Олимпийский огонь «Климова»
19 июля исполняется 40 лет московской Олимпиаде 1980 года. И как ни странно, прямое отношение к этой дате имеет «ОДК-Климов». Именно на этом заводе был создан главный атрибут Олимпиады и, пожалуй, в прямом смысле самый «яркий» образец конверсионной продукции предприятия – олимпийский факел. Это небольшое изделие заняло месяцы напряженной работы – к олимпийскому символу предъявлялись особые требования. И с этим заданием «климовцы» успешно справились, выпустив к Олимпиаде более 6 тыс. факелов. О том, как это было, – в нашем материале. От газовой зажигалки до олимпийского огня За четыре года до начала Олимпиады-80 в СССР было основано Управление эстафеты и церемоний. Именно оно курировало создание олимпийского факела. В итоге разработку главного символа Олимпиады перепоручили Ленинградскому научно-производственному объединению имени В.Я. Климова (ныне «ОДК-Климов»). Почему именно оборонному предприятию, которое занималось созданием авиационных и танковых двигателей? Как известно, многие военные предприятия в то время активно налаживали выпуск гражданской продукции – в стране была объявлена конверсия. Завод имени Климова в стороне не остался – здесь было организовано производство промышленных энергетических газотурбинных установок и газовых зажигалок. Топливом олимпийского огня должна была стать смесь пропана и бутана, поэтому рассматривались заводы, где производились газовые зажигалки. Завод Климова выгодно выделялся на фоне всех – здесь действовало собственное конструкторское бюро, предприятие имело мировую известность. Перед главным конструктором предприятия Сергеем Петровичем Изотовым в октябре 1978 года была поставлена непростая задача – в течение месяца создать первый рабочий образец факела. Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В. Я. Климова Возглавить процесс разработки и собрать команду было поручено конструктору Борису Тучину. К процессу создания уникального изделия с энтузиазмом подключились многие «климовцы». Среди них – инженер Евгений Сур. «Было очень интересно. Нам оставалось фактически два года до Олимпиады, а техническое задание нам выдали жесткое. Масса должна была быть не более килограмма, пламя определенного размера и так далее. Плюс к этому уже через два месяца после поступления задачи нужно было изготовить образец», – вспоминал он позже. Климовская «факелиада» Действительно, техзадание «климовцы» получили очень ответственное, соразмерно самой миссии олимпийской «зажигалки». Факел должен доставить Олимпийский огонь из греческой Олимпии в Москву, поэтому пламя должно быть готово к любым погодным условиям, выдержать дождь и ветер. При этом пламя должно гореть в течение 8 минут – столько времени есть у факелоносца на то, чтобы пробежать свою дистанцию. Чтобы бежать с факелом в руке было удобно, он не должен быть тяжелее 1 кг, а по высоте – не менее 55 см, но не более 65 см. Наряду с жесткими характеристиками изделия, очень сжатыми сроками на его создание, «климовцы» сталкивались и с другими, порой совсем неожиданными трудностями. Например, необычное требование выдвинула греческая сторона – использование оливкового масла. В корпус факела были встроены миниатюрные контейнеры с маслом, которое при горении придавало пламени аромат и окрашивало в розовый оттенок. Основной состав горючей смеси состоял из пропана и бутана особой очистки – 20 и 80 процентов соответственно. В В честь 40-летия Олимпиады-80 в «ОДК-Климов» зажгли факел. Фото: «ОДК-Климов». Устройство факела, конечно, напоминает обычную газовую зажигалку – ключевыми составными частями здесь остаются горелка и газовый баллон. Но есть очень значимое отличие – зажигалка дает пламя на 30 секунд, а олимпийский факел должен гореть как минимум 8 минут. Газ имеет свойство быстро охлаждаться, поэтому пламя гаснет спустя секунды, времени хватит только зажечь сигарету. Чтобы сжиженный газ так быстро не «замерзал» инженеры усовершенствовали конструкцию горелки и газового баллона, а также разработали специальную испарительно-перегревательную камеру, повышающую устойчивость горения. Пришлось решить проблему и с самой горелкой. При ее разработке проводились с виду простые, но информативные испытания – инженер Евгений Сур, имевший репутацию спортсмена-пловца с хорошо развитыми легкими, пытался задуть пламя. Так среди заводчан даже появилась новая единица измерения силы ветра – один Сур. Самой устойчивой оказалась открытая горелка с радиально-кольцевым выходом газовоздушной смеси. Ее не смог задуть ни Сур, ни мощная струя сжатого воздуха. Техзадание включало не только характеристики, но и внешний облик факела. С дизайном сложилась довольно интересная ситуация. «Было сказано, что факел не должен быть похож на все остальные, но вид его должен быть традиционным», – рассказывал Евгений Сур. К созданию внешнего облика факела привлекались художники Ленинградского художественно-промышленного училища им. В. Мухиной, также проводился конкурс среди студентов Московского архитектурного института. Интересных предложений было много, но идеи дизайнеров зачастую не учитывали конструктивные особенности факела. Поэтому и с этой задачей «климовцам» пришлось справиться самим – конкурс выиграл художник завода Борис Рогачев. Фото: «ОДК-Климов» В итоге факел отвечал требованиям технического задания, при этом был традиционным, но уникальным внешне – высотой 56,5 см в спокойной цветовой гамме: золотистая чаша, серебристого цвета защитный экран, а корпус и рукоятка покрыты матовой эмалью светло-серебристого оттенка. Вдоль корпуса красовалась надпись на русском «Москва – Олимпиада 1980». Ровно через месяц с момента начала работ над факелом, 29 ноября 1978 года, был испытан первый образец. 16 декабря факел впервые зажгли перед публикой – журналистами и представителями оргкомитета XXII Олимпийских игр. Затем начались государственные испытания факела, которые успешно завершились 17 февраля 1979 года. Серийное производство 6000 факелов планировалось наладить в Японии, однако японская компания отказалась от заказа. В такой ситуации производство олимпийских факелов также перешло заводу Климова. К этой работе подключились еще два ленинградских предприятия: завод «Северный» занялся производством корпусов для факелов, а Завод электроавтоматики изготовлял рукоятки. На заводе им. Климова организовали сборку, испытания, настройку и производство газовых баллончиков для факелов. Работа предстояла напряженная: сотрудники трудились практически без выходных. Всего было изготовлено 6200 изделий. Затем нужно было развести факелы по всем городам – от Олимпии до Москвы, при этом сопровождать на всем протяжении эстафеты. Конструкторы завода Климова официально входили в группу сопровождения Олимпийского огня – им были отведены специальные машины, где каждый факел проходил последнюю проверку перед очередным забегом. «Климовские» факелы преодолели самую длинную Олимпийскую дистанцию – почти 5000 км. Эстафета огня: от Олимпии до Москвы за месяц Свой путь огонь московской Олимпиады начал 19 июня 1980 года в греческом городе Олимпия. Именно здесь проходит традиционный олимпийский спектакль – главная жрица храма Геры, подойдя к большому вогнутому зеркалу, зажигает от солнечных лучей факел, пламя переносит в глиняный сосуд. На древнем Олимпийском стадионе его установили на алтаре Зевса. И здесь от Олимпийского огня жрица зажгла факел Игр XXII Олимпиады и дублирующие его лампы запасного огня. В 1980 году в роли жрицы выступала греческая актриса с подходящей фамилией – Мария Москолиу. Кстати, Мария выполняла эту роль с 1964 года, то есть через ее руки в буквальном смысле прошли огни восьми олимпиад. Как впоследствии она призналась, факел Олимпиады-80 показался ей самым удобным. От Москолиу до Москвы олимпийский огонь доставили около пяти тысяч атлетов с помощью 4999 факелов через города Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Ровно через месяц, 19 июля 1980 года, факел зажег пламя в чаше главного Олимпийского стадиона в Лужниках.