Мир стоит, а он играет в баскетбол. Невероятная история украинца Зайцева

Чемпионат Тайваня – это единственная на сегодняшний день баскетбольная лига в мире, продолжающая сезон. Украинский форвард , который во вторник может стать ее чемпионом, рассказал корреспонденту о своей жизни на острове, объяснил, почему не играет на родине, и вспомнил, как защищался против Демаркуса Казинса на Кубке мира в Испании.

- Игорь, знали ли вы, что FIBA ведет на YouTube прямую трансляцию четвертой игры вашей финальной серии, и тысячи людей со всего мира смотрели за вами?

Видео дня

- (Смеется) Нет, узнал, лишь получив от вас сообщение. Не скажу, что особенно этим доволен!

- Почему?

- (Смеется) Потому что не очень хорошо сыграл в этом матче. Просто я уже прилично устал бороться с этим большим, игры подряд идут, все очень быстро.

- Речь про Сима Буллара?

- Да, 226 сантиметров и 160 с лишним килограммов. В защите приходится отдавать все силы, реально пахать, потому что он как танк идет на кольцо. Всю эту работу на себя беру, много сыграл в последних матчах и очень устал.

- Буквально на днях только узнал, что на Тайване продолжается сезон. У вас вообще была пауза?

- Глобальной паузы не было, только в конце марта чемпионат приостановили на неделю. Уже месяц мы играем, правда, без зрителей и не в самом Тайбэе, а в пригороде. Вернувшись, мы сыграли за семь дней шесть игр, после чего вернулись к обычному графику.

- Весь мир остановился, а чемпионат Тайваня продолжается!

- (Смеется) Если честно, я сам в приятном шоке. Сейчас все на карантине, а мы играем. Правда, внимания к лиге стало так много, что не по себе даже как-то. Мне уже звонят из Испании, Польши, Венгрии – все спрашивают, что происходит у нас. За два сезона ни разу мне никто не звонил, не интересовался, как дела, а тут – столько внимания.

- Но вы счастливы, что играете? Многие хотели бы сейчас на вашем месте оказаться. Или есть опасения в плане безопасности?

- Конечно, я счастлив, это же моя любимая работа. И хочется, чтобы все играли, а не только я. В плане безопасности здесь все на высшем уровне. На входе у нас проверяют температуру, обрабатывают руки антисептиком. Опасений нет, что заболеешь.

"Первого мая лечу домой, осталось чуть-чуть совсем"

- Как вообще сейчас живет Тайвань?

- Ничего особенно не поменялось на острове, просто больше людей стали ходить в масках. Всего за все время у нас зафиксировано чуть больше 400 случаев заражения. Транспорт ходит, метро ходит, все заведения работают, просто на входе тебе обязательно замеряют температуру и обрабатывают руки. А так – все спокойно. Бейсбольный сезон тоже продолжается, они здесь бейсбол любят сильно.

- Но вы очень близко к самому эпицентру распространения вируса. Неужели не было даже намека на панику?

- У нас заранее была информация, что в Ухани ходит вирус. Еще дня за три-четыре до того, как Ухань закрыли, нам уже тренер сказал, что надо быть осторожными, мыть руки, не ходить в людные места. На острове все заранее были готовы, поэтому вовремя закрылись и обезопасили себя. Все абсолютно спокойно прошло для нас.

- Вы с семьей на Тайване?

- Да, жена и двое детей, все со мной. На самом деле, здесь безопаснее находиться даже, чем где-либо.

- На второй сезон привыкли жить там?

- Ко всему, конечно, никогда не привыкнешь. Но надо понимать, что Тайвань – это далеко не Китай. Здесь страна гораздо больше похожа на Европу, на Америку. Люди по ментальности совершенно не такие, как китайцы. Они более открытые, они говорят на английском. Здесь работают и Facebook, так что можно найти всю информацию. Еда своеобразная, но можно найти и европейскую. В целом, на Тайване намного спокойнее, ничего страшного нет, все нормально. И европейцев много, у меня сосед по квартире – француз, лет пять уже здесь учится. Но после шести месяцев подряд уже морально тяжело, конечно. Осталось еще чуть-чуть, и первого мая мы полетим домой.

- Сейчас может улететь с Тайваня в Украину?

- Да, есть самолет, полетим через Париж. На 29 и 30 апреля не было билетов, а на 1 мая – были. Надеюсь, все в порядке будет.

"На Тайване контракты выше, а сезон – короче"

- Удивило название вашей команды – Taiwan Beer. Это название бренда?

- Да, это местное пиво национальное, очень популярное – почти все его и пьют здесь. Эта компания является спонсором команды.

- Почему вы играете там? Деньги лучше, чем в Европе?

- Во-первых, контракты выше, а сезон – короче. Во-вторых, здесь спокойнее играть, потому что нет такого прессинга, и тренировки легче. Все комфортнее в психологическом плане. Когда я принимал решение ехать сюда в 2018 году, то у меня не было "вау-предложений". Я мог поехать в Азию или играть на Украине за меньшие деньги. Ничуть не жалею о том, что поехал. Я хорошо провел прошлый сезон, после чего меня позвали в летнюю лигу Китая, где я себя тоже показал неплохо.

- Сколько в лиге команд?

- Пять.

- А матчей?

- 32 игры в регулярном чемпионате, разбитые на два круга, и плей-офф. Так как мы выиграли обе половины "регулярки", то попали напрямую в финал и изначально получили в нем преимущество 1-0. Вторая и третья команда "регулярки" играли между собой за выход в финал. В общем, в ситуации с пятью командами они закрутили все, как могли, чтобы был смысл бороться за победу в каждой половине регулярного чемпионата.

- Сколько в лиге иностранцев?

- Каждая команда может иметь в составе только двух легионеров. И еще есть лимит по четвертям: в первой и третьей могут играть оба, а во второй и четвертой – только один.

- Сколько получают иностранцы?

- Здесь тоже есть лимит: 30 тысяч долларов в месяц на обоих. Как эту сумму делить – 20 и 10 или 15 и 15 – решать клубу.

- Как вы вообще оцениваете уровень лиги?

- Местные игроки слабенькие. Плюс, в этом году вся лига стала слабее, потому что команд стало меньше. Иностранцы в прошлом сезоне были с большими именами: О Джей Мэйо здесь играл, и парень из "Детройта" - . Они обычно приглашают "сбитых летчиков" из НБА. Но в этом сезоне лига слабее – только из NCAA американцы приехали, а из европейцев кроме меня играет только литовец .

- Видел на "Википедии" пометку, что лига на Тайване - полупрофессиональная.

- (Смеется) Я тоже видел, когда подписывался сюда. На самом деле, все команды здесь профессиональные. И в плане организации даже лучше многих европейских. Нормально здесь, хорошие условия созданы. И точно уж нет такого, что у кого-то вторая работа. У нас по две тренировки в день, все серьезно.

- Что у вас по статистике?

- Не скажу даже, не слежу за этим сильно. И сайты мне их не нравятся.

- Поэтому и спрашиваю, что сам разобраться в них не смог.

- (Смеется) Понимаю. Примерно 15 очков и 10 подборов у меня должно быть за матч где-то.

"Помню, как ждал Евробаскет 2015 года на Украине..."

- Какие воспоминания у вас от трех сезонов (2012-2014) за "Азовмаш" в Лиге ВТБ?

- Игры против грандов, конечно, в первую очередь. Это незабываемый опыт был. Ты играешь в сильной лиге, играешь дома, играешь за свою команду, перед своими болельщиками… Это приятные воспоминания.

- На Тайване в обычное время сколько людей приходит на игры?

- До тысячи. Здесь же нет домашних и выездных игр как таковых. Все команды собираются в одном зале играют по кругу три-четыре дня. Затем – следующий зал. Так что болельщики здесь просто приходят на баскетбол, они не болеют за конкретную команду. Кто сел за нашей лавочкой, тому и дали атрибутику нашу – вот они и болеют за нас. Приходят как в театр.

- Какой самый дальний выезд в чемпионате Тайваня?

- В прошлом году мы ездили на другой конец острова, это где-то 450 километров. Все это – для популяризации баскетбола, чтобы везде люди видели баскетбол. А так, у нас все команды из столицы, только одна команда из пригорода была.

- Вернемся к Лиге ВТБ. Я нашел матч, в котором вы набрали 15 очков с !

- (Смеется) Не помню, что когда-то делал такое. Кажется, это так давно было. Если серьезно, что-то припоминаю смутно, это в Мариуполе матч был.

- Именно. Так совпало, что украинские клубы ушли из Лиги ВТБ после вашего лучшего сезона в "Азовмаше".

- Да, и тогда у нас сборная еще хорошо сыграла на Кубке мира. Так что клуб планировал оставить меня, все было на своих местах, у "Азовмаша" были серьезные намерения, большие амбиции. Мы боролись за победу в своем чемпионате, играли в Европе… Тогда же еще должен был Евробаскет-2015 пройти на Украине, и я, как игрок сборной, очень ждал его, думал, как это будет здорово – сыграть такой турнир дома. Все это здорово мотивировало, и тут случилась такая ситуация. Неудачный был период, тяжело было, пришлось думать, что делать. Я сыграл сезон в другом клубе украинском, потом поехал в Польшу.

- Уехав на Тайвань, вы выпали из сборной?

- Получается, что так. Все-таки до Украины лететь 10 часов, а матчи сейчас посреди сезона. Понятно, что клуб не может меня отпустить, потому что даже если один легионер выпадает, это уже совсем другая команда. Они имеют полное право не отпускать меня.

- В сборной это не создало вам проблемы?

- Во-первых, сборная сейчас старается молодежь подтягивать, и они удачно входят. Есть , хорошо играет, так что я, возможно, не так сильно и нужен уже там.

"Казалось, что все игроки сборной США – нелюди. В хорошем смысле"

- Вы не помните матчи с ЦСКА, а какие игры помните? Какими играми гордитесь?

- Всегда приятно вспомнить матч с Турцией на Кубке мира 2014 года в Испании. Я там хорошо сыграл, пару решающих моментов забил, и мы победили. Помню, на каком эмоциональном подъеме все были, мы могли выходить из группы, но не получилось. Сильно запомнился Евробаскет-2013 в Словении, мы там хорошо выступили, я много играл. У нас была сплоченная команда, тренер хороший. Вообще, это был золотой период, золотые годы, мы все были моложе… Приятно вспоминать!

- А как же матч с американцами в 2014 году?

- (Смеется) Без него нельзя, естественно. Когда ко мне кто-то приезжает, и мне надо похвастаться, то я включаю хайлайты именно этого матча. Для меня это был знаменательный день, большое событие в жизни.

- Против кого защищались?

- Против Демаркуса Казинса и против…

- Драммонда?

- Нет, он на "пятерке" играл. Из "Денвера" парень...

- Точно, вот это та еще машина! Мне тогда вообще казалось, что они все какие-то нелюди в хорошем смысле. Сильные, быстрые, прыгучие - все компоненты закрывают, все есть, все умеют. Для меня это был большой опыт, у меня было ощущение тогда, как будто я куда-то в будущее заглянул.

- Не менялись майками ни с кем?

- (Смеется) У нас же еще матчи были, меня бы не поняли.

- Понятно, что сейчас невозможно загадывать. Но в идеальном мире вы хотели бы вернуться играть в Европу в следующем сезоне?

- Особенного желания оставаться здесь у меня нет. В первый год тебе все в новинку, все интересно, но на второй – уже психологически тяжело. И люди своеобразные здесь, конечно. Я партнеру по команде второй год объясняю его движения: я иду вверх, ты иди вниз, если я иду вниз, ты иди – вверх. Два года объясняю, и все равно он не понимает. Я же здесь и как тренер, и как советник. Рассказываю, показываю, а меня не слышат или не хотят слышать. Морально тяжело в этом плане, поэтому нет желания оставаться. Посмотрим, какие варианты будут. На Украине был хороший чемпионат в этом году, может, дома останусь.

- Последний вопрос. Как Taiwan Beer будет отмечать чемпионство? Пивом? Или вообще победа – не такое уж и большее событие?

- Думаю, событие все-таки. Тут идет гонка, у кого больше титулов. У нашей команды их четыре, и у соперника - четыре. Победитель сравняется по количеству титулов с лидером, в этом сейчас мотивация. Не знаю, как праздновать будем в случае победы. Мне ведь и улетать уже домой первого мая.