Войти в почту

Популяризатор истории Торнтон Уайлдер

Торнтон Найвен Уайлдер родился 17 апреля 1897 года в Мэдисоне (штат Висконсин) в насквозь литературной семье: у издателя Амоса Паркера Уайлдера и журналистки Изабеллы Найвен Уайлдер. Не только Торнтон, но и его младшая сестра Изабель стали писателями, а старший брат Амос – профессором богословия. Семья Уайлдеров жила некоторое время в Китае, куда отец был направлен по дипломатической части. В Китае Торнтон начал учиться в школе для английских детей. Но матери с детьми пришлось вернуться в Америку из-за нестабильной политической ситуации в Китае, где как раз формировались социалистические течения. Доучиваться писателю пришлось на родине. С образованием у него, в отличие от многих собратьев по перу, все было отлично: Торнтон Уайлдер завершил полный курс образования, получил степень магистра, сам читал лекции по сравнительному литературоведению в Чикагском университете, преподавал литературу в самом Гарварде – и ряде других университетов. Фото: thorntonwilder.com Во время Первой мировой войны Торнтон Уайлдер служил в Береговой охране США. Во Второй мировой писатель тоже участвовал, причем был удостоен звания полковника и нескольких наград. Но по текстам Торнтона Уайлдера, опять же в отличие от книг многих авторов, прошедших войну, его боевой опыт вряд ли заметен. Писателя в гораздо меньшей степени интересовали зарисовки из жизни и непосредственные события, сколько их переосмысление и влияние на людей, на сферу человеческого разума и духа. Единственный роман Торнтона Уайлдера, который имеет "военное" начало (и то больше политическое) – это "Мартовские Иды" 1948 года, посвященный итальянскому писателю-антифашисту Лауро де Босису. Но этот роман в той же степени можно отнести и к истории Древнего мира: недаром он носит название недели, когда сенаторы убили Юлия Цезаря. Это философский роман о природе власти, где Уайлдер проводил параллели между диктатурой Цезаря и диктатурой Бенито Муссолини. По такому же принципу он построил аналогию поэта и авиатора Лауро де Босиса, разбившегося в своем последнем рейсе в 1931 году, и культового античного поэта Катулла. К исторической, античной части "Мартовских ид" у специалистов было много претензий к автору – Торнтон Уайлдер позволил себе достаточно домыслов и вольностей, которые искусно перемешал с подтвержденными фактами. Но оправданием писателю может служить то, что он и замышлял не научный труд, а историческую реминисценцию, основной смысл коей – философский. К тому же силой своего воображения он заметно популяризовал историю. Фото: ruslania.com "Мартовские иды" – поздний роман уже зрелого писателя. Начиналась его литературная стезя с романа "Каббала" 1926 года о молодом человеке, впервые приехавшем в Рим и столкнувшемся с тайным обществом "Каббалой", собравшим богатых, влиятельных, едва ли не обладающих демонической властью римлян. В безымянном герое-рассказчике заметны автобиографические черты и события из жизни самого Уайлдера, в первый раз посетившего Рим в начале 1920-х годов. Также литературоведы полагают вероятной параллель, если не тождество, героя первого романа Уайлдера с центральным персонажем его последней книги - "Теофилом Нортом" (роман называется его именем). В "Каббале" тоже много исторических апелляций, так, что книге приданы обширные комментарии историков. Видимо, тогда Торнтон Уайлдер ощутил вкус к популяризации истории. Дебютный роман молодого американского автора публика восприняла доброжелательно, и он превратился в многообещающего писателя. Уайлдер тут же принялся за следующую книгу. Это был "Мост короля Людовика Святого" 1927 года. Роман принес сочинителю коммерческий успех и первую Пулитцеровскую премию в 1928 году. События романа происходят в Перу в XVIII веке: между Лимой и Куско обрушился висячий мост, погибли пять человек. Монах-францисканец Юнипер пытается разобраться, был ли в гибели этих несчастных Божий промысел, и почему именно они пострадали. Он выясняет подробности жизни погибших и пишет книгу о трагедии, попутно "измеряя" христианские качества покойных. Но церковь признает его писание еретическим и сжигает вместе с автором. Вторую и третью Пулитцеровские премии Уайлдеру принесли пьесы: "Наш городок" и "На волосок от гибели". Пьесы Торнтон Уайлдер писал наравне с романами. Его перу принадлежат драматические произведения "И зазвучит труба", "Ангел, возмутивший воды, и другие пьесы", "Купец из Йонкерса", "Алкестиада, или Жизнь в солнечном свете" и "Сваха", ставшая основной для популярного мюзикла "Хелло, Долли!". Более того – Уайлдер сочинял и киносценарии. Сценарий к своему триллеру "Тень сомнения" Торнтона просил написать сам Альфред Хичкок. Писатель восхищался этим кинорежиссером и выполнил его просьбу. Налицо успешный пример творческого сотрудничества. Торнтон Уайлдер. Фото: twitter.com Помимо Пулитцера, на счету Торнтона Уайлдера была Национальная книжная премия 1967 года за роман "День восьмой" – произведение, начинающееся как детектив и "судебный" роман, но восходящее к философскому вопросу: "И вправе ли мы надеяться, что однажды придет пора, когда в человеке-животном окончательно восторжествует духовное начало?" Увлечение, если не служение философии в своих текстах привело Уайлдера к своего рода преклонению перед Жан-Полем Сартром. Писатель и философ познакомились, когда Сартр читал лекции в США. Уайлдер попал под влияние экзистенциализма, в этом русле и написан его последний роман "Теофил Норт". Книга вышла в 1973 году. А в 1975 году Торнтон Уайлдер умер. Он скончался во сне. По распространенному поверью, такой кончины Бог удостаивает только праведников. Видимо, популяризация истории – если бы кто-то "взвесил" ее, подобно монаху Юниперу – воистину праведное деяние.

Популяризатор истории Торнтон Уайлдер
© Ревизор.ru