Видео из ванной и анализы почтой: как в США тестируют спортсменов на допинг в эпоху коронавируса

Как тестировать на допинг во время пандемии коронавируса, когда действует режим самоизоляции? Если допинг-офицеру нельзя приехать к спортсмену домой, как это происходит обычно? Ведь оставлять атлетов без контроля крайне рискованно. Выход нашли в США: с 1 апреля там стали проверять на допинг по видеосвязи. Это сложная и необычная процедура, которая вызывает много вопросов. Что представляет собой виртуальное тестирование, насколько оно честно и может ли такой способ появиться в России, разбиралась «Лента.ру».

«Ты должен быть классным мошенником»
© Susan Walsh / Getty Images

«Нужно беспокоиться из-за тех, кто хочет обмануть систему»

Коронавирус парализовал спорт. Остановлены все турниры и перенесены все соревнования, тренировочные базы закрыты на карантин, а допинг-офицеры давно не стучат в дверь атлетов. Единственное, что они обязаны делать, — отмечаться в системе АДАМС (программа, которая фиксирует местонахождение спортсмена для допинг-тестирования во внесоревновательный период, — прим. «Ленты.ру»).

Светлана Колесниченко,

олимпийская чемпионка по синхронному плаванию:

В последний раз нас тестировали в январе этого года. Ко мне обычно очень часто приезжают, вот в прошлом году были 13 раз, а теперь, в связи с распространением коронавируса, всего один раз. Но мы очень ждем, когда приедут снова

В Российском антидопинговом агентстве (РУСАДА) «Ленте.ру» рассказали, что отказались от тестирования спортсменов до 30 апреля.

«Тестирование РУСАДА приостановило, как только вышел указ президента о нерабочих днях, но мы продолжаем планирование тестирования и мониторинг информации о местонахождении спортсменов в системе АДАМС, а также обработку результатов в случае непредоставления информации», — заявила заместитель гендиректора организации Маргарита Пахноцкая.

В США же тестирование не прекращалось. Первоначально были введены особые правила: допинг-офицеры обязаны были носить маски и перчатки, перед забором пробы обрабатывать руки антисептиком, а во время тестирования находиться в 1,8 метра от спортсмена (похожие меры, кстати, еще в середине марта действовали и в России). Теперь американские контролеры и вовсе ушли в онлайн.

«Я уверен, что чистые спортсмены в любом случае останутся чистыми и не будут искать выгоду в сложившейся ситуации. Но нам нужно беспокоиться из-за тех, кто хочет обмануть систему. Глупо считать, что обманщиков нет. Мы постараемся сделать все, чтобы остановить их. Мы знаем, что в мире есть спортсмены, которые пользуются любыми возможностями для обмана», — объяснил генеральный директор USADA Трэвис Тайгарт The New York Times.

Как это работает?

Процедура виртуального допинг-тестирования кажется довольно сложной.

Итак, спортсмен, находящийся дома, получает по почте тестовый комплект, в который также входят и все необходимые документы (по прежним правилам, их заполнял сотрудник USADA). Предварительно атлет предоставляет организации информацию о том, в какое время каждый день он будет свободен. Обычно это часовое окно. Это означает, что в течение обозначенного часа в любой из дней ему может позвонить допинг-офицер. Раньше специалист в то же время мог постучать в дверь.

Спортсмену звонят в Zoom или по FaceTime. Он отвечает, обязательно включив камеру, и, держа в руках телефон, отправляется в ванную. Он обязан показать ее допинг-офицеру, чтобы тот убедился, что она пуста и никто не сможет сдать анализы вместо атлета. После такой экскурсии спортсмен выходит в коридор, оставляет там гаджет и запирается в ванной. При этом допинг-офицер остается на линии, а телефон размещается таким образом, чтобы специалист видел закрытую дверь. Атлет сдает тест, выходит из ванной и на глазах офицера опускает в мочу температурную полоску. Та должна показать, что анализ свежий. После контейнер закрывается крышкой и отправляется в лабораторию так же по почте. Важно, чтобы процесс упаковки фиксировал по видеосвязи инспектор.

Кровь же спортсменам предстоит сдавать, сидя у экранов. В тестовый комплект входит специальное устройство, которое надевается на руку и крепится в районе бицепса. Атлет нажимает на специальную красную кнопку на устройстве, оно прокалывает кожу и собирает несколько капель крови. Этого достаточно для теста. Анализ пакуется и отправляется по почте.

Идеальное время для выявления нарушений

Добровольцы для испытаний виртуального допинг-контроля нашлись быстро. Ими стали пловчихи — пятикратная олимпийская чемпионка Кэти Ледеки и олимпийская чемпионка Лили Кинг, а также легкоатлеты — двукратный чемпион мира Ноа Лайлс, чемпионка мира Эмма Коберн, шестикратная олимпийская чемпионка Эллисон Феликс, марафонка Алифин Тулиамук и другие. Всего, по словам Тайгарта, несколько десятков человек. Позже они поделились впечатлениями, их слова приводит USA Today.

Кэти Ледеки:

Я чувствовала комфорт на протяжении всего процесса. Сейчас идеальное время, чтобы выявить допинговые нарушения. Думаю, что такой способ отлично подходит под обстоятельства, в которых мы все оказались. Я готова пройти тестирование в любой день и время. Все это часть спорта и часть моей жизни как элитного спортсмена — проходить контроль и соревноваться чистой. Я считаю это очень важным, и меня беспокоит, что во всем мире из-за пандемии приостановили тестирование. Надеюсь, виртуальный контроль везде запустят в олимпийский год, но не думаю, что все спортсмены смогут доверять такому способу. Поучаствовать в новой программе было важным для меня. Я хочу, чтобы все мои соперники чувствовали себя уверенно, соревнуясь со мной, и надеюсь, что они поддержат новый формат.

Лили Кинг:

Честно говоря, сначала я скептически отнеслась к этому. Но после того, как я провела свой первый тест, убедилась, что организаторы действительно продумали все возможные лазейки. Да, существует много возможностей подсунуть чистый образец, но для этого ты должен быть высококлассным мошенником.

Ноа Лайлс:

Тест занял у меня примерно 90 минут. Меня тестируют на допинг уже шестой год, и единственное отличие в этот раз в том, что нужно делать все самому. При этом я предпочитаю обычный метод тестирования. Мне нравится, что кто-то находится рядом, потому что это заставляет чувствовать ответственность.

Эмма Коберн:

Я соревновалась со спортсменами, которые принимали допинг, и это оказало огромное влияние на мою карьеру и карьеры моих друзей. Все, что мы можем сделать, чтобы тестирование стало более доступным, стоит того.

Алифин Тулиамук:

У меня хорошее образование. Но я не уверена, что все справятся с этой процедурой. Например, в Кении, откуда я родом. К тому же там не всегда стабильный интернет.

Очевидные минусы

Тулиамук права — во многих странах у спортсменов может не оказаться возможности для проведения теста, так как нужны качественная техника и хорошее интернет-соединение. Для некоторых это может быть затруднительно и в финансовом плане: допинг-тесты обязаны сдавать ведь не только статусные атлеты, получающие призовые и зарплаты за результат, но даже юниоры и, условно, двадцатые номера сборных.

В этом случае национальные федерации или антидопинговые агентства должны создать условия для всех профессиональных спортсменов в стране, что представляется возможным далеко не везде. А выпускать на старт на одних и тех же соревнованиях атлетов, проверяемых разными способами, точно плохая идея и отличный повод для появления слухов и всеобщего возмущения.

К тому же возможностей для обмана действительно станет больше. Звонок по видеосвязи все-таки не позволяет офицеру детально изучить ванную комнату. Сколько способов обойти правила можно придумать! В конце концов, спрятать другого человека в шкафу (о том, нужно ли их открывать во время «экскурсии», в правилах ничего не сказано). Что и говорить о заранее сданных чистых тестах. Правда, по этому поводу у USADA четкая позиция. Лабораторные исследования в состоянии показать, что моча застоялась, а ее принадлежность легко определить, сравнив с показателями крови.

Что об этом думают в России?

The New York Times пишет, что идея проводить тестирование дистанционно обсуждалась американскими экспертами задолго до пандемии коронавируса, просто с ее наступлением апробацию нового способа пришлось ускорить. В других странах, в том числе и России, к работе в самоизоляции готовы не были. Но ведь какие-то идеи могли появиться в процессе?

Входит ли виртуальное тестирование в список этих вариантов, в РУСАДА не раскрыли.

«Есть международный стандарт по тестированию и расследованиям, который подробно описывает, как должна быть организована процедура допинг-контроля», — ответила Пахноцкая на вопрос о том, планируется ли организовать виртуальное тестирование у нас и каким образом это можно сделать.

Так что в скорое введение допинг-контроля по видеосвязи в России верится слабо. При этом ясно, что, если новые правила все-таки вступят в силу, спортсменам придется с этим примириться. По словам олимпийской чемпионки Светланы Колесниченко, для нее никакой проблемы нет.

© Максим Богодвид / РИА Новости /// Олимпийская чемпионка Светлана Колесниченко

«Лента.ру»: Как бы вы отнеслись к предложению сдать тест по видеосвязи?

Светлана Колесниченко:

Я за то, чтобы все было, как прикажет WADA. Ничего против дистанционного формата не имею и с легкостью сдала бы такой тест. Вообще, чем больше тестов, тем лучше, тем более в ситуации, в которой находится российский спорт.

Вам вообще кажется реальным появление такой системы в России?

Все возможно, я считаю. Международные федерации отправляют запрос на тестирование спортсменов. Если Международная федерация плавания (FINA) отправит на нас, а мы будем в это время находиться на карантине, то придется использовать видеосвязь. Наверное, будут присылать боксы со всем необходимым. Единственный вопрос у меня по забору крови. Мне кажется, не каждый в состоянии самостоятельно взять у себя кровь. Ладно еще, если кто-то может помочь, но уверена, что половина спортсменов не смогут этого сделать. А так, если других вариантов нет, то введение дистанционного тестирования — правильное решение.

Есть мнение, что обойти правила станет проще.

Сложно сказать. Риск того, что кто-то будет пытаться, естественно, есть. Но надеюсь, спортсмены все-таки будут вести себя честно.

***

Эксперты WADA еще не дали внятной оценки действиям USADA. Они заявили лишь, что вообще не знали о новом формате проверки. Хотя и сомнительно, конечно, что в США могли начать столь серьезную работу без одобрения международной организации. Ведь USADA подчиняется Всемирному антидопинговому кодексу.

Программа продлится восемь недель. Потом, возможно, ее продлят еще на тот же срок. Глава USADA при этом надеется, что инициативу поддержат в Норвегии и Германии, — специалисты оттуда якобы уже связывались с главным офисом в Колорадо и предлагали сотрудничество. Неизвестно, станет ли опыт американцев мировой практикой. Но как по-другому можно тестировать на допинг прямо сейчас — вопрос открытый.