Город трудовой доблести Иркутск: центр производства бомбардировщиков и лечения бойцов Красной армии

20 российских городов получили статус «Город трудовой доблести» в знак признания заслуг в годы войны. Среди них пятый по величине город Сибири – Иркутск. C началом Великой Отечественной войны все предприятия Иркутска были перестроены на военное производство. Оружие, боеприпасы и другую военную продукцию выпускали не только крупные мануфактуры, но и мелкие, ранее занимающиеся только гражданским производством. Во время войны было важно перенести предприятия вглубь страны подальше от военных действий, иначе производства необходимых продуктов, товаров, оружия и техники было бы невозможно сохранить. Именно поэтому в Иркутск переехало 22 крупных предприятия, 10 трестов и сырьевых баз. Например, на завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева в Иркутске в 1941 году прибыло оборудование с Новокраматорского и Старокраматорского заводов Украины. Приезжали эшелоны со станками и машинами, за год удалось завершить монтаж основного оборудования. В апреле 1942 года из 618 единиц ввели в эксплуатацию 397. В Иркутске реализовали поручение по расселению прибывающих украинских рабочих, однако, места не хватало. Некоторые работники жили в вагонах, других удалось поселить в квартиры, благодаря радушию иркутян, которые согласились «уплотниться». Фото: ТАСС На заводе имени Куйбашева в годы войны начали производить авиабомбы. Выпускали минометы 120-миллиметрового калибра, мины – 50-го и 107 -го. Только в 1941 году удалось произвести 50 тыс. штук 50-миллиметровых мин и 10 тыс. штук – 107-миллемтровых. А уже в 1944 году производственные мощности завода выросли вдвое, как и количество выпущенных металлорежущих станков. Еще одним крупным предприятием, переехавшим в Иркутск, был Московский авиационный завод №39. Его оборудовали в стенах местного авиационного завода №125. Всего через два месяца производство было уже смонтировано, и начался выпуск продукции. В 1942 году удалось наладить выпуск тяжелых истребителей Пе-3 и бомбардировщиков Ил-4. Готовые самолеты отправляли по железной дороге, что ускорило их прибытие в точки военных действий. В дни отправки самолетов работникам приходилось трудиться по 20 часов в сутки. Производству бомбардировщика Ил-4 правительство уделяло особое внимание, неоднократно директору Виктору Абрамову звонил Иосиф Сталин и требовал увеличить выпуск самолетов. Делали на заводе не только самолеты, но и мины для минометов. Только в октябре 1941 года произвели 50 тыс. штук. Работали на предприятии не только мужчины, но женщины и подростки. «В середине июня 1943 года на заводе был создан специализированный цех по производству изделия №82, то есть 82-миллиметровых пехотных мин. Наш 100-й был не просто комсомольско-молодежным, а фактически «несовершеннолетним» цехом. Так как из самолетостроительных цехов людей перевести было нельзя, наш цех укомплектовали подростками, бывшими школьниками. Но никаких скидок на возраст не было. Лучшая стахановка, токарь Пана Балакина довела выработку до 150-200 корпусов мин в смену. Работали ребятишки много, уставали, иногда засыпали прямо у станков. Цех работал круглосуточно, без выходных дней, двумя 12-часовыми сменами. Задача перед нами была одна: ежесуточно сдать 1000 мин, уложенных в специальные ящики с ложементами, по 10 штук в каждый, и погрузить ящики в железнодорожный вагон. Этот план оставался неизменным до самого Дня Победы», – рассказывал в СМИ начальник цеха №100 Каспар Пудалов. Фото: ТАСС Эвакуировали в Иркутск не только военные, но и предприятия легкой и пищевой промышленности: швейную фабрику имени Воровского, фабрику головных уборов из Одессы, Смоленскую швейную фабрику, хромовый завод из Серпухова, обувную фабрику из Днепропетровска, модельную мастерскую из Одессы. Даже в годы войны продолжалось строительство новых заводов в Иркутске. Окрепла и энергетическая база: запустили тепловую электростанцию, новую электротурбину на заводе имени Куйбышева и турбину на Иркутской ТЭЦ. Свой вклад в Великую Победу внесли иркутские медики и ученые. Город стал одним из важных центров лечения раненых бойцов Красной армии. К началу 1942 года развернули 28 госпиталей на 10 400 коек. Руководство деятельностью госпиталей осуществлял медико-эвакуационный центр во главе с хирургом Анатолием Флеровским. Кстати, главным практикующим хирургом эвакогоспиталей была женщина – Ася Сорокина. После войны она опубликовала множество научных работ, где особенно тщательно изучала вопросы переливания крови. Фото: ТАСС Оснащали больницы в меру возможностей. Коек не хватало, поэтому их делали самостоятельно из подручных материалов. Был недостаток ваты, поэтому местные биологи предложили использовать иркутское сырье, так появился новый материал – мох-сфангум. Не хватало антисептиков, мазей и перевязочных материалов, медики искали заменители, так удалось создать собственный лейкопластырь. Врачи собирали в тайге застывшую живицу или серу, растирали в эфире или спирте – получалась клейкая поста, не вызывающая раздражений. В 1943 году в Иркутске открылся протезный завод, где изготавливали протезы для бойцов, потерявших конечности. Хирурги не выходили из операционных сутками, на одного медика приходилось порядка 15 операций в сутки. Врачи творили чудеса, даже когда борьба за жизнь казалась бессмысленной.

Город трудовой доблести Иркутск: центр производства бомбардировщиков и лечения бойцов Красной армии
© Мир24