Прозаик Ольга Харитонова: "Не взяли на работу агрономом, потому что не умею доить корову"

Девушка получила четыре высших образования, продавала страховые полисы, вела литературный кружок, а теперь ведёт курсы, пишет сценарии для мультфильмов и выпускает прозу. Сегодня в рамках проекта #встречисавтором омский литератор Ольга Харитонова представила эссе об Афанасии Фете , победившее в конкурсе журнала "Новый мир". Кроме того, у девушки недавно вышел сборник эссе "Звуки, которые нас окликают". - Я прочитал его, так же как и те произведения, которые вы выбрали для нашего проекта. И сделал вывод, что для вас характерно внимание к деталям - именно к описанию. То есть для вас не столь важен сюжет, сколько наблюдения за людьми и окружающим миром? - Вообще да, мне свойственна именно детальность. У меня вышла недавно книга, где эссе посвящено деталям Омска и других городов. - Вы запоминаете эти детали или записываете сразу? - Максимальная фиксация - фотография и описание в заметках телефона или блокноте. Записываю, что я про это думаю. Блокнотов у меня много, как у всех писателей. И когда я начинаю писать эссе по какой-то теме, заглядываю в заметки, всё поднимаю, смотрю, что по теме туда может подойти и как друг с другом это склеить. Почти все мои тексты проходят через интернет, я пишу и выкладываю. Потом из этих кусочков я могу создать эссе или развернуть их до рассказа. Либо так и оставляю короткими. Из этого сейчас и сложилась моя книга. - В книге "Звуки, которые нас окликают" есть очень откровенные вещи, например, про развод ваших родителей. Тяжело писать такое о своей жизни? - Очень больно, но хочется. Наверное, после этого легче становится. Я не могу некоторые эссе перечитывать, некоторые до сих пор не читала. Пока работаю, сразу редактирую, дочитываю, доделываю и больше не касаюсь. Мне вот сейчас надо всё перечитать, и если там есть ошибки, их не повторить. Может, я кому-то отдам это сделать, точно не знаю. Конечно, могу себя пересилить, напиться валерианы и сделать это. Я так, просто вредничаю. - Знаю, что вы ещё и работаете сценаристом мультфильмов. Как пришли к этому? - Издалека начну. Я участвую во всех конкурсах, которые плохо лежат и хорошо лежат тоже. Подала заявку на "Суздальфест" - это анимационный всероссийский фестиваль, куда приглашали авторов, которые могут писать для анимации. Прошла конкурс, поехала, познакомилась со многими ребятами, а потом поинтересовалась: "Есть какая-то работа?". Мне сказали: "Попробуй сюда", и вот работаю на договорной основе. Всё, что можно писать, я напишу, лишь бы платили (смеётся) . Это такая вещь, иногда есть, иногда нет. Я полгода не сценарист, потом пару месяцев снова сценарист. Работаю со студией "100 киловатт", пишу сериал "Бобр добр". - Прежде не был с ним знаком, перед интервью посмотрел одну серию. Как я понял по отсутствию диалогов, это мультфильм для совсем маленьких ребятишек. - Да, для детей примерно 5 лет. - Насколько для вас как для автора интересно работать над сценариями, где нет диалогов, а только действие? - Переключаешься, пишешь по-другому. Я понимаю, что авторам, которые не знакомы со сценаристикой (а я веду курс по ней, то есть пытаюсь людей этому научить), оказывается, очень сложно переучить себя с художественных текстов на сценарные, вдруг начать писать сценарии, где ты прописываешь только действия, пишешь глаголами. Для них это сложно. А у меня не было сложностей с этим, мне просто интересно и то, и другое в разное время. Главное - сделать сюжет, найти какую-то деталь и сделать из неё что-то полноценное. - Когда я стал папой, то с удивлением обнаружил, что сейчас выходит много отечественных мультфильмов отличного качества, которые учат детей хорошему. И мы с удовольствием с детьми их смотрим. - Да, многие думают, что нет хороших российских мультиков, а "Союзмультфильм" умер, его похоронили, закопали… Ничего подобного, "Союзмультфильм" жив. Например, их "Оранжевая корова" - добрая вещь, замечательно сделанная, выверенный сценарий. И ещё в стране есть как минимум 4-5 студий, делающих хорошие мультсериалы. Мы все очень надеемся, что эта сфера будет развиваться и дальше. Каждый год проходят питчинги, я три года подряд на них ездила. Авторы привозят идеи для новых сериалов, лучшие доходят до запуска проекта. - Я правильно понял, что к отказам издательств вы легко относитесь? - Да, сколько их было. А сценаристика, кстати, этому учит, ты посылаешь 20 заявок, тебе одну утверждают и то, её потом мурыжат, мурыжат и отказывают тебе. Если к этому трепетно относиться, то вообще ничего не получится. Это дело времени, если бы я только начинала и мне бы постоянно отказывали, меня бы это сломало, обидело. Сейчас такого нет, потому что я знаю, что тексты хорошие, и если не взяли сюда, то это не потому, что я плохо пишу, а потому что просто не подошёл формат или не то время, не тот редактор. Я понесу туда, и там возьмут, поэтому у меня нет обиды. Конечно, стоит прислушиваться к профессиональной критике, иногда отказывают не просто так. Набираться опыта и учиться - вот это, наверное, главный совет, потому что многие говорят, что не хотят проходить литературные курсы, даже если они бесплатные… Посмотри вебинар по редактированию, вот тебе материал хороший - я не хочу, я и так всё знаю. Как ты можешь знать всё? - Вы же учились в Аграрном университете на кафедре агрохимии, а потом на дизайнера. А стали прозаиком плюс пишите мультипликационные сценарии. - Сейчас я самозанятый творческий. А так у меня четыре высших образования. - Ого. А ещё будут? - Нет (смеётся) . Мне кажется, что не я одна, когда встал вопрос о выборе профессии, поняла, что ни к чему конкретному не могу себя применить. Нужно либо всё, либо ничего. Можно было пойти на художника, вести какой-то асоциальный образ жизни. А я пошла по течению, поступила в аграрный, как-то само всё пошло, мне нравилось. Думала, что буду работать по специальности. Пыталась уехать в Саргатский район, хотела работать по специальности агрономом, но меня не взяли. Спросили: "Ты умеешь корову доить?", а я говорю: "Нет". Говорят: "Ну и всё тогда, до свидания". Как это связано, не знаю. Я везде хорошо училась, и в аграрном, и трижды в педуниверситете. Наверное, потому, что у меня есть способность какая-то к обучению. Я бы, наверное, не пошла на бухгалтера, юриста. Хотя, кем только не была. Например, в страховой фирме поработала. Но мне не понравилось. Оформлять полисы ОСАГО не самая творческая работа на свете. Потом я пять лет работала в образовании - педагогом, методистом… Вести литературный кружок нравилось. Пришлось дополучить ещё два высших образования. Но в итоге сейчас я самозанятая. - Как я узнал из ваших страниц в соцсетях, про мультипликацию вы с удовольствием рассказываете школьникам. - Мне интересно с ними разговаривать на тему сценаристики, потому что прийти как детский писатель и прочитать детскую книжку - это, по-моему, уже скучно. А вот поиграть, посмотреть мультфильмы, порисовать, поорать, когда учителя просто в шоке, это здорово! Главное, чтобы мне весело было (смеётся) . Я не знаю до конца, зачем это делаю, наверное, мне приятно питаться от ребят энергией и просто весело. Я за свой счёт ездила в районы Омской области на такси, чтобы в сельской библиотеке, в избушке, провести мастер-класс. Просто по приколу. - А как вас туда приглашают? По сарафанному радио? - Никто меня не приглашает. Я сама напрямую пишу сотруднику какой-нибудь далёкой от Омска библиотеки: "Ребята, я к вам приеду". Некоторые поначалу упираются, говорят, что у них нет интернета. Я обещаю всё на флешке привезти, они отвечают, что к ним далеко ехать. А я всё равно готова за свой счёт. Например, одну деревню на карте нашла, просто посреди трассы пару домов стоит, вот туда я и съездила. Хотя интернета там не было только в библиотеке (смеётся) . У ребят есть гаджеты. У кого-то даже на телефоне было установлено приложение, чтобы делать мультики. Моя мечта, чтобы меня с лекциями куда-то приглашали как нормального человека, за это платили, и я бы этим жила. Потому что материала очень много, я сейчас веду курсы онлайн, но хотелось бы более масштабно. - Ещё меня поразила ваша любовь к Паустовскому. Не хочу обижать, мнение стереотипное, так как я его со школы не читал. Но ассоциируется он у меня со словом "скука". - У многих так, у меня самой темперамент вообще не "паустовский", я не могу долго книжку толстую читать. - Я могу, но в ней должно быть много действия, яркий сюжет. - В общем, я не знаю, как так совпало, в каком-то определённом возрасте я прочитала Паустовского, в нужное время в нужном месте. И у меня появилась дикая мечта - съездить в его музей, побывать на могиле и вообще коснуться чего-либо, с ним связанного. Я очень долго горела, и у меня это получилось, я про это писала. В книге есть у меня линия Паустовского, у меня несколько эссе про него , прямо про него, косвенно про него, и всё это вместе так замешано. Вообще, он - хороший автор, я всем пишущим советую "Золотую розу" читать, потому что это прямо учебник языка. Видимо, это больше для любителей русской культуры - цветочки, деревенька, лодочка, рыбалка, но полезно всем.

Прозаик Ольга Харитонова: "Не взяли на работу агрономом, потому что не умею доить корову"
© Омск Здесь