Ещё

Тренер Татьяна Перцева: «Наши девушки на карандаше у Ирины Винер» 

Тренер Татьяна Перцева: «Наши девушки на карандаше у Ирины Винер»
Фото: Волгоградская правда
Татьяна Михайловна Перцева пришла в художественную гимнастику по меркам этого вида спорта довольно поздно — в 10 лет, но посвятила ей всю жизнь. Сначала в качестве спортсменки, потом — тренера. Времена и людей застала самых разных. Был период, когда именно Волгоград мог стать всероссийским центром подготовки «художниц». Наши девушки побеждали на Олимпиадах и мировых чемпионатах. Годы, отданные спорту, Татьяна Перцева считает самыми счастливыми. Но и сегодня наша школа художественной гимнастики продолжает делегировать спортсменок в .
На «моравчике» в Урюпинск
— Татьяна Михайловна, как вы пришли в гимнастику?
— В 1961 году сестра привела меня в спортшколу на просмотр. Мне было тогда уже 10 лет — перестарок по нынешним меркам. Вообще-то я хотела заниматься балетом, но такой возможности в Волгограде не было. Это сейчас при наборе отдают предпочтение сухим и тоненьким, с прицелом на большие достижения. А раньше просто брали всех желающих, поэтому группы были огромные. Позже выбирали способных и больше времени уделяли уже им. Я занималась у Валентины Ильиничны Мокринской, которую принято считать родоначальником художественной гимнастики в Волгоградской области. Она была женщиной властной, жесткой, с огромным авторитетом. И вместе с тем — доброй, веселой и шумливой. Все для детей, все им отдаст. Но могла и связкой ключей запустить в коллегу, если что не по ней. Раньше аккомпаниаторы играли во время занятий. Случалось, подойдет к нему и как ударит по клавишам. Сама играть не умела, но показать могла! Внешне тоненькая, как модель. О себе говорила, что когда была уже в возрасте, на улице все равно из-за спины кричали: «девушка, девушка…»
— А чему вы учились в институте?
— Сначала легкой атлетике, были разряды. Но когда открылась «художка» и мне предложили перейти, я с радостью согласилась. Меня больше тянуло к искусству, к танцам. Валентина Ильинична очень много занималась с нами танцевальной подготовкой, народную музыку давала нам слушать. Мы даже сами танцы придумывали. Она давала нам волю, берите музыку и сочиняйте!
— Часто соревнования проводились?
— Да, а еще чаще — показательные выступления. Нас даже на самолетиках по области ради этого возили. На маленьких «моравчиках» производства Чехословакии.
Субъективное судейство
— Какие отношения были между тренерами?
— Спорили они друг с другом во время соревнований так, что и мы слышали. Но потом садились за стол и снова все подружки. Спорили потому, что судейство в нашем виде очень субъективно, как и сама гимнастика. Вот и выясняли, куда ей двигаться, вырабатывали направление. Аида Георгиевна Лаврова вообще считала, что судейство надо убрать. Оставить выступления и аплодисменты. Но тогда уже будет не спорт, а искусство. В сравнении с Мокринской Аида Георгиевна была совершенно другим человеком. Никогда голос не повышала. Обаятельная, симпатичная, добрая, но своим мягким голосом всего добивалась. И от учениц, и от начальства. В 60-е больше всего ценились в гимнастике виртуозность и красота, потом она стала едва ли не цирковой, а начало переменам положил сын Аиды Георгиевны Александр.
Аида Георгиевна Мокринская
Кто начал революцию
— Звучит необычно — мужчина тренер по художественной гимнастике.
— Лавров придумывал замечательные упражнения. В 70-х они смотрелись революционно. Белоусова, Сычева, Бессмертная… Все эти девочки — 1962 года рождения. То, что они творили, больше походило на цирк.
— Поэтому вы тоже захотели пойти по тренерской стезе?
— Это произошло естественным образом. В 16 — участвовала в первенстве России, а в 19 — уже закончила выступления. Тогда это считалось нормой, хотя была такая гимнастка Эльвира Аверкович, которая в 33 еще выступала. В нашем клубе традиционно работают его выпускницы. Закончила выступать, получила образование и возвращаешься. Очень важно, когда на одном ковре занимаются группы разных возрастов, когда старшие девочки помогают тренеру, будучи еще действующими спортсменками. Малышне важно видеть, как пашут такие звезды как Ирина Бессмертная, Елена Томас. С них берут пример.
— Первый громкий успех был на счету как раз Елены Томас?
— На международную арену первой вышла Галя Данилова, ученица Валентины Матвеевны Бастиан, еще одного великолепного тренера и человека. А первой чемпионкой мира из Волгограда стала в 1978 году Елена Томас. Чемпионкой ее сделал Саша Лавров. Многие смеялись над ним, но он оказался великим психологом. Увидел Лену на выступлении в Доме офицеров, когда той было 10 лет, и разглядел ее потенциал. Любой российский тренер подтвердит: то, что было заложено Аидой Георгиевной и ее сыном Сашей, называют сегодня волгоградской художественной гимнастикой. Ее «визитка» — яркие, выразительные спортсменки.
Пирожные под запретом
— В 90-е взошла уже другая звезда?
— Настоящий всплеск произошел, когда наша Марина Фатеева возглавила сборную России в групповых упражнениях. Она отработала в общей сложности на этом посту 10 лет. В ее эпоху гимнастика продолжила развитие: девушки начали по-другому двигаться, иначе работать с предметами. Она удивительно точно подбирала музыку. В этот период Оля Штыренко стала семикратной чемпионкой Европы, призером Олимпийских игр в Атланте. Вспомнился банкет в честь призеров Олимпиады Оли Штыренко и Леши Петрова, который устроили в ДК «Гагарина». Надо было видеть, с каким удовольствием налегала Оля на пирожные. Она их просто уничтожала. Как у нас говорят, брошу гимнастику — наемся.
(Штыренко) продолжает готовить себе смену
— Тогда Волгоград в групповых упражнениях представляли еще две гимнастки?
— Да, и Елена Кривошей. Причем подготовка к Олимпиаде велась в Волгограде. Город мог стать со временем центром подготовки «художниц» надолго. Традиции, сильнейший тренерский состав — все на должном уровне, а вот условия, зал… К сожалению, после Атланты Фатеева уехала по контракту работать в Грецию, что не могло не сказаться на общем уровне тренерской работы.
«Продолжаем готовить чемпионок»
— Дефицита в желающих заниматься у вас, наверное, никогда не бывает?
— В этом обратная сторона художественной гимнастики. Родители оплачивают расходы и считают, что если уж привели свое чадо, то сделайте из нее Кабаеву. А ведь наш вид подразумевает колоссальные нагрузки. Так упорно, как художницы, никто не тренируется. Дошло до того, что тренеры на дверях табличку крепят: родителям во время тренировок вход воспрещен. Дети сами закрывают перед ними дверь.
— Но Волгоград продолжает делегировать спортсменок в сборную России.
— Да. Первым тренером Анжелики Стубайло была Ксения Королькова, затем девочка перешла к заслуженному тренеру России . Позднее Анжелика переехала в Москву и стала заниматься в Центре Олимпийской подготовки, неоднократно в составе национальной сборной становилась призером крупнейших международных соревнований. У нас немало перспективных девочек, которые уже на карандаше у главного тренера сборной .
Видео дня. «Фулхэму» не удалось обыграть «Лидс Юнайтед»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео