Молодой волгоградский тренер готов научить забивать голы даже малышей

Мало кто удивляется, когда трехлетние малыши встают на коньки или начинают осваивать обруч или булавы. Молодой талантливый волгоградский тренер Роман Гусаров считает, что в три года вполне можно начинать осваивать футбол. Правда, малыши не совсем понимают, что пришли именно на занятия футболом, и поэтому тренировки, как правило, проходят в форме игры. Выполняя упражнения с мячом, они учатся считать, запоминать цвета, знакомятся с дисциплиной, развивают креативность, учатся уважать старших. Эти и другие нюансы тренировок самых юных футболистов знает молодой наставник Роман Гусаров. Кстати, ему самому, воспитаннику детдома, несмотря на отсутствие связей и покровителей, прочили блестящую игровую карьеру. Но он выбрал тренерскую работу. Почему – откровенно рассказал в интервью нашей коллеге Марине Дорошевой. На поле все равны – Почему мальчишкой вы выбрали именно футбол? – Я долго выбирал, в каком спорте могу больше преуспеть. Сначала занимался спортивной радиопеленгацией, и мне это очень даже нравилось, но тренера уволили, а другого найти не смогли. Тогда я и решил попробовать себя в футболе и вслед за друзьями, которые им уже давно занимались, в 11 лет записался в секцию. В первое время параллельно с футболом я занимался сначала легкой атлетикой, потом увлекся боксом и даже казачьими танцами. Но в итоге оставил только футбол. – Почему? – Потому что только в футболе можно за одну игру испытать и радость, и грусть. И только в футболе можно все эти эмоции разделить с командой. Для меня футбол, в первую очередь, это про преодоление себя. Именно в игре ты начинаешь понимать, чего стоишь по сравнению с другими игроками. Но больше всего мне нравилось то, что на футбольном поле все равны. Играть в футбол могут депутаты, бизнесмены, простые рабочие – и все они на момент игры будут на равных. А вообще-то футболом я заинтересовался еще лет в семь. – Кто был вашим первым тренером? – Моим первым тренером в спортивной школе был Иван Маланин. Он стал и учителем, и наставником, и другом для своих воспитанников. Иван Тимофеевич учил нас не только футболу. Он учил нас быть людьми, относиться к ближнему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам. С ним мы выиграли много наград на разных уровнях. Это очень хороший человек, сейчас он уже стал директором спортивной школы, в которой мы тогда тренировались, и начал поднимать футбол на новый уровень. – Не хотелось бросить, завязать с футболом? – Совсем нет. Меня не надо было уговаривать ходить на тренировки, я сам видел в них для себя пользу, и когда мои друзья уже в 13-14 лет больше времени проводили в компаниях, где можно было выпить и покурить, я продолжал гонять мяч на футбольном поле. Потому что понимал, что это единственный для меня шанс добиться чего-то в жизни. За моей спиной не было родителей и близких людей, которые могли бы помочь, посочувствовать – я рос в детском доме. Мне все время приходилось самому мотивировать себя на поступки, победы и принятие важных решений в своей жизни. Вратарский дебют – А свой первый матч помните? – Да, мне было 11 лет. Я поехал с командой, игроки которой были старше меня года на три. Я тогда вышел на поле всего минут на пять, наверное. И вроде даже отдал голевой пас. А вот самый запоминающийся матч состоялся в Пензе. Там у нас вратарь получил травму, и тренер принял решение поставить в ворота меня. В итоге на этих соревнованиях я получил приз лучшего вратаря, а наша команда заняла третье место. Это были первые наши крупные соревнования и мой вратарский дебют в 13 лет. – Играя в футбол, на кого равнялись? – Спортивных кумиров у меня нет, а вот люди, на которых я равняюсь, да, их несколько. Среди первых – чешский футболист, выступавший долгое время в английском клубе «Челси» Петр Чех. Он получил очень серьезную травму головы, после которой не то что играть – бегать опасно. Но несмотря на все страхи он нашел способ вернуться в футбол. На каждый матч футболист надевал маску, которая была похожа на шлем танкиста. После травмы он выиграл еще много крупных трофеев и стал одним из лучших голкиперов современности. Ну и, конечно, Лев Яшин, лучший вратарь XX века. Его несгибаемая воля, увлеченность футболом и преданность своей стране для меня являются примером. – Вы были вратарем и полузащитником. Что лучше? – Когда ты вратарь, тебя считают половиной команды, но при всем этом – это самая неблагодарная позиция. Ты можешь спасать команду постоянно, но одна ошибка все перечеркивает. А вот полузащитник ведет игру: он бывает чаще других с мячом и двигается как в нападении, так и в защите. Но в каком качестве выходить на поле, решает не привлекательность этих позиций, а способности и врожденные физические данные, а также тренер. Если игрок высокий, в полузащите он вряд ли будет играть, скорее в защите, нападении или на воротах. Вообще от многих аспектов зависит выбор позиции на поле. И чаще всего с этим помогает тренер еще в юношеском возрасте. Мечта детства – Почему же вы все-таки решили стать тренером? – Стать тренером – это мечта детства. Я постоянно жил этой мечтой. А реальностью она стала благодаря поддержке тренера по флорболу Александра Непокрытого и советам директора одной из волгоградских школ по футболу Ильи Комбарова и главного тренера школы Антона Медведицкова. Именно они помогли мне освоиться в этой профессии и продолжать делать в ней успехи. – Не разочаровались? – Нет! Работа тренера очень интересная. В первую очередь тем, что я работаю с детьми. И нужно постоянно расти и развиваться самому, чтобы помогать развиваться малышам. И, конечно, удивителен сам процесс тренировки, именно тут закладываются основы юных футболистов. Вместе с тем работа эта сложная, потому как нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Можно прочитать всю футбольную литературу, но если вы не можете найти подход к детям, у вас ничего не выйдет. Не просто игра – развитие – Вы тренируете трехлеток, их на самом деле уже можно чему-то научить? – Я тренирую детей в двух группах: одна от трех до пяти лет, вторая – от пяти до семи лет, и все наши занятия проходят в форме игры. Так как дети в этом возрасте еще не понимают, что они пришли на футбол, для них тренировка – это просто время для игр. Поэтому я стараюсь строить занятия таким образом, чтобы минимум 90% времени дети играли. Каждая тренировка со столь юными воспитанниками – это не просто игра, но еще и довольно интенсивное развитие – выполняя упражнения с мячом, ребенок учится считать, запоминать цвета, знакомится с дисциплиной, развивает креативность, учится уважать старших и многое другое. – А самому играть разве не хочется? – А я продолжаю играть в любительских лигах за клуб «Восход» и работаю судьей в ведущей футбольной лиге «ОФЛ». – То есть и свободное время тоже занимает футбол? – И да, и нет. Я катаюсь на велосипеде, бегаю, гуляю, много времени уделяю саморазвитию, читаю книги и статьи по психологии, педагогике, правильному питанию, смотрю вебинары о развитии физических качеств, технике и стратегии футбола, хожу в кино. Да, я не стал профессиональным игроком, у меня были серьезные травмы – трещина на ладони и блокада ножки пучка Гиса. Но главное мое достижение – то, что я стал тренером и сделал шаг к своей мечте. Досье «СПОРТ-ТАЙМ» Роман Гусаров • Родился в 2000 году. • Многократный призер всероссийских соревнований по мини-футболу. • Трехкратный призер регио­нальных соревнований по мини-футболу. • Многократный призер областных соревнований по мини-футболу. • Призер региональных соревнований по футболу. • КМС по футболу. Тренерская квалификация категории D.

Молодой волгоградский тренер готов научить забивать голы даже малышей
© Волгоградская правда