Ежегодно 5 августа во всем мире отмечают День светофора. Именно в этот день в 1914 году был установлен первый электрический светофор, предшественник современных устройств. За прошедшие сто лет светофор очень изменился – сегодня он может удивить не только анимированными «человечками». Рассказываем о последних новинках «Швабе». Скоро эти светофоры станут частью систем «умного города», которые создаются холдингами Госкорпорации. Главный на дорогах Со времен появления первого светофора транспортная система постоянно усложнялась. Сегодня светофоры являются частью большого набора средств контроля над транспортными потоками и все чаще включаются в интеллектуальную транспортную систему (ИТС), управляющую движением транспорта в городе с помощью инновационных технологий. В 2018 году холдинг Ростеха «Швабе» и Центр организации дорожного движения Москвы заключили пятилетний сервисный контракт на обеспечение бесперебойной работы интеллектуальной транспортной системы Москвы, регулирующей все транспортные потоки города. В ИТС входят десятки тысяч различных объектов: свыше 3,5 тыс. датчиков движения транспорта, порядка 2,7 тыс. камер телеобзора, около полусотни метеостанций, а также дорожные табло информации, системы связи и серверного оборудования. Но самым заметным тружеником ИТС, конечно, является светофор, без которого немыслимо представить городской трафик. В настоящее время в ведении «Швабе» находятся 44 тысячи столичных светофоров. Одно из главных преимуществ «Швабе» – собственные производственные мощности, развернутые по всей стране. Когда в сентябре 2015 года оптический холдинг Ростеха выиграл тендер на строительство новых и реконструкцию устаревших светофорных объектов в Москве, за первые шесть месяцев работы на улицах появилось более 6 тыс. новых светодиодных дорожных знаков и 60 светофоров. Вся техника была произведена Уральским оптико-механическим заводом имени Э.С. Яламова (УОМЗ), входящим в состав холдинга. «Швабе» продолжает не только обслуживать существующую систему, но и обновляет ее: за прошлый год на улично-дорожной сети столицы было заменено порядка 3,5 тысяч этих устройств. В линейке дорожных светофоров «Швабе» − более 15 моделей. Основа световых элементов устройств – светоизлучающие диоды на печатной плате. Использование светодиодов позволяет увеличить срок службы светофора и снизить его энергопотребление. Для изготовления корпуса и стекла применяется ударопрочный поликарбонат, выдерживающий перепады температур и стойкий к УФ-излучению. УОМЗ выпускает как отдельные светофоры для транспорта и пешеходов, так и совмещенные модели. Светофоры оснащаются обратным отсчетом времени и, при необходимости, устройствами звукового сопровождения. Новым технологиям − зеленый свет! С годами светофоры меняются внутренне и внешне. Использование светодиодов позволило превратить сигнальные панели практически в экраны. Одну из таких моделей «Швабе» показал на выставке «Иннопром» еще в 2018 году. Такой светофор, помимо выполнения своих основных функций, транслирует на экране данные о пробках, погоде и дорожной ситуации. «Это новейшая транспортная система, которая с началом своего применения даст ощутимые результаты. Оптимизируется трафик, повысится уровень безопасности и удовлетворенности жителей городской средой. При этом важно, что заметно сократится потребление электроэнергии за счет использования энергосберегающих светодиодов», – рассказывал на выставке заместитель генерального директора «Швабе» Иван Ожгихин. «Швабе» также разработал «умные» светофорные объекты с адаптивным регулированием транспортных потоков и видеокамерами для фиксации правонарушений. Датчики, встраиваемые в дорожное полотно, оценивают загруженность перекрестка, информация передается светофору, который автоматически корректирует длительность фаз. Два таких объекта функционируют в Рыбинске. После установки модернизированных светофорных объектов пропускная способность перекрестков выросла на 15%, а число ДТП на них уменьшилось в шесть раз, при этом на оборудованных участках дорог не было зарегистрировано ни одного случая дорожно-транспортного травматизма. В 2019 году на «Иннопроме» Ростех представил светофор Visual Intelligent Control (VIC). Он разработан на УОМЗ и отличается гибким функционалом, высокой надежностью и ремонтопригодностью благодаря модульной конструкции. На то, чтобы добавить или заменить какой-либо модуль, требуется всего несколько минут. Одна из ключевых особенностей светофора VIC – лазерный блок, проецирующий в воздух заградительный сигнал для водителей. Со стороны это выглядит как ряды параллельных линий, которые с расстояния от 100 до 200 метров предупреждают о местоположении дорожной «зебры». Сигнал хорошо виден в темноте и тумане. Благодаря возможности оснащения дополнительными модулями VIC имеет широчайший набор функций. Среди них – видеокамера с возможностью анализа отснятой информации, метеостанция, экологический датчик параметров окружающей среды, точка доступа Wi-Fi, а также система оценки состояния дорожного покрытия. В недалеком будущем такие светофоры станут важной частью систем «умного города», которые создаются «Швабе» и другими холдингами Ростеха. Интеллектуальная транспортная система, частью которой является светофорная сеть, показала успешные результаты в Москве. Благодаря работе ИТС в столице смертность от ДТП снизилась до уровня 3,5 погибших на 100 тыс. человек и продолжает уменьшаться. Ростех готов применять московский опыт и внедрять «умные» технологии и в других городах России.