Войти в почту

Шарапова, Тодоренко, Собчак. Как корпорации России и Европы наказывают своих амбассадоров

В США и Европе бренды давно следят за репутацией своих рекламных лиц. В России такая практика тоже становится нормой. Первыми в истории страны инфлюэнсерами, наказанными за высказывания, стали Ксения Собчак и Регина Тодоренко, после чего с ними разорвали контракты и иностранные компании. The Bell попытался понять, что происходит. Сообщается, что Ксения Собчак подала в суд на немецкую версию издания Business Insider, где вышла с заголовком «Амбассадор Audi в России называет чернокожих “глупыми и ленивыми”». Собчак обвиняет издание в клевете, ведь материал может стоить ей контракта с этим автопроизводителем (сумма контракта, предполагают эксперты, составляет сотни тысяч долларов в год). Business Insider привлек внимание к постам в инстаграме Собчак о кампании Black Lives Matter в США. В одном на видео протестов против произвола полиции в отношении афроамериканцев была наложена песня «Убили негра». В другом стоял такой текст: «Те, кто сумел осознать, что для успеха нужно в******ть, давно стали уже условными Наоми Кэмпбелл, Обамой и Уинфри. Остальные же всегда найдут оправдание себе и своей лени и глупости». Представитель Audi назвал высказывания Собчак «неприемлемыми». Адвокат коллегии «Делькредере» Алексей Наумов, комментируя ситуацию, говорит, что у Собчак есть шансы защитить репутацию, так как из ее поста нельзя заключить, что она считает всех чернокожих «глупыми и ленивыми». Но полностью компенсировать финансовый ущерб будет сложнее. Чтобы попробовать это сделать, придется доказать, что между публикацией Business Insider и расторжением рекламного контракта есть прямая связь, замечает Екатерина Калиничева, руководитель практики защиты интеллектуальной собственности в интернете юридической компании Semenov & Pevzner. В Audi причиной прекращения отношений назвали сами посты. За неделю до конфликта с Audi прекратить сотрудничество с Собчак пообещал российский бренд косметики Mixit (поводом стала шутка с упоминанием певца Стаса Костюшкина, который рассказал, что в детстве стал жертвой насилия), но так этого и не сделал. Ранее без нескольких контрактов осталась телеведущая Регина Тодоренко, людям не понравилось ее высказывание о домашнем насилии. По оценке Forbes, Тодоренко могла потерять на этом от 50 до 100 млн рублей. Отношение одних и тех же брендов к репутации амбассадоров в России и на Западе пока отличается. Например, в марте 2016 года теннисистка Мария Шарапова призналась в употреблении допинга. От сотрудничества с ней практически сразу в числе других отказалась компания Nike. Всего по контракту, заключенному в 2010 году, она должна была получить $70 млн. Спустя два года российский офис Nike не стал реагировать на громкий скандал с участием локального амбассадора бренда — футболиста Александра Кокорина, ставшего участником двух драк в центре Москвы. Оба раза Кокорин был одет в фирменную одежду бренда, в ней же он пришел в суд. «Россия — хамоватая страна, здесь компании ведут себя вульгарнее, менее политкорректно, но вместе с западными брендами к нам все-таки проникают элементы культуры», — считает Андрей Амлинский, бывший креативный директор одного из агентств группы BBDO, владелец рекламной компании Amlinsky Creative Strategies, автор слогана «Сосу за копейки», который использовался для продвижения пылесосов LG.

Шарапова, Тодоренко, Собчак. Как корпорации России и Европы наказывают своих амбассадоров
© Деловой Квартал