Войти в почту

Знамя Победы в небе над Подмосковьем: история рекордного прыжка

24 июня 1945 года на Красной площади прошел торжественный смотр войск Красной Армии, ознаменовавший Победу СССР в Великой Отечественной войне. Специально для парада из Берлина в Москву доставили знамя Победы, установленное над рейхстагом, но на главной площади страны оно так и не появилось. Спустя 75 лет копию знамени рекордных размеров – 375 квадратных метров – развернули в небе над Московской областью. Об уникальной серии прыжков с парашютом, организованной холдингом «Технодинамика» Госкорпорации Ростех, в нашем материале. Когда торжественно и гордо спускается из-под облаков на землю ярко-красное знамя Победы, перехватывает дыхание даже у тех, кто пресыщен зрелищами. Как в победном мае 45-го, огненный стяг красноречиво говорит о превосходстве. Внушает уважение и размер флага – 375 квадратных метров. Знамя Победы такой площади парашютисты разворачивают впервые в истории. Честь «нести» в небе копию легендарного флага досталась Олегу Тощеву, инструктору по парашютно-десантной подготовке «Аэрограда Коломна». За его плечами колоссальный опыт и почти 4 000 прыжков. – Я хорошо помню свой первый прыжок. Это самое что ни на есть страшное в жизни! – смеется Олег. С тех пор прошло 10 лет, и полетом в облаках его уже не напугаешь. Мастерство парашютиста позволяет выполнять сложнейшие элементы. – Если человек идет на такие сложные прыжки, он должен отдавать себе отчет, понимать, что и как он делает. Как минимум, он должен быть уверен в своих действиях, – продолжает Олег Тощев. – Конечно, каждый прыжок с флагом – это особая гордость и особое волнение. Но это волнение не из-за каких-то технических моментов, а от желания, чтобы все прошло хорошо и гладко, чтобы на трибунах увидели действительно красивое зрелище. Глядя на то, с какой легкостью выполняют парашютисты свои показательные прыжки, даже не задумываешься о том, какая титаническая работа и сколько технических нюансов стоят за этой идеальной картинкой… Баланс прочности и легкости Штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, вошедший в историю как легендарное Знамя Победы, имеет длину 188 и ширину 82 сантиметра. Размер стяга, развернутого парашютистами над Подмосковьем, в разы больше оригинала – 15 на 25 метров. Не только поднять такой флаг в небо, но и сшить его – уже задача не из простых. Тем более что нужно соблюсти баланс – сделать его очень прочным, способным выдержать все аэродинамические нагрузки, и при этом максимально легким. Выбор остановили на полиамидных тканях. Но они очень не любят ультрафиолет. Для флага, постоянно находящегося под прямыми солнечными лучами, это существенный нюанс. Компенсировать избыток излучения помогли специальные пропитки и покраска ткани. Цельного полотна площадью 375 квадратов было не найти. Стандартная ширина ткани – 90-120 см, сшить ее нужно было так, чтобы, с одной стороны, стыки не были заметны, с другой, чтобы шов гарантировано держал нагрузки. В итоге флаг был готов в кратчайшие сроки – за одну неделю. Под надежным «крылом» Прыжок с флагом – дело в прямом смысле слова тяжелое. Одно только Знамя Победы весит около 40 кг. Еще столько же весит грузовая система, крепящаяся к флагу, помогающая ему полностью раскрыться в небе и снизить риск спутывания. «Под габариты флага с грузовой системой был изготовлен специальный ранец. Его задача – держать вес в 100 с лишним килограммов, быть стабильным в состоянии свободного падения, то есть не раскрываться раньше времени, и, вместе с тем, гарантированно расчековываться в воздухе, когда потребуется, – рассказывает советник по парашютостроению АО «Технодинамика» Сергей Хурсевич. С таким весом способен совладать не каждый парашют. С задачей справилась разработанная «Технодинамикой» система типа «крыло», показавшая себя устойчивой даже со сложнейшим аэродинамическим грузом. Игра воздушных струй Во время демонстрационных прыжков помимо знамени Победы в небе разворачивали еще три стяга – 600-метровый российский триколор, а также флаги Ростеха и «Технодинамики» площадью 8 на 12 метров. Десантировались с высоты 2,5 километров. – У каждого участника прыжка своя высота раскрытия парашюта. Большие флаги, имея больший вес, снижаются быстрее, поэтому парашютисты с маленькими флагами должны «отпадать» дольше, чтобы потом они все могли выйти на нужную глиссаду, выстроиться в одну линию. Состыковать парашютистов, которые прыгают один за другим с разными весами – это целая история. И далеко не с первой попытки удалось выбрать оптимальный вариант, – рассказывает Хурсевич. После того, как парашютист расчековал ранец и распустил флаг, ему нужно сделать так, чтобы этот стяг не запутался, а аккуратно лег на поток. – Для меня самая главная сложность – это открытие флага, чтобы он развернулся полностью, – признается Олег Тощев. – Флаг всегда сложен в ранце правильно – по определенной схеме. Эти схемы периодически дорабатываются и улучшаются, ведь решения находятся только в процессе практики – никто нам не говорил, как делать, чтобы все четко сработало. К тому же все время есть какие-то нюансы. Надо помнить о ветре, об игре воздушных струй – все это влияет на открытие флага. Когда флаг раскрывается полностью, появляется так называемая «парусность». О ней нужно помнить, заходя на посадку и проходя перед трибунами. При приземлении нужно вовремя отцепить груз с флагом, причем, как подчеркивают парашютисты, сделать это нужно эстетично, чтобы не возникло ощущение, что стяг неуважительно бросили. «Это бомба!» За кружением флагов под облаками из первого ряда всегда наблюдает человек, неизменно остающийся в тени. Он всегда на передовой и в тоже время всегда за кадром. И это не фигура речи. Иван Казанцев – оператор аэросъемки, и развивающееся знамя Победы с высоты птичьего полета на фоне умопомрачительных панорам мы видим благодаря объективу его камеры. С любовью к небу Казанцев родился, ведь его родители – парашютисты. Так что неудивительно, что родным домом Ивана стал аэродром. Он очень быстро понял, что в парашютном спорте ценна эстетика, и бросился ловить моменты – из 3100 прыжков 3000 он совершил с камерой. – Для меня важно, чтобы от моих фотографий люди получали массу эмоций, чтобы могли прочувствовать момент – не важно, были ли они непосредственными участниками события или впервые видят снимок. Снимать знамя Победы – особая ответственность, ведь хочется, чтобы зрители оценили красоту события и увидели наилучшие ракурсы и панорамы, – рассказывает Иван. – Каждая съемка эксклюзивна, ведь не бывает ни одной одинаковой картины, даже цвета неба. Всякий раз я пытаюсь поймать кадр так, чтобы любой сказал: «Это бомба, я круче не видел!». Дань уважения – Сплоченность, четкие действия на пути к общей цели, помноженные на профессионализм – и героизм! – каждого участника команды – это составляющие любого успеха, – говорит генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков. – Когда пришла война, вся наша страна встала плечом к плечу. Миллионы ярких индивидуальностей, каждый из которых настоящий герой, стали единым целым. Думаю, что именно это помогло нам выиграть в Великой Отечественной войне. Развернуть в небе знамя Победы – это не только большая честь, но и, в первую очередь, дань уважения тем людям, нашим ветеранам, благодаря которым мы живем мирной жизнью. По материалам сайта холдинга «Технодинамика» Фото: Иван Казанцев

Знамя Победы в небе над Подмосковьем: история рекордного прыжка
© Ростех