на «Авито». Всего за 500 рублей.
Последний спонсор «Спартака» перед эрой «Лукойла» — «AKAI». Майки с логотипом компании стали легендарными, а гендиректора клуба Ларису Нечаеву, по одной из версий, убили именно из-за этого контракта
В 1997 году у «Спартака» появился новый спонсор — известный во всём мире японский производитель электроники «AKAI». Лариса Нечаева, генеральный директор «Спартака» на тот момент, так рассказывала об этом контракте: — «Спартак» не ищет спонсоров, — цитирует Нечаеву «Коммерсантъ», — это была инициатива «AKAI». К нам по этому поводу обращается много фирм, и получается своеобразный конкурс. В данном случае лучшие условия предложила японская фирма.
Сумму контракта в 1997-м никто не называл, хотя шутил на пресс-конференции, что с деньгами «AKAI», «Спартак», в отличие от «», мог бы удержать Эрика Кантона. Но о цифрах позже рассказал Юрий Заварзин: японцы платили клубу около миллиона долларов в год. Важно, что «AKAI» стал генеральным спонсором клуба, но «Уренгойгазпром» также продолжал помогать «Спартаку» — до 2007 года.
«AKAI» запомнился болельщикам «красно-белых» из-за легендарных футболок с логотипом спонсора. Клуб должен был продавать реплику форм из-за контракта с «Adidas» (что приносили «Спартаку» около 5% бюджета — по версии sports.ru), а из-за популярности команды форму стали нелегально производить и продавать на рынках — так «AKAI» ушла в народ.
Именно в футболках с «AKAI» «красно-белые» обыгрывали амстердамский «Аякс»
Видео принадлежит официальному каналу «Аякса»
Но контракт «Спартака» с японским производителем электроники, возможно, оказался роковым для Ларисы Нечаевой. 15 июня 1997 года она и её подруга Зоя Рудзате были убиты на даче Нечаевой во Владимирской области. По одной из версий, преступление было заказным и связано именно с японской фирмой: «Лариса — человек неопытный, — вспоминает Александр Хаджи, — думала, что деньгами можно не делиться. На неё вышли иностранные агенты „AKAI“, предложили сотрудничество. Но при заключении контракта агенты эти должны были получить свою долю. А Лариса их кинула, заключив контракт с фирмой напрямую». В 1999-м году «AKAI» обанкротилась, а «Спартак» стал искать нового спонсора. Им стал «Лукойл» — первый контракт с нефтяниками клуб подписал в 2000 году, и сотрудничество продолжается до сих пор.
Несмотря на наличие спонсоров в ту эпоху, в 90-ые «Спартак» выживал скорее за счёт продажи футболистов в иностранные клубы и прибыли от выступления в Лиге чемпионов. Но трудности всё равно были — продавать игроков получалось не всегда, да и в еврокубках случались провалы. Так что любые спонсорские деньги были для команды на вес золота.
Видео дня. Дубль Мане принес победу «Ливерпулю» над «Челси»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Главное сейчас