От братьев Монгольфье к Великим Лукам

Беспилотный шелковый шар объемом 600 куб. м, оклеенный внутри бумагой, братья подняли на высоту 2 километра. Аэростат открыл историю мирового воздухоплавания, пробыв в воздухе всего несколько минут. «Небесные тихоходы» - в великолукском небе В 30 - 40-е годы минувшего века Советский Союз рвался в небо. На это время приходится небывалый расцвет авиации и всего, что связано с освоением воздушного океана. Особое внимание уделяется развитию воздухоплавания. Под Москвой строится поселок Дирижаблестрой (ныне город Долгопрудный) с воздухоплавательной инфраструктурой. Наши соотечественники устанавливают десятки мировых рекордов на газовых аэростатах. Так, например, к началу 1941 года из 24 официально зарегистрированных Международной авиационной федерацией мировых рекордов 17 принадлежали советским воздухоплавателям. Однако в эпоху развитого социализма мировые достижения отечественных покорителей неба были благополучно забыты, ушли в небытие имена многих прославленных аэронавтов. Перспективная во всех смыслах «отрасль» постепенно пришла в СССР в упадок. Тем не менее, в стране продолжали оставаться энтузиасты, которые мечтали о возрождении отечественного воздухоплавания. И уже во времена перестройки они начинают создавать тепловые аэростаты, осваивают полеты на необычных воздушных судах, принимают участие в международных спортивных соревнованиях. Трудно сказать, как бы сложилась судьба спортивного воздухоплавания, но мне хорошо ведома лишь эта история. В 1991 году небольшую группу энтузиастов-шаровиков поддержала «Экономическая газета» - крупнейший в то время деловой еженедельник страны. Именно в том году порог моего редакционного кабинета переступил удивительный человек. «Давид Шифрин, президент Федерации воздухоплавания, город Долгопрудный, - с ходу представился он. - Помогите! Планируем провести первый чемпионат СССР по воздухоплаванию. Нужна поддержка газеты». Напомним, 1991 году газета была в огромном авторитете. Еще бы, издатель «Экономической газеты» - ЦК КПСС. Дружим со многими предприятиями страны, журналисты знакомы с партийными боссами и большими чиновниками, установлены партнерские отношения с нарождающимися кооперативами. Честно скажу, кто такие воздухоплаватели не имел тогда ни малейшего представления, но пообещал Шифрину помочь чем смогу. Вскоре с коллегами по редакционному цеху нашел спонсоров, которые и приняли участие в организации и проведении первого чемпионата СССР по полетам на тепловых аэростатах. Небольшой городок Рыльск Курской области для соревнований был выбран не случайно – там существуют приемлемые природно-климатические условия для полетов на воздушных шарах. К тому же в Рыльске находились филиал долгопрудненской Центральной аэрологической обсерватории и авиационное училище. В этом городке и случился мой первый в жизни полет в корзине монгольфьера. Полет незабываемый, ставший памятной зарубкой на всю оставшуюся жизнь! Поначалу небесное путешествие складывалось более чем романтично. Восторг свободного парения, природные красоты с высоты птичьего полета. Но вдруг наше воздушное судно потянуло на высоковольтную линию. А тут еще и газ в баллонах заканчивался. В эти мгновенья вся жизнь прошла перед глазами. В последние минуты пилоту аэростата с немалым трудом удалось «вырулить» на черноземное поле. Жесткий удар о землю показался мягче объятий матери. Короче говоря, тогда я так и не понял, что за удовольствие быть воздухоплавателем и летать на воздушном шаре. Соревнования, тем не менее, завершились успешно, о чем восторженно сообщала пишущая и телевизионная братия страны. Первый чемпионат СССР оказался и последним, вскоре Советский Союз исчез с карты мира. Но в 1995 году на пороге редакции я снова имел счастье увидеть все того же неистового президента воздухоплавателей Давида Шифрина. Непростой 1995 год. В стране завершается чековая приватизация, идет война в Чечне, в обществе нарастает социальная напряженность. Проблем, как говорится, выше крыше. А тут «шарахнутые небом» просят помощи в организации теперь уже чемпионата России. Долго думали-рядили, где в кризисные времена найти деньги на проведение этого спортивного мероприятия. Родилась идея, а что если подключить к этому делу друзей редакции - администрацию города Великие Луки и руководителей местных предприятий?! Переговоры с администрацией закончились на удивление быстро и мы получили «добро», а самое главное – материальную поддержку. В 1996 году Великие Луки впервые принимали чемпионат России по полетам на тепловых аэростатах. Сказать, что город влюбился в этот вид спорта с первых стартов, значит, не сказать ничего. Воздухоплаватели навсегда покорили сердца и взоры практически всего без малого 100-тысячного населения Великих Лук. В 1997 году Федерация воздухоплавания РФ учредила Кубок выдающихся российских аэронавтов. Со временем в борьбу за высокую награду кроме россиян включились пилоты многих стран мира. Соревнованиям за Кубок была присвоена престижная международная категория CIA FAI - «Первоклассное спортивное мероприятие». Вскоре в Россию потянулись воздухоплаватели из ближнего и дальнего зарубежья. В небе Великих Лук свое спортивное мастерство с успехом демонстрировали пилоты из Германии, Украины, Венгрии, Казахстана, Литвы, США, Латвии, Японии, Белоруссии, Польши, Франции, Нидерландов, Южной Африки... В этом году соревнования «небесных тихоходов», если не помешает пандемия коронавируса, пройдут в великолукском небе уже в 25-й раз подряд. Сегодня город Великие Луки по праву называют столицей российского воздухоплавания. Вот так через столетие сбылось пророческое предсказание Федора Сологуба, которое он сделал с своем романе «Тяжелые сны», - состоялось реальное прибытие шаров и дирижаблей в Великие Луки. Конечно, люди не летают как птицы. Но его Величество воздушный шар и в наши дни, как 100 и 200 с лишним лет назад, дарит нам ни с чем не сравнимое ощущение безбрежности воздушного океана и полного с ним единения.